"К-19" (Великобритания-Германия-США-Канада, 2002) VS "72 метра" (Россия, 2004)

Сегодня мы поговорим о достаточно грустной теме — о затонувших подводных лодках. Подобного рода трагедия была в центре сюжета двух фильмов начала нулевых: российской ленты “72 метра” и американской картины “К-19”.

Американский фильм режиссёра Кэтрин Бигелоу под названием “К-19” основан на реальных событиях, произошедших с советской атомной подводной лодкой в 1961 году, спустя всего два года после её спуска на воду. При возвращении подлодки со штатных учений на “К-19” произошла авария одного из реакторов.

Многочисленные попытки устранить неполадку или минимизировать её последствия, предпринятые экипажем лодки, привели лишь к ухудшению радиационной обстановки, и смертельно опасное загрязнение распространилось по всему кораблю. Через сутки после аварии весь личный состав был эвакуирован, однако, в течение нескольких недель 8 человек скончались от последствий лучевой болезни. Именно эту трагическую историю и решилась экранизировать Кэтрин Бигелоу.

Российский художественный фильм Владимира Хотиненко “72 метра” основан на одноимённом рассказе и нескольких других произведениях писателя Александра Покровского, который в 70-е сам служил на атомных подводных лодках и участвовал в двенадцати боевых операциях. Благодаря этому опыту, морская проза Покровского может считаться достоверной и основанной на реальных фактах и знаниях.

Сюжет фильма “72 метра” переносит зрителя в начало 90-х, период распада СССР и общей неразберихи того времени. Экипаж подводной лодки “Славянка” во время учений по плану должен на 24 часа скрыться от радаров учебного центра. Именно в этот момент подводная лодка натыкается на морскую мину времён Второй Мировой, после столкновения с которой судно теряет управление и частично оказывается затоплено. Моряки попадают в ловушку, выбраться из которой практически невозможно.

Для съёмок своего фильма “К-19” Кэтрин Бигелоу удалось добыть списанную советскую лодку “К-77”, немного отличающуюся по конструкции от оригинала. Однако все особенности этой дизельной подлодки были замаскированы, а вокруг рубки надстроили длинные и широкие пластиковые конструкции, так что сходство получилось приемлемым.

Также Бигелоу с помощниками удалось получить разрешение на посещение закрытых зон Северного флота ВМФ России, где она лично побывала на одной из списанных подводных лодок. Исполнить главные роли Кэтрин Бигелоу пригласила звёзд первой величины: Харрисона Форда и Лиама Нисона, которые, к счастью, не стали разговаривать в кадре по-русски.

При создании ленты “72 метра” режиссёр Владимир Хотиненко в полной мере использовал компьютерные, визуальные технологии. Была создана трёхмерная модель самой подводной лодки по проектам и чертежам реального дизельного судна. Также при помощи компьютерного моделирования была создана подводная мина, полностью нарисована сцена пролёта виртуальной камеры над бухтой и горами, а также анимированная, трёхмерная чайка.

Однако визуальные эффекты не затмили собой игру талантливых российских актёров, среди которых были Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Чулпан Хаматова, Дмитрий Ульянов, Сергей Гармаш, Владислав Галкин и Андрей Краско.

Резко негативной реакции российских моряков на ленту “К-19” Кэтрин Бигелоу удалось избежать за счёт постоянных консультаций и доработок сценария. В первой версии сюжета члены экипажа советской военной подлодки умудрялись пить водку во время дежурств, играть в карты и разглядывать эротические журналы.

Все эти одиозные сцены были вычищены из сценария после того, как российские эксперты и участники тех событий написали строгое открытое письмо к авторам. В итоге после премьерного показа в интервью моряки говорили, что в рамках сюжета фильма нелепостей и совсем уж серьёзных ошибок всё-таки удалось избежать, однако большинство сюжетных линий, конечно, являются выдумкой.

Рассказ Александра Покровского “72 метра” был написан задолго до гибели экипажа печально известной подлодки Курск, однако фильм вышел в прокат уже после этой трагедии, что не могло не отразиться на его восприятии зрителями. Многие журналисты решили увидеть в картине политический заказ, направленный на восстановление подпорченной репутации, тем более, что и заказчик у картины соответствующий – Первый Канал.

Также создателям картины были предъявлены обвинения в националистических идеях. Дело в том, что в ленте есть сцена, в которой экипаж “Славянки” после распада СССР отказывается признать украинскую присягу, в связи с чем национальная экспертная комиссия Украины по вопросам общественной морали рекомендовала украинским кинотеатрам отказаться от проката картины. Несмотря на все эти проблемы, фильм “72 метра” был весьма благосклонно принят критиками и простыми зрителями, а также получил несколько наград престижной премии “Золотой орёл”.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +23

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.