Торгуют в соцсетях на миллиарды рублей. Как развивается социальная коммерция

«Яндекс.Касса» и аналитическое агентство Data Insight провели первое большое исследование рынка социальной торговли, то есть продаж через социальные каналы — в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и так называемой sharing-экономики (экономики совместного потребления), которые за плату дают доступ к товару или услугам, типа Profi.ru или YouDo. Эксперты выяснили, что и за сколько россияне продают на P2P–платформах (от англ. peer-to-peer — от равного к равному) чаще всего.

Почти 600 млрд за год

Общий объем рынка социальной коммерции за год — с марта 2017 года по март 2018 года — составил 394 млн сделок и 591 млрд рублей. Это всего вдвое меньше результатов российских интернет-магазинов, которые, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году заработали 1,04 трлн рублей. Всего в этом виде торговли участвуют 39 млн покупателей и 22 млн продавцов — и компаний, и частных лиц. Как уточнили в Data Insight, из указанных 22 млн продавцов подавляющее большинство составляют именно частники.

При этом 33% от объема продаж пришлось на сервисы объявлений типа Avito или «Юла», 26% — на социальные сети, 21% — на сайты услуг экономики совместного потребления (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и др.), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки, когда пользователи объединяются для оптовых заказов.

Бизнес идет в соцсети

Компании постепенно осознают, что соцсети становятся все более важным каналом торговли. Так, социальные каналы используют для продвижения 76% фирм, работающих онлайн. При этом продавцы не ограничиваются только одним инструментом, а закрывают сразу несколько, чтобы охватить большую аудиторию. Почти все используют соцсети — 94%, а к мессенджерам обращаются 29%. Самой популярной площадкой оказалась «ВКонтакте» — здесь товары и услуги предлагают 15% опрошенных, второе место занял Instagram — 5,9%, а третье — «Одноклассники» с 3,8%.

В результате на социальные каналы приходится около 40% выручки с онлайн-продаж, а на собственные сайт и приложения компаний — 53,4%. Кроме того, чуть более половины компаний отмечают увеличение доли социальных продаж за последний год. Быстрее всего они растут у тех, кто использует мессенджеры.

Если говорить об ассортименте, то компании в социальных каналах продают в основном услуги (за исключением аренды недвижимости и авто), товары для дома и ремонта и детские вещи.

Частники предпочитают объявления

По данным исследователей, примерно каждый третий интернет-пользователь что-то продает через социальные каналы. Для более чем трех миллионов россиян — около 15% частных продавцов через социальные каналы — доходы от социальной коммерции оказались существенными или вообще единственными. При этом большинство интернет-пользователей предпочитают пользоваться сайтами объявлений — больше всего частных продавцов на Avito (65%), «Юле» (39%), а вот в тех же «ВКонтакте» и Instagram их только 33% и 9%.

И более половины продавцов — 56% — продают вещи б/у.

Исследователи также рассказали и о «портрете» частного продавца в социальной коммерции. Это примерно поровну мужчин и женщин в возрасте от 25 до 44 лет, у большинства из которых три и более членов семьи.

По продажам лидируют одежда и обувь

За год через социальные каналы россияне продали одежды и обуви на 101,4 млрд рублей. Следом по популярности идет электроника и бытовая техника — 97,6 млрд рублей, а на третьем месте услуги по аренде недвижимости — 79,9 млрд рублей.

При этом социальная коммерция оказалась территорией небольших сделок. Две из пяти — на сумму меньше 1 тыс. рублей, каждая третья — на 1–3 тыс. рублей, а продажи больше 50 тыс. рублей занимают только 1% от общего числа. В социальных сетях сделок заключают больше, чем на сайтах объявлений, — 32% против 27% в общем числе продаж, но размер покупки обычно меньше. Средний чек покупки на социальных платформах в итоге составил 1,5 тыс. рублей.

Онлайн-оплата vs наличные

Прием оплаты у частных продавцов и компаний устроен по-разному. Первые пользуются сервисами частных переводов, вторые могут предложить уже готовые платежные инструменты.

Оплату онлайн на социальной платформе принимают 67% интернет-пользователей — на карту, электронный кошелек, банковский счет или телефон. Но не отказываются они и от наличных — их принимают 63%. А вот среди компаний на наличные согласны только 36%. При этом около трети фирм предпочитают заканчивать сделку не через социальный канал, а на своем собственном сайте, который предлагает более широкий выбор вариантов, как оплатить покупку.

ТАСС

  • avatar
  • .
  • +14

12 комментариев

avatar
Peer-to-peer это «от терминала к терминалу».
avatar


Зачем обращать внимание на мелочи, ничего не говоря о сути. Терминал на сегодня, это нечто ископаемое, времён моей молодости и динозавров.
avatar
Так вот о сути и идёт речь. Что значит от равного, причём здесь равность? Речь идёт о протоколе обмена информацией между компьютерами напрямую.
Да, и кстати, слово терминал используют до сих пор англоговорящие динозавры. Означает оно крайнюю точку системы, к которой можно подсоединиться с целью сопряжения. Контактная клемма — это тоже terminal.
На подобную тему мы уже беседовали.
Онлайн переводчики — удобное подспорье, а не панацея.
avatar
Peer-to-peer это «от терминала к терминалу».
Так вот о сути и идёт речь.
Какой сути? Суть в крутящемся бабле у самозанятых.

Речь идёт о протоколе обмена
ОРИЛИ? Чо внатуре? Протокол TCP-IP
имеет несколько уровней абстракции.

до сих пор англоговорящие динозавры
Русскоговорящие мне как то симпатичнее эмигросов продавших первородство за похлёбку. Привет лимитрофам. ;) Потому я пользуюсь переводчиками когда нужно перевести с великорусского на язык пиратов, разбойников, убийц и националистов.

Но речь в статье, всё же, о бабле самозанятых, да.
avatar
Готов разделить твою озабоченность, но по пунктам.
1. Не знаю, чем тебе так полюбились лимитрофы, что ты их уж который раз поминаешь нэзлым тыхым словом. В определённом смысле Германия тоже лимитроф. И, кстати, в твоём контексте она тоже применима.
2. Насчёт офф-топа — принято.
3. Националисты-то чем тебе не угодили. Национализм — основа патриотизма.
4. Я понимаю, про пиратов и убийц — стёб, но побей бог не поверю, что ты пятихат зелёных отдал за офис.
А если нет, то ты-то чем не пират?
А я, вот, в 94-м за офис (5-й? Не помню) отвалил в Home Depot 6 сотен зеленью налом. 25 3-дюймовых дискет!
С тех пор моя совесть чиста.
Так вот, обвинения в пиратстве не принимаются. Как, впрочем, и в похлёбке тоже.
avatar
1) Германия побежденная страна, Литва, Латвия и Эстония (или где ты там) просто шавки. (против особо ничего не имею, так, брезгливость)

2)… Ок.

3) Один шаг до нациков, мне, воспитанному в СССР (и даже шире, в РИ) это противно.

4) Ни цента не отдал, плачу русскими рублями.
Про пиратство ты просто не встречался с моим ранним творчеством. Да, я давно упоротый. С детства так воспитан. Уверен что отцу не стыдно. ;)
avatar
Шесть сот миллиардов рублей в год.
Почему бы не снять с них 4%?
  • 1GR
  • 0
avatar
Зачем ви тгавите? Эти жалкие 24 миллиарда в бюджете никто и не заметит. А ви видели зарплаты Сечина в твиттеге?
avatar
Платить налоги этому оккупационному режиму, быть соучастником его преступлений против народа.
avatar
Опиши пожалуйста режим, которому ты готов платить все налоги. в полном объёме.
Мне правда интересно.
avatar
Советский строй был вполне справедливым. И налоги небольшие.
avatar
Ну это уже проехали.
Там кстати с налогами никто не заморачивался.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.