Что такое Кодекс Хейса

Кодекс Американской Ассоциации Кинокомпаний, также известный как кодекс Хейса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США.

Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров, принадлежавших членам ассоциации.

Свод правил образца 1927 года

Постулировалось, что в кинокартинах, выпущенных членами Ассоциации, не должны появляться следующие вещи:

Строго воспрещалось использовать обсценную лексику и экспрессивные выражения, включая и такие слова, как «God», «Lord», «Jesus», «Christ» (если только они не используются благоговейно в связи с надлежащими религиозными церемониями), «hell», «damn», «Gawd». Хотя при этом их можно было показывать написанными (кроме откровенно нецензурной брани).
Нельзя было изображать любую соблазнительную наготу, причём как актёров, так и их силуэты или тени. Также нельзя было допускать, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
Нельзя было изображать незаконный оборот наркотиков.
Ничего, что наводило бы на мысли о сексуальных «извращениях».
Запрещался показ белого рабства.
Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения (метисация) были под запретом.
Запрещалось показывать любые проявления сексуальной гигиены и упоминать венерические заболевания.
Запрещалось показывать любые сцены родов — фактические или даже в виде силуэтов.
Запрещалось показывать половые органы детей.
Запрещалось высмеивать духовенство. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
Запрещались умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания.

Также имелся список рекомендаций (там перечислены сомнительные сюжеты, показ которых должен быть оправдан общей идеей фильма):

  • Не рекомендовалось показывать какие-либо сомнительные действия с флагом государства.
  • Не рекомендовалось изображать международные отношения (рекомендовалось избегать изображать в неблагоприятном свете религию, историю, институты или видных граждан других стран).
  • Не рекомендовалось изображать сцены поджогов.
  • Не рекомендовалось изображать сцены применения огнестрельного оружия.
  • Не рекомендовалось изображать сцены пыток.
  • Порицалось показывать в деталях сцены кражи, грабежа, взлома или взрыва поездов, шахт, зданий и т. д. (имея в виду, что кто-то может попробовать воспроизвести показанное).
  • Порицалось показывать жестокость.
  • Порицалось показывать технику совершения убийств любым способом.
  • Порицалось показывать методы контрабанды.
  • Порицалось показывать сцены повешения или применения электричества в качестве судебного наказания за преступление.
  • Порицалось показывать сочувствие к преступникам.
  • Порицалось показывать сцены порицания публичных персон и учреждений.
  • Порицалось показывать сцены мятежей и восстаний.
  • Порицалось показывать очевидную жестокость к детям и к животным.
  • Порицалось показывать сцены клеймения людей или животных.
  • Порицалось показывать сцены продажи женщин или сцены, где женщины продают секс.
  • Порицалось показывать сцены изнасилования или попытки изнасилования.
  • Порицалось показывать сцены первой брачной ночи.
  • Порицалось показывать мужчину и женщину в постели вместе.
  • Порицалось показывать сцены преднамеренного обольщения женщин.
  • Порицалось показывать что-либо, раскрывающее устройство института брака.
  • Порицалось показывать хирургические операции.
  • Порицалось показывать использование наркотиков.
  • Порицалось показывать названия или сцены, имеющие отношение к силовым или правоохранительным органам.
  • Порицалось показывать продолжительные или сексуально-привлекательные поцелуи, особенно когда один из персонажей в фильме является антагонистом или хотя бы просто «трудным» персонажем.

Свод правил образца 1930 года

В него вошли все принципы и запреты образца 1927 года, и добавились некоторые общие пожелания:

  • Запрещалось фильму «снижать моральные стандарты тех, кто его видит».
  • Призывали производителей фильмов к описанию «правильных стандартов жизни».
  • Запрещалось показывать какие-то насмешки в отношении закона или показывать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».

Далее эти пожелания были конкретизированы следующим образом:

  • Предписывалось на экране продвигать ценности традиционного (то есть доиндустриального, европейского, христианского) общества.
  • Сексуальные отношения вне брака запрещались изображать как привлекательные или прекрасные, предписывалось вместо этого изображать их таким образом, чтобы они не вызывали страсти или казались недопустимыми.
  • Утверждалось, что нужно либо придерживаться правила «политика только для взрослых» (то есть ни для кого, так как все фильмы делались «для детей», если придерживаться ранжирования, принятого после 1955 года), либо показывать то, что приведёт к правильным мыслям и политическим идеям у молодёжи.
  • Все уголовные дела должны были быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не могли вызвать симпатию у аудитории, либо аудитория должна хотя бы «осознать, что такое поведение неверно».
  • Необходимо было относиться с уважением к авторитетным деятелям, и духовенство не могло быть изображено как комические персонажи или злодеи. В некоторых случаях политики, полицейские и судьи могли быть злодеями, если из фильма ясно, что эти лица, изображенные как злодеи, являются исключениями из правила.

Некоторые ограничения, такие как запрет на гомосексуализм или использование конкретных библейских слов, никогда не упоминались напрямую, но считались понятными без четкой демаркации.

В Кодексе также содержится добавление, обычно называемое Рекламным кодексом, в котором регулировался показ рекламных изображений, изображений товаров и т.п.

Как видите, правила вполне разумные. Откуда же они взялись?

Голливуд в 1920-х годах был омрачен рядом широко оглашённых скандалов, таких, как убийство Уильяма Десмонда Тейлора и предполагаемое изнасилование Вирджинии Раппе популярной кинозвездой Роско Арбаклом. Всё это принесло голливудским студиям широкое осуждение со стороны религиозных, гражданских и политических организаций. Кроме того, уже к 1920-м годам в штате Нью-Йорк имелись в арсенале топлесс-шоу; выступления, наполненные «употреблением библейских слов всуе»; так называемые «зрелые сюжеты» и диалоги, намекающие на сексуальный подтекст. Политическое давление на киноиндустрию возрастало, а законодатели в 37 штатах в 1921 году запретили прокат более 100 голливудских кинолент.

Столкнувшись с перспективой соблюдения сотен и, возможно, тысяч непоследовательных и легко изменяемых законов отдельных штатов о приличиях, ради возможности показывать свои фильмы в прокате, студии выбрали саморегулирование в качестве предпочтительного варианта.

В 1922 году, после нескольких рискованных фильмов и серии скандалов с участием звезд Голливуда, студии наняли пресвитерианского старейшину Уилла Хейса, чтобы восстановить «благочестивый» образ Голливуда. А конкретнее — с помощью внутренней цензуры фильмов предполагалось противодействовать внешней цензуре фильмов и скандальной известности некоторых звёзд Голливуда тех лет как либо людей сомнительного поведения, либо и вовсе как преступников.

Хейс разработал свод правил цензуры для ассоциации голливудских студий и состоял администратором в комитете, следившим за выполнением этого свода пунктов. В 1927 году Хейс предложил руководителям студий, чтобы они сформировали комитет для обсуждения цензуры фильмов. Ирвинг Г. Тальберг из студии «Metro Goldwyn Mayer», Сол Вюрцель из студии «Fox» и Э. Х. Аллен из студии «Paramount» вошли в первый состав этого комитета, и работу по обсуждению цензуры фильмов они вели в соответствии со списком правил, который назвали «Don’ts and Be Carefuls», который основывался на пунктах, полученных путём опроса местных цензоров. Этот список состоял из одиннадцати пунктов, которых надлежало избегать вообще и двадцати шести пунктов, которые рекомендовалось избегать. Список был одобрен Федеральной торговой комиссией (FTC), и Хейс создал Комитет по отношениям с членами ассоциаций киностудий (SRC) для контроля за соблюдением этого списка — «кодекса Хейса».

Весь документ был написан с явным католическим подтекстом и заявлял, что искусство должно быть тщательно обработано, потому что оно может быть «морально злым в его эффектах» и потому, что его «глубокое моральное значение» было бесспорным.

Идиотам я могу напомнить слова В.И.Ленина:

В условиях поголовной неграмотности населения важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк.

Ленин имел в виду как раз вот это — что «глубокое моральное значение» кино было бесспорным, и что оно своими образами прямо влияет на содержание черепных коробок населения. Заметьте — Ленин сообразил это задолго до появления «кодекса Хейса».

Когда был объявлен «кодекс», либеральный журнал «The Nation» опубликовал нападки на него. Но не помогло. На протяжении более тридцати лет практически все кинофильмы, созданные в Соединенных Штатах, придерживались «кодекса».

Кстати, принятие студиями «кодекса» привело к роспуску многих местных советов по цензуре.

Кодекс Хейса был отменен в 1967 году. А 20 июля 1969 года американский астронот в павильоне Голливуда якобы высадился на Луну. И вы напрасно думаете, что между этими событиями нет никакой связи.

В конце 60-х годов, когда стал ясен провал войны во Вьетнаме и то, что «лунная программа» США тоже завершится провалом (и весь мир убедится, что США проиграли СССР гонку космических технологий), когда Америку сотрясали выступления студентов против войны и правительства, а в армию пришлось грести людей с синдромом Дауна и умственной отсталостью — истеблишмент Америки нашел выход в переходе от индустриального развития к постмодерну. То есть к тому, чтобы заменить реальные успехи — их симуляцией в мозгах широких народных масс.

А чтобы симуляция хорошо легла в мозги ширнармасс — эти мозги следует предварительно размягчить, и простейшее средство для этого — выкинуть на прилавки то, что ранее было запретным. То есть пресловутые Sex, Drugs, Rock’n’Roll. Ну и сопуствующие им штуковины. Вот поэтому «кодекс Хейса» и свернули.

Это вот — фильм «Барбарелла» 1968 года выпуска. В широкий прокат в США он вышел как раз чтобы подготовить мозги американцев к попрыгушкам астронотов по Луне.

Очевидно, первоначально предполагалось, что этот отход от «кодекса» будет временным — как только у населения в бошках сформируется образ «преуспевающей Америки — лидера всего мира и источника демократии», гайки постепенно закрутят обратно. Но нет ничего более постоянного, чем временные решения. Голливудская «Фабрика грёз» стала слишком важной частью индустрии тотального вранья, чтобы ее удалось загнать обратно в стойло.

Забавно, что исходно планку падения нравов уронило европейское кино, в котором «кодекса Хейса» никогда не было, но которое раньше обезьянничало с Голливуда. А тут вдруг попёрло — откуда ни возьмись поднялась Nouvelle vague («Новая Волна»), все эти Пердолини и Педерико Педрини с Бурчелло Настрояни кинулись снимать кино о тяжелой жизни воров, половых извращенцев и проституток. Понятно, что Голливуд быстренько их догнал и перегнал — но начали-то они.

Ну а дальше под действием сорвавшегося с цепи шоубизнеса стало происходить моральное разложение населения. Результаты сказались уже через пару десятилетий — и только распад СССР спас США от краха. Ну как спас — позволил растянуть агонию системы еще на 30 лет. Но поскольку пиндосы за это время лучше не стали, а система пропаганды окончательно пошла вразнос, скатившись к порнухе и экранизации комиксов про человеков-пауков — конечный пункт американского пути уже близок.

  • avatar
  • .
  • +24

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.