Болезни в изобразительном искусстве: на холсте и в жизни

Картины многих мастеров прошлого дарят и врачам, и далеким от медицины людям широкое поле для наблюдений. Академическая живопись подразумевает предельную реалистичность в изображении человека. Это значит, что в картиной галерее или в альбоме с репродукциями можно найти симптомы болезней «из прошлого».

На полотнах

Мастерски изображал человеческое тело — как здоровое, так и пораженное болезнью, Рембрандт ван Рейн. Главным источником вдохновения была его жена Саския: она была не только музой, но и натурщицей. На сияющей светом картине «Даная» изображена полная сил женщина с идеальной для рождения детей фигурой.

А на «Автопортрете с Саскией на коленях» можно разглядеть нездоровый румянец, который может указывать или на распространенную в те времена чахотку, или на порок сердца. Возможно, именно одна из этих болезней и стала причиной ранней смерти Саскии.

Лишь спустя 8 лет в жизни художника появилась новая муза — ею постепенно стала служанка и модель Хендрикье Стоффелс. Именно она позировала для картины «Вирсавия», на которой видны втяжения на груди женщины. Это — симптомы начинающегося рака груди или послеродового мастита. Умерла Хендрикье спустя восемь лет, по свидетельствам очевидцев — в крайнем истощении, что лишь подтверждает версию о раке.

Натурщицы другого голландского живописца – Питера Пауля Рубенса – отличаются пышностью и выраженным целлюлитом в сегодняшнем понимании этого слова. Но самой интересной в медицинском отношении работой живописца можно назвать «Портрет Сюзанны Фоурмент», на котором заметны явные признаки увеличения щитовидной железы.

Дискуссии вокруг «Джоконды» Леонардо да Винчи, наверное, не утихнут никогда. Самые смелые поклонники великого художника предполагают, что это не портрет молодой женщины, как принято считать, а автопортрет самого Леонардо в женском образе. Так это или нет – неизвестно, а на самой картине хорошо заметна липома (доброкачественная опухоль из жировой ткани) на кисти правой руки и ксантелазма (также доброкачественное кожное образование) у внутреннего угла левого глаза.

На картине Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком» изображен пожилой мужчина с признаками ринофимы – доброкачественного заболевания кожи носа, из-за которого он увеличивается в размерах и деформируется. Интересно, что благодаря удивительному теплу и любви, которой буквально пронизано полотно, физический дефект старика совершенно не бросается в глаза, оставаясь незаметным для многих.

Сандро Ботичелли, один из величайших мастеров Возрождения, во всех своих картинах воспевал свою единственную музу – первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи. Венцом творчества художника по праву считается картина «Рождение Венеры», где кроме утонченной красоты Симонетты в глаза бросаются бледность, припухлость глаз и деформация пальцев ног – симптомы поражения туберкулезом суставов, которое и погубило красавицу в 22 года.

Поклонникам творчества Карла Брюллова, несомненно, знаком его автопортрет. Бледное, с сероватым оттенком лицо художника (цвет кофе с молоком, как говорят врачи), лихорадочный блеск глаз, глубокие складки на коже указывают на инфекционный эндокардит. Подтверждают предположения и относительно ранняя смерть мастера, и свидетельства современников, писавших о том, что Брюллов умер именно от болезни сердца.

 

В жизни

Не менее интересно рассмотреть в картинах отражение недугов, которыми страдали сами художники. В этом отношении богатейшую пищу дают полотна модернистов. На «Крике» Эдварда Мунка и по другим его работам можно увидеть, как подтачивала его силы шизофрения, с которой он безуспешно боролся многие годы.

Импрессионист, всю жизнь балансировавший на грани безумия, – Винсент ван Гог. Кстати, доминировавшие на его картинах многочисленные оттенки желтого (по словам экспертов, только на знаменитых «Подсолнухах» их несколько сотен) говорят об измененном цветовосприятии мастера – он лечился от эпилепсии препаратами на основе наперстянки, которая в больших дозах изменяет зрительное восприятие человека.

После исследования творческого наследия Михаила Врубеля эксперты склоняются к мнению о том, что художник, как это ни удивительно, страдал дальтонизмом: именно им можно объяснить жемчужно-лиловую гамму его картин и отсутствие на них сочных, ярких оттенков красного и желтого цветов.

Полуразмытые линии и призрачные образы на поздних картинах Огюста Ренуара были не художественным приемом, а вынужденным шагом: страдающий ревматоидным артритом живописец не мог держать кисти, и писал картины, привязывая кисточку к руке.

Болезнь находит отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, например, в кинематографе. В другую эпоху и другими изобразительными средствами кино показывает борьбу за здоровье и жизнь.

Автор: Светлана Левченко

Ссылка на оригинал: health.mail.ru/news/kartiny/?social=fb

  • avatar
  • .
  • +51

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.