По седым, суровым морям

Фоторепортаж из Музея Арктики и Антарктики

Прогуливаясь по одной из центральных улиц Санкт-Петербурга и увидев большое желтое здание с колоннами и куполом, напоминающее храм, сложно догадаться, что это Российский государственный музей Арктики и Антарктики, если бы не большая надпись, указывающая на это.

Музей был открыт в 1937 году в здании бывшей единоверческой Никольской церкви. Но решение об открытии было принято намного раньше. В 20—30-е годы началось активное исследование Арктики и Северного морского пути, в 1930 году утвердили создание Всесоюзного арктического института (ВАИ), в подвалах которого хранились первые экспонаты музея, а в 1933 году для него нашли здание.

В первые годы своего существования музей шел в ногу со временем и оперативно освещал все важные события, происходившие тогда в Арктике, открывал новые разделы экспозиции, проводил выездные выставки. Но с тех пор в его стенах мало что изменилось: переступая порог, попадаешь в машину времени и оказываешься в прошлом веке.

Диорамы, посвященные природе Арктики, макеты и чучела животных, находящиеся здесь со дня основания, старые карты и фотодокументы, экспедиционное снаряжение того времени, личные вещи полярников, первые дрейфующие станции — все это отсылает на страницы романа В.А. Каверина «Два капитана» и отчетливо передает дух того времени. А между тем коллекция музея насчитывает около 100 тысяч экспонатов, хранящихся в запасниках, и ждет своего часа и нового здания, чтобы поведать и о современных страницах полярных исследований.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

При входе в музей под сводами потолка посетителей встречает самолет Ш-2 — первый советский серийный самолет-амфибия конструкции В.Б. Шаврова. Его прототип — самолет Ш-1 — был создан в 1928 году в обычной квартире многоэтажного дома: готовые узлы и детали были спущены через окно третьего этажа и собраны во дворе.

После успешных испытаний Ш-1 Шавров создал Ш-2 с более мощным двигателем и запустил в серийное производство. Самолет вмещал экипаж до трех человек и использовался для развозки почты, медикаментов и ледовой разведки в полярной авиации: он мог взлетать и садиться как на твердую поверхность, так и на воду. В зимних условиях вместо колес можно было установить лыжи.

По характерам повреждений самолета, который висит в музее, установили, что именно он мог участвовать в легендарной экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин». В задачи экспедиции входило закрепить схему движения по Северному морскому пути и пройти его за одну навигацию.

В Чукотском море «Челюскин» вмерз в крупную льдину, несколько месяцев дрейфовал вместе с ней, в итоге был раздавлен льдинами и затонул. Экипаж успел выйти на лед и провел на льдине, разбив там лагерь, два месяца в условиях полярной зимы. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации в суровых и непредсказуемых условиях Арктики и продлилась с 5 марта по 13 апреля 1934 года, все участники были спасены.

На борту «Челюскина» ледовым разведчиком служил самолет Ш-2, после гибели парохода Ш-2 выгрузили на лед, а позже, во время эвакуации, летчик и бортмеханик самостоятельно прилетели на нем со льдины на землю.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Центральное место в экспозиции отдела о природе Арктики занимает макет в виде глобуса с рельефной картой Северного полушария — на нем можно увидеть, что представляет собой Арктика и где располагаются ее границы. Астрономическую границу проводят по полярному кругу (66 градусов северной широты) — это граница, выше который бывают полярный день и полярная ночь. Хотя бы на один день в году солнце совсем не заходит или не всходит.

Красной линией на макете показана климатическая граница, выше которой среднемесячная температура июля не поднимается выше 10 градусов.

Зеленая линия отмечает границу, где происходит смена лесной зоны на безлесную. Экологической границей Арктики считается южная граница тундры.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Морж попал в музей недавно, прибыл из коллекции закрывшегося НИИ рыбной промышленности.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

На белом полотне, имитирующем снег, находится палатка первой дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс». В 1937 году на льдину в район Северного полюса была доставлена группа исследователей — начальник экспедиции И.Д. Папанин, гидробиолог и океанолог П.П. Ширшов, астроном и магнитолог Е.К. Федоров и радист Э.Т. Кренкель. Четверо полярников провели в экспедиции 274 дня — с мая 1937 года по февраль 1938 года — и занимались исследованием метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики.

Это жилая палатка папанинцев, но копия, а настоящая хранится в фонде музея, со временем она совсем обветшала. Палатка была на самом деле черного цвета, чтобы больше нагреваться от солнца. Готовили еду и проводили измерения обычно в других палатках, поэтому примус и кастрюли на столе можно считать художественным вымыслом. Жилье было неотапливаемым, температура зимой не превышала минус 10—15 градусов, полярники вынуждены были постоянно ходить в шубах. Позднее в палатках начали ставить печки и солярки.

Обычно дрейфующая станция начинала свою работу в апреле и работала от года до трех лет, пока льдина не выйдет в Гренландский пролив. Так было, начиная с первой высадки в 1937 году, но в 2013-м из-за неблагоприятных ледовых условий программа дрейфующих станций была приостановлена (были еще станции, открываемые ежегодно на короткое время). Лед стал очень тонким и быстро разрушался — меньше полугода работы станции и необходима срочная эвакуация. Но в 2015 году программу возобновили, открыли станцию «Северный полюс — 2015», правда, уже не в годовом, а в сезонном режиме — на 2,5−3 месяца.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Каждые четыре часа радист должен был снимать и отправлять данные наблюдений. Для зарядки батарей радиостанции использовали ветрогенератор. А если ветер был слишком сильным или, наоборот, слишком слабым, то папанинцы пользовались генератором из переделанного велосипеда. Причем крутили его, как правило, не ногами — в объемной экипировке это не очень удобно, а ставили на санки и крутили руками.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Первая постоянная действующая полярная станция на Земле Франца-Иосифа в бухте Тихая.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В музее представлены различные приборы, использовавшиеся для арктических исследований. Психрометр служит для определения влажности воздуха, принцип работы такой: есть два одинаковых термометра, один из которых увлажняется с помощью смоченной тканевой ленты.

Механизм прибора заводится, вентилятор протягивает воздух через головки термометров. И чем больше разница температур у сухого и влажного термометра, тем ниже влажность воздуха. Далее по таблицам можно вычислить показатель относительной влажности воздуха.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В 50-е годы на дрейфующих станциях основным видом жилья были уже не палатки, а деревянные передвижные разборные домики. Это домик научной дрейфующей станции «Северный полюс — 3», открытой в 1954 году. Начиная с СП-3, на каждой дрейфующей станции присутствовал врач.

Дом был на полозьях, чтобы его удобно было перетаскивать с места на место. С каждой новой дрейфующей станцией домики совершенствовались и становились удобнее.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Медведица Маша живет в музее уже около двадцати лет.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Первыми хозяевами морской Арктики были поморы — коренное население современных Архангельской, Мурманской областей, республики Карелия и Ненецкого автономного округа. Задолго до экспедиций Баренца по поиску северного пути в Азию поморы осваивали огромные пространства арктических морей от Кольского полуострова до Чукотки, открывали арктические острова и земли, были на Новой Земле, ходили до Шпицбергена.

Поморы строили и плавали на особых парусных суднах — кочах. Корпус судна имел яйцеобразную форму, благодаря которой, как предполагалось, коч выжимается на поверхность льда, а не раздавливается льдинами. В конце XIX века известная норвежская парусно-моторная шхуна «Фрам», участвовавшая в полярных экспедициях Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, была сконструирована по образу поморских судов: деревянный корпус (хотя в то время уже давно строили из стали) с покатыми боками, чтобы льды не могли его раздавить.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В 1950-х годах началось планомерное исследование Антарктиды. Коллекцию музея пополнили новые экспонаты из первых советских антарктических экспедиций. Чтобы ее увидеть, надо подняться по высокой винтовой лестнице под самый купол, в центре которого расположились императорские пингвины — самые большие пингвины Антарктиды.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В 1959 году был подписан Международный договор об Антарктике, который предписывал использовать антарктическую зону исключительно в мирных целях и обеспечивал свободу научных исследований всех стран — участниц договора. Международное сотрудничество в Антарктике оказалось плодотворным: экспедиции разных стран обмениваются результатами исследований, оказывают друг другу помощь.

До середины XX века в Антарктику отправлялись преимущественно национальные экспедиции отдельных стран, а битва двух держав за первенство в достижении Южного полюса стала трагической страницей в истории покорения Антарктиды.

Одновременно к Южному полюсу отправилась норвежская экспедиция во главе с Амундсеном и британская — под руководством Скотта. Амундсен достиг полюса 14 декабря 1911 года, поставил палатку с норвежским флагом, написал Скотту записку и отправился назад.

Англичане добрались до цели месяц спустя, но на обратном пути все члены команды погибли, некоторые не дошли до склада с продовольствием всего 17 километров. В отличие от Амундсена, который спланировал поход до мелочей, Скотт допустил роковые ошибки при подготовке к экспедиции: в качестве тяговой силы взял с собой пони и мотосани вместо собак и заготовил меньше припасов, чем норвежцы. Пони погибли в самом начале экспедиции, а машины почти сразу сломались.

На фотографии слева за колонной можно разглядеть висящие на стене сани экспедиции Скотта, переданные в дар музею Полярным институтом Скотта.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В 1961 году участник шестой советской антарктической экспедиции врач-хирург Леонид Рогозов сам себе удалил аппендикс. Возможности улететь или вызвать какого-то другого врача не было, оставался единственный выход — оперировать самого себя. Помогала команда: метеоролог подавал инструменты, инженер-механик держал зеркальце и направлял свет. Операция длилась 1 час 45 минут, через несколько дней были сняты швы. На фото инструменты, которыми Рогозов проводил операцию.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

В полярной экипировке использовалась электрическая спираль для подогрева воздуха. На теле под костюмом висел аккумулятор, а спираль у лица подогревала вдыхаемый воздух.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

На каждой станции стоят такие указатели. В настоящее время в Антарктиде работают пять российских постоянно действующих станций: «Мирный», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен», «Восток» и «Прогресс».

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Модель антарктического вездехода «Пингвин». Такие гусеничные поезда, в которых люди жили и работали, доставляли груз (горючее, строительные материалы, провизию) в глубь континента, на научную внутриконтинентальную станцию «Восток», и использовались для строительства новых станций вдали от побережья.

Фото: Анастасия Ксенофонтова / Chrdk.

Фауна моря Дейвиса, собранная и оформленная в 1980 году в обсерватории «Мирный».

***

В музее еще много всего интересного. Наряду с другими не туристическими и узкоспециализированными музеями он входит в список экскурсионной программы многих школ и хорошо знаком петербургским школьникам. Но прокатиться на машине времени, вспомнить о необычайных подвигах полярных исследователей, узнать что-то новое о покорении и освоении суровых земель — захватывающее занятие в любом возрасте.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +25

3 комментария

avatar
А где же «Харьковчанка»знаменитая…
  • Zmey
  • +1
avatar
Это уже здесь было…
avatar
Может, я пропустила, в источнике пост от 10 сентября, вроде не старый, я такой не помню.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.