Что украли США у СССР во времена космической гонки

 

Сегодня в сознании большинства граждан прочно обосновалась уверенность в том, что американцы ничего украсть у россиян не могут, да и не будут. Ведь фильмы у них — высокобюджетные, а музыка известна на весь мир, да и вообще – они белые и пушистые зайчата. Однако это не так, а история спешит подтвердить данный тезис добротным примером.

Если гимн США и взаправду не был положен на мотив русской песни «Хасбулат удалой», так как музыка к нему была написана задолго до известной элегии Аммосова, то нагло воровать у советского кинематографа американцы не стеснялись, несмотря на холодную войну, а может быть, даже благодаря ей.



12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории полёт человека в космос, осуществив тем самым вторую победу Советского Союза над США в космической гонке. Первая победа, как известно, имела место быть ещё 4 октября 1957 года, когда Советским Союзом был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли, получивший весьма простое название «Спутник-1».

Сегодня день Космонавтики отмечает не только Россия. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которая провозгласила 12 апреля – Международным днём полёта человека в космос. Ну а Юрьеву ночь, которая также призвана чествовать подвиг Юрия Алексеевича Гагарина, отмечают по всему миру с 2001 года.

Однако в 1961 году Советский Союз не только отправил в космос Гагарина, но и совершил ещё один прорыв, связанный с космосом, о котором мало кто имеет честь знать. А зря. В 1961 году советский режиссёр-фантаст (можно сказать единственный, к кому применимо данное определение) Павел Клушанцев, уже известный на Западе и во всём Советском Союзе, снял на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов картину «Планета бурь», повествующую о совместной советско-американской экспедиции на Венеру.


За 4 года до этого Павел Клушанцев прогремел на весь мир лентой «Дорога к звёздам», где он впервые в истории кинематографа совместил элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. В этой картине Клушанцев применил спецэффекты, ранее не виданные в мировом кинематографе. Картину показывали на американском телевидении, где её и увидел будущий великий американский режиссёр Стэнли Кубрик, который позаимствовал некоторые технические приёмы у Клушанцева для своей «Космической одиссеи 2001». Впоследствии Стэнли Кубрик называл советского режиссёра своим учителем и главным идейным вдохновителем.



Однако если Кубрик попросту позаимствовал кое-какие эффекты, создав абсолютно новую картину, да и особо не отрицал вклада советского режиссёра в своё творчество, то Роджер Корман с «Планетой бурь» обошёлся более грубо. 

США в 1961 году в числе других 28 стран закупили новаторскую «Планету бурь», однако, в кинотеатрах показывать этот фильм не стали. Вместо этого студия Роджера Кормана перемонтировала советскую ленту, досняв самостоятельно некоторые эпизоды, и выпустила её на большие экраны в 1965 году под заголовком «Путешествие на доисторическую планету». Советским актёрам, кадры с которыми остались в «американской» версии, дали западные имена, а о том, что это лента произведена в СССР, в титрах упомянуто не было.

Воровство? Ещё какое! Но на этом американские киноделы не остановились. Так, в 1968 году тогда ещё неизвестный режиссёр Питер Богданович вновь перемонтировал «Планету бурь», добавив в неё кадры из другого советского фантастического фильма «Небо зовёт» (1959), озаглавив «американскую» версию «Путешествие на планету доисторических женщин». Из картины были удалены эпизоды, доснятые студией Кормана, и добавлены новые. Советский Союз вновь никак не упомянули.

К чему я всё это? Всё-таки в США уже давно признали вклад Павла Клушанцева в мировую кинофантастику, да и советскому режиссёру на Западе посвящено немало книг. Просто дело в том, что о Павле Клушанцеве мало кто знает сегодня в России. Многие соотечественники даже не подозревают, что неизвестный ныне советский режиссёр настолько популярен на Западе. Не подозревают они и о том, что над некоторыми спецэффектами Клушанцева до сих пор ломают голову в США, не понимая «как он это сделал». Особенно обидно, что о Клушанцеве не помнят, учитывая тот факт, что вначале 90-ых Джордж Лукас, посещая Москву, попросил чиновников от кино познакомить его с Павлом Владимировичем, называя его «крёстным отцом» «Звёздных войн», однако московские чиновники лишь пожали плечами, не понимая о ком идёт речь.

Франшиза «Звёздные войны» сегодня очень популярна, поэтому я предлагаю всем её фанатам ознакомиться с творчеством предтечи, чей вклад признал сам Джордж Лукас. Это было бы справедливо, а нашим чиновникам от кино стоит следующего 12 апреля провести ретроспективу фильмов Павла Клушанцева, познакомив зрителя с этим великолепным режиссёром, принявшим непосредственное участие в космической гонке между СССР и США, но так, как умел – снимая кино. 

 

Савелий Панфилов

  • нет
  • avatar
  • .
  • +19

4 комментария

avatar
это еще что. есть вещи и похлеще
Джеймс Кэмерон украл у чеченского писателя Руслана Закриева сюжет для «Аватара»
  • stvu
  • +2
avatar
Который украл его у диснея с пакахонтас?
avatar
Крылов украл все басни у Лафонтена, а Лафонтен — у Эзопа.
avatar
Редьярд Киплинг — Общий итог

Перевод К. Симонова

Далеко ушли едва ли
Мы от тех, что попирали
Пяткой ледниковые холмы.
Тот, кто лучший лук носил,-
Всех других поработил,
Точно так же, как сегодня мы.
Тот, кто первый в их роду
Мамонта убил на льду,
Стал хозяином звериных троп.
Он украл чужой челнок,
Он сожрал чужой чеснок,
Умер — и зацапал лучший гроб.
А когда какой-то гость
Изукрасил резьбой кость —
Эту кость у гостя выкрал он,
Отдал вице-королю,
И король сказал: «Хвалю!»
Был уже тогда такой закон.
Как у нас — все шито-крыто,
Жулики и фавориты
Ели из казенного корыта.
И секрет, что был закрыт
У подножья пирамид,
Только в том и состоит,
Что подрядчик, хотя он
Уважал весьма закон,
Облегчил Хеопса на мильон.
А Иосиф тоже был
Жуликом по мере сил.
Зря, что ль, провиантом ведал он?
Так что все, что я спою
Вам про Индию мою,
Тыщу лет не удивляет никого —
Так уж сделан человек.
Ныне, присно и вовек
Царствует над миром воровство.
  • 1GR
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.