На зависть Голливуду

20 самых интересных фильмов и сериалов, которые показали на фестивале «Сандэнс»

В Парк-Сити завершился «Сандэнс» — главный смотр американского авторского и независимого кино, традиционно представляющий альтернативу инфантильной и мегаломанской продукции голливудских студий. В год хэштега #OscarsSoWhite жюри и зрители фестиваля не смогли обойтись и без еще одной пики Голливуду — главные призы получила снятая афроамериканцем Нэйтом Паркером драма о восстании чернокожих рабов «Рождение нации». Этот и другие фильмы и сериалы из программы, которые стоит ждать.

Номер 1

«Рождение нации» (The Birth of a Nation), режиссер — Нэйт Паркер
Кадр из фильма «Рождение нации»

На зависть «Оскарам» в программе «Сандэнса» обнаружилось мощное кино, снятое афроамериканцем, — и удостоилось как главного приза жюри, так и приза зрительских симпатий. Более того, история восстания рабов, поднятого в начале XIX века проповедником Натом Тернером, в некотором роде восстанавливает историческую справедливость, заимствуя название одного из первых шедевров в истории кино — эпохальной и беззастенчиво расистской оды «Ку-Клукс-Клану», которой Дэвид У. Гриффит в 1915-м взорвал Америку.

 

Номер 2
«Кристина» (Christine), режиссер — Антонио Кампос
Кадр из фильма «Кристина»

В 1974-м телеведущая из Флориды Кристина Чаббак покончила с собой в прямом эфире — по легенде, впоследствии этим абсурдным и печальным жестом вдохновив сценариста Пэдди Чаефского написать сценарий сатирического шедевра «Телесеть». В посвященной Чаббак драме Антонио Кампоса страдавшую от депрессии, проблем в семье и нереализованности ведущую сыграла Ребекка Холл.

 

Номер 19
«Козел отпущения» (Goat), режиссер — Эндрю Нил
Кадр из фильма «Козел отпущения»

Начинавший в документалистике Эндрю Нил в своем игровом дебюте сочетает ультрареализм деталей с готовностью в случае чего заступить на территорию жанра хоррор. И это — на истории 19-летнего паренька, чья жизнь превращается в ад из-за членства в студенческом братстве.

 

Номер 20

«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), режиссер — Кеннет Лонерган
Кадр из фильма «Манчестер у моря»

Тяжеловесная, хмурая драма Кеннета Лонергана строится на убедительном перформансе Кейси Аффлека в центральной роли. Младший Аффлек играет одинокого, несчастного разнорабочего, который возвращается в родной город на похороны брата — и оказывается вынужден вновь столкнуться с трагедией, когда-то превратившей его в эмоциональную развалину.

 

Номер 3

«Любовь и дружба» (Love & Friendship), режиссер — Уит Стиллман
Кадр из фильма «Любовь и дружба»

Один из тончайших сатириков и лучших знатоков неврозов богемы в американском кино Уит Стиллман впервые в карьере снял костюмный фильм — более того, по раннему роману Джейн Остин. История веселой вдовушки, соблазняющей целое дворянское коммьюнити, служит для Стиллмана поводом развернуть ироничную комедию нравов, с XVIII века не ставших благороднее.

 

Номер 4

«Такса» (Wiener-Dog), режиссер — Тодд Солондз
Кадр из фильма «Такса»

Режиссер «Счастья» и «Сказочника» Тодд Солондз продолжает выстраивать многофигурные, невообразимо едкие, но вовсе не безнадежные отповеди такому смехотворному человечеству. В его новом фильме источник юмора и надежды для нескольких несчастных семей — одна очень упертая такса.

 

Номер 5

«Капитан Фантастика» (Captain Fantastic), режиссер — Мэтт Росс
Кадр из фильма «Капитан Фантастика»

Пересев в режиссерское кресло, актер Мэтт Росс (вы могли видеть его в «Авиаторе», «Без лица» и сериале «Кремниевая долина») предоставил роскошный материал для бенефиса коллеге по профессии — Вигго Мортенсену. Тот играет очень упрямого родителя, воспитывающего своих шестерых детей в райской изоляции лесов Вашингтона. Однажды ему все-таки придется познакомить отпрысков с цивилизацией.

 

Номер 6

«Любители йоги» (Yoga Hosers), режиссер — Кевин Смит
Кадр из фильма «Любители йоги»

Кевин Смит когда-то прославился «Клерками», комедией о паре скучающих продавцов из заштатного магазина в Нью-Джерси. 22 года (и один сиквел «Клерков») спустя один из самых болтливых режиссеров Америки снял комедию уже о паре продавщиц из заштатного магазина в Манитобе. Им пятнадцать, они поют в группе, и им предстоит спасти все хорошее, что в принципе есть в Канаде. Одну из девушек играет дочь Джонни Деппа Лили-Роуз — а сам звездный актер появляется в камео.

 

Номер 7
«Eat That Question: Фрэнк Заппа о себе» (Eat That Question: Frank Zappa in his Own Words), режиссер — Торстен Шютте
Кадр из фильма «Eat That Question: Фрэнк Заппа о себе»

Фрэнк Заппа, один из самых больших эксцентриков в истории рок-музыки, получает если не всеобъемлющее, то точно в должной степени причудливое посвящение в этой смонтированной из интервью и выступлений разных лет документалке. Единственное, чего здесь по-настоящему не хватает, так это продолжительного, яростного гитарного джема, одного из тех, что сделали Заппу звездой.

 

Номер 8

«Майкл Джексон от Motown до Off the Wall» (Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall), режиссер — Спайк Ли
Кадр из фильма «Майкл Джексон от Motown до Off the Wall»

Лицо чернокожего кино Спайк Ли не сбавляет оборотов: только недавно на американские экраны вышел игровой «Чирак», а на «Сандэнсе» уже показали его новую, теперь документальную работу. В ней Ли отслеживает путь Майкла Джексона от детства на сцене в составе The Jackson Five до первой сольной славы — то есть наводит фокус именно на творческий рост, а не на цирк с конями, в который впоследствии превратится жизнь короля поп-музыки.

 

Номер 9

«Соблазн» (The Lure), режиссер — Агнешка Смочиньская
Кадр из фильма «Наживка»

Действие одного из самых причудливых фильмов в программе «Сандэнса»-2016 разворачивается в Польше 1980-х — где пара русалок-людоедок вдруг обзаводятся музыкальной карьерой и поводом перестать пожирать представителей рода людского. Как будто этот сюжет был бы недостаточно гротескным сам по себе, Агнешка Смочиньская еще и упаковывает его в блестящую обертку тоталитарного мюзикла.

 

Номер 10

«Наслаждение. Любовь» (Pleasure. Love), режиссер — Яо Хуанг
Кадр из фильма «Удовольствие. Любовь»

Историю о превратностях любви в условиях современного, застрявшего между коммунистическим прошлым и капиталистическим настоящим Китая, режиссер Яо Хуанг снимает как поэму о вечных, неизменно преодолевающих обстоятельства романтических ценностях. Откровенность постельных сцен уравновешивается мечтательной дымкой, в которой утопают все остальные коммуникации героев.

 

Номер 11

«Темная ночь» (Dark Night), режиссер — Тим Саттон
Кадр из фильма «Темная ночь»

Подобно «Слону» Гаса Ван Сэнта, «Темная ночь» берет историю абсурдной, бессмысленной вспышки немотивированного насилия и рассказывает ее в формате не традиционного детектива-расследования, но импрессионистской, проникновенной элегии по жертвам чужого психоза. Причем режиссер Тим Саттон (к слову, автор шикарной музыкальной драмы «Мемфис») осмеливается выйти на мета-уровень: если у Ван Сэнта стреляли в школе, то здесь — в кинотеатре.

 

Номер 12

«Саутсайд с тобой» (Southside with You), режиссер — Ричард Танн
Кадр из фильма «Саутсайд с тобой»

От сотен однотипных фильмов о первых свиданиях влюбленных пар «Саутсайд с тобой» отличается как минимум будущим статусом героев — на прогулку с мороженым, в музей и кино здесь отправляются студенты Барак Обама и Мишель Робинсон. На дворе 1989-й — и еще далеко не только до президентства, но и до политической карьеры в принципе, а мысли Барака и Мишель заняты проблемами чернокожего населения Чикаго, громким кинохитом Спайка Ли «Делай как надо» и друг другом.

 

Номер 13

«Трюкачество» (Sleight), режиссер — Дж. Д. Диллард
Кадр из фильма «Трюкачество»

Режиссерский дебют клипмейкера Дилларда проворачивает редкий жанровый трюк — скрещивает квазисупергеройский сюжет о становлении иллюзиониста с обстоятельствами и реалиями суровой афроамериканской гетто-драмы. Главный герой, талантливый тинейджер-фокусник, пользуется своими навыками, чтобы обчищать драгдилеров — конфронтация, естественно, неизбежна.

 

Номер 14

«11.22.63» (11.22.63), режиссер — Кевин Макдональд
Кадр из сериала «11.22.63»

Как и другие крупнейшие кинофестивали, «Сандэнс» не остался в стороне от стремительного качественного роста телевизионного контента — в первую очередь, сериалов. Здесь уже не первый год включают в программу пилотные эпизоды будущих телехитов — в 2016-м этой чести удостоилась восьмисерийная экранизация свежего романа Стивена Кинга о путешественнике во времени, попытавшемся спасти от убийства президента Кеннеди. В главной роли — Джеймс Франко, а продюсером проекта, кроме самого Кинга, выступил Дж. Дж. Абрамс.

 

Номер 15
«Девушка по вызову» (The Girlfriend Experience), режиссеры — Эми Саймец, Лодж Керриган
Кадр из сериала «Девушка по вызову»

Другая громкая телевизионная премьера «Сандэнса» — сериал, вдохновленный одноименной инди-драмой Стивена Содерберга об экономической подоплеке эскорт-услуг. На фестивале показали первые четыре из тринадцати серий проекта, который обошелся без игравшей в фильме Саши Грэй, но актриса Райли Кио в роли открывающей для себя элитную проституцию студентки — не худшая замена.

 

Номер 16

«О. Джей: Сделано в Америке» (O.J.: Made in America), режиссер — Эзра Эдельман
Кадр из фильма «О Джей: Сделано в Америке»

Восьмичасовой документальный мини-сериал от продюсеров великого цикла спортивных телефильмов «30 событий за 30 лет» в деталях исследует биографию О. Джея Симпсона, суперзвезды американского футбола, любимца нации, женоубийцы, который избежал наказания, — но в итоге не сумел обмануть судьбу и превратился в уголовника и изгоя.

 

Номер 17
«Любовники и деспот» (The Lovers and the Despot), режиссеры — Роберт Кэннан, Росс Адам
Кадр из фильма «Любовники и деспот»

Сюжет этой документалки столь невероятен, что веришь мгновенно — такого не смог бы придумать ни один сценарист. Пара суперзвезд южнокорейского кино семидесятых — режиссер Син Сан Ок и актриса Цой Юн Хи — в 1978-м были похищены северокорейскими спецслужбами. Причем по личному указанию Ким Чен Ира, рассчитывавшего с их помощью поднять на новый уровень пропагандистское кино КНДР. В плену они провели восемь лет, пока не решились на побег.

 

Номер 18

«Энтони Уинер» (Weiner), режиссеры — Джош Кригман, Элиз Стейнберг
Кадр из фильма «Энтони Уинер»

История знает немало политиков, опозорившихся на весь мир, но случай американского конгрессмена Энтони Уинера все равно стоит особняком. В 2011-м он был вынужден уйти из Конгресса после того, как попался на секстинге — а год спустя попытался вернуться в политику, выдвинув свою кандидатуру на выборах мэра Нью-Йорка. Режиссеры Кригман и Стейнберг взялись снять кино о его предвыборной кампании, рассчитывая получить историю преображения вчерашнего изгоя. Когда Уинер оказался в центре еще одного секс-скандала, драма начала стремительно превращаться в фарс.

  • avatar
  • .
  • +63

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.