Правда ли? История про американский боевой корабль, маяк и канарейку.

Байка о канарейке, маяке и американском авианосце за долгие годы существования претерпела много изменений — и до сих пор гуляет по просторам интернета. Есть ли в ней хоть толика правды? Мы разобрались.

Миф о корабле и маяке

Сначала каноничная версия:

Американцы:«Пожалуйста, смените курс на 15 градусов на север, дабы избежать столкновения».

Канадцы:«Советую вам сменить ВАШ курс на 15 градусов на юг, дабы избежать столкновения».

Американцы:«Говорит капитан корабля ВМФ США. Повторяю, смените курс».

Канадцы:«Нет. Повторяю, сами смените курс».

Американцы:«Это авианосец „Линкольн“, второй по величине военный корабль Атлантического флота США. Нас сопровождают три крейсера, три эскадренных миноносца и многочисленные корабли поддержки. Я требую, чтобы вы изменили свой курс на 15 градусов на север, или мы будем вынуждены принять необходимые меры для обеспечения безопасности нашего корабля».

Канадцы:«Это маяк. Делайте что хотите».

В некоторых вариациях этой байки присутствует пара испанских смотрителей, вино, пиво, канарейка и собака, в некоторых ирландский маяк, в некоторых… короче говоря, если бы американские корабли проходили в российских территориальных водах — байку о них точно бы переиначили. И каждый, кто об этом рассказывал, бил бы себя пяткой в грудь и кричал, что он с«Михалычем»(смотрителем маяка) лично пил водку… и выгуливал медведя.

Шаг первый: рождение и юность мифа

Откуда же растут«ноги» у легенды? История туманная и уходит корнями куда-то точно раньше 30-х годов XX века. Маяки и корабли, конечно же, существуют от зари времён. Но вот возможность«мигать»(а она упоминается во всех версиях байки) появилась не раньше начала XIX века.

Первая версия нашей шутки относится к 1931 году. На карикатуре, напечатанной в британском еженедельнике«Хьюморист» и канадской газете«Драмхеллер Ревю», два шкипера перекрикиваются между собой:

— Куда ты прёшь со своим чёртовым кораблём?

— Это не корабль! Это маяк!

Как видим, в ранней версии легенды капитаны общаются голосом, а не по радио, и нет никакого упоминания о военных кораблях.

Коллеги журналистов не погнушались«подобрать» хорошую шутку и — уже в виде анекдота — опубликовали её в лондонской газете«Ансерс» в 1934 году. Отличия минимальны, за исключением одного: здесь впервые упоминался туман, в котором шёл корабль.

Ладно, все посмеялись, газету использовали по назначению — и забыли о шутке, да? Как бы не так!

Последней версией«дорадиофицированной» байки стала картинка, напечатанная на открытке в 1943 году компанией«Рафаэль Так и сыновья» всё с тем же текстом. Стоит отметить, что, скорее всего, именно эта открытка, которую пересылали во время войны, не дала легенде уйти в небытие и поддерживала её на плаву достаточное время.

Шаг второй: из глубины

Что отличает любой миф от обычной шутки? Всё просто: популяризация.

Тут легенде о маяке и корабле несказанно повезло! Во-первых, в 1989 году вышла книга Стивена Кови«Семь навыков высокоэффективных людей». Да-да. Успешные, удачливые,«победители по жизни» и лучшие-из-лучших(ну или те, кто хотел ими стать) должны были прочитать эту книгу, дабы получить знания от«гуру».

Здесь легенда предстала уже в другом варианте:

Два линкора(battleships) маневрировали в море в плохую погоду в течение нескольких дней. В одну из ночей наблюдатель сообщил, что на встречном курсе видит свет.

Капитан линкора спросил, приближается он или удаляется. Услышав, что столкновение неминуемо, командир корабля запросил по рации встречное судно.

Капитан:«Корабль, сближающийся с нами, советуем вам изменить курс на 20 градусов».

Ответ:«Желательно вам изменить курс на 20 градусов».

Капитан:«Я капитан корабля, немедленно измените курс на 20 градусов».

«Я моряк второго класса, — последовал ответ, — лучше сами измените курс на 20 градусов».

К тому времени капитан был в ярости. Он закричал:

«Я линкор!!! Измените курс на 20 градусов»!!!

В ответ появился мигающий свет.

«Я — маяк».

Писатель ссылается на статью 1987 года некоего Фрэнка Кока в журнале«Воркс» Военно-морского института.

Здесь впервые упоминается боевой корабль(линкор), радиосвязь и гиперболизированное эго капитана, который, видимо, не слышал о правилах судоходства и не умеет различать бортовые огни судов и свет маяка.

(Фото: Ben Jacobsen)

Во-вторых, спустя три года, великий фантаст Айзек Азимов, являвшийся очень разносторонней личностью, включил эту шутку в переиздание своей«Сокровищницы юмора»(в первый раз вышедшей в 1971 году). Издание 1992 года называлось«Азимов вновь смеётся: более чем 700 любимых острот, лимериков и анекдотов».

Если уж книга Кови не добила аудиторию, то Азимов совершил почти стопроцентное попадание.

Дальше наступил Апокалипсис.

Шаг третий: белки-истерички

После публикации этих двух книг всё пошло вразнос. Сначала последователи«успешного коуча» стали выпускать свои«труды», раз за разом включая туда байку о«военном корабле». Параллельно чуть ли не каждая газета по обе стороны Атлантики хотя бы раз включала эту шутку в свой репертуар.

Кто сказал«боян»? Не«боян», а классика!

Естественно, пока там фигурировали абстрактные маяк и корабль, в байку никто не верил. Как же придать ей достоверность? Хм… А почему бы не дать кораблю имя и не поместить участников действа, скажем, в… Канаду?

К тому моменту линкоры уже не были самым грозным оружием на морях(не считая«Миссури», где служил командор Кейси Райбек), а вот авианосцы как раз подходили на эту роль.

В версии 1995 года появился авианосец«Корал Си», который… с 1990 года ждал утилизации, и напугать никого физически не мог.

Сюда же наложилось бурное развитие интернета в начале 90-х годов и редкие юмористические сайты, на которых всё так же дублировалась эта шутка. Раз за разом. Снова и снова.

В какой-то момент не выдержали нервы даже у ВМС США, чья пресс-служба, ругаясь сквозь зубы, в 1997 году опубликовала официальное опровержение: мол, это всё ШУТКА юмора. Шутка, понимаете???

И вообще, фигурирующие в шутке авианосец«Корал Си» и линкор«Миссури» списаны и стоят на приколе, а вот«Нимиц» ещё ходит по морям — но с ним такого не было! Никогда! И вообще ни с кем не было, понятно?!

«А, ну и ладно», — сказала общественность и быстренько заменила имя авианосца на«Авраам Линкольн», который ввели в эксплуатацию в… 1989 году, а значит он ещё до-о-олго мог фигурировать в байке.

Что сказали в пресс-службе ВМС США, неизвестно. И слава богу.

Шаг четвёртый: катарсис

Уйти в забвение легенде уже не дадут никогда(ну, по крайней мере, пока авианосные соединения США бороздят океанские просторы).

Увещевания береговой охраны, которая с безнадёгой в голосе вынуждена напоминать, что уже очень много лет все действующие маяки являются радиофицированными(при подходе вы будете слышать закодированный сигнал, чётко идентифицирующий маяк), а свет прожектора спутает с бортовыми огнями только идиот, ни к чему не приводят.

Фейк этот снова и снова постят в сети, а интерес к нему подогревается новыми книгами«как достичь успеха», лекциями известных политиков или выступлениями популярных шоуменов на телевидении. Признаемся — даже известный юморист Михаил Задорнов представлял эту легенду(с авианосцем«Авраам Линкольн» и испанским маяком) как реальный случай. Кто тут не без греха?

В общем, граждане, — не верьте всему, что вам подсовывают в сети.«Неоспоримые свидетельства идиотизма», которые вас просят распространять, на поверку могут оказаться сочинённым фейком. А ведь ещё товарищ Ленин говорил, что:«Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», а он-то врать не стал бы.

Не так ли?

 

источник

  • avatar
  • .

1 комментарий

avatar
В общем, граждане, — не верьте всему, что вам подсовывают в сети.

Воистину!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.