Секреты кубачанских мастеров.

Есть недалеко от Дербента село Кубачи, известное своими мастерами по металлу и серебру. Слава мастеров гремит уже многие века и распространилась далеко за пределы долин и гор, окружающих село. А в советские времена, в качестве сувениров высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия.
21 фото
Номер 1
Фотографии и текст Ивана Дементиевского

Сегодня в селе работает государственный комбинат имени Расула Алиханова, и очень много мастеров работают сами по себе, в своих мастерских.

Мне посчастливилось за два дня побывать в домах нескольких кубачинцев и подсмотреть некоторые секреты их ремесла, впрочем, если серьёзно углубляться в процесс, то всё очень и очень не просто. Многие молодые парни, ещё со школьной скамьи, учатся у своих отцов и дедов, перенимают навыки и секреты мастерства, и например, парень в 20 лет может легко сделать браслет со сложнейшей гравировкой или перегородчатой эмалью.
Номер 2
В наши дни, в Кубачах делают в основном чайные и коньячные сервизы, самовары, много женских украшений, гравировку. В общем, у хорошего мастера всегда есть работа и спрос на товар. В советские времена, в качестве сувениров высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия! И даже в нескольких мировых музеях хранятся произведения из горного аула.

Поразило радушие и гостеприимство кубачинцев, нас везде встречали с распростёртыми объятиями и на нашу просьбу, посмотреть на работу, никто не отказывал, наоборот, было очень сложно уйти из дома, везде накрывали на стол и звали отобедать. Два дня прошли на одном дыхании, но к сожалению нам надо уезжать дальше, а жаль, Кубачи именно то место, где хочется побывать ещё и ещё.

Ахмед плавит серебро, что бы отлить из него серебряную пластину. Толщина этой пластины несколько миллиметров. Потом она пойдёт под пресс, где её постепенно раскатают в тонкий лист серебра, из которого будут делать заготовки для самоваров, рюмок и прочих изделий. Эта работа на заказ, дело в том, что не у всех есть возможность самим выплавлять такие пластины и они обращаются например к Ахмеду, который может переплавлять серебро. Кстати, стоимость такой работы всего 70 рублей!
Номер 3
Стружка серебра засыпается в специальную печь, где оно постепенно нагревается и плавится. Когда очередная порция стружек растает, он добавляет новую порцию, и так до тех пор, пока не достигнет нужного объёма. Потом, расплавленное серебро заливается в специальную форму, из которой уже получается заготовка:
Номер 4
Заготовку плющат на специальном станке. Опять же, у кого то есть свой станок, а у кого нет, отдают серебро раскатывать тем кто это может и умеет делать.
Номер 5
Дальше начинается самое интересное. Карим будет делать коньячную рюмку. На всё, от вырезания заготовки до окончательной формы, у него ушло минут пять, может быть семь, но не больше!
Номер 6
Номер 7
Номер 8
Сама рюмка готова, осталось ножку приладить и готово! За такую работу Карим может получить от 35 до 50 рублей за один экземпляр.
Номер 9
Инструментарий на стеллажах в мастерской Карима:
Номер 10
У Гасана в доме мы посмотрели на меч и гравировку сервиза:
Номер 11
А вот огромный меч-кладенец (по другому и не скажешь), оцените размеры! Я попробовал подержать его в руках, пара взмахов — и требуется отдых. Но зато какие у него красивые ножны!
Номер 12
Удалось попутешествовать по комбинату и заглянуть в местный музей. На самом деле, это даже не музей, а просто удивительная коллекция работ, которые в разные времена были сделаны в стенах комбината. С удивлением обнаружил что на комбинате работают не только мужчины но и женщины! Работу нельзя назвать лёгкой, требуется много внимания и физических затрат, никогда бы не подумал что женщины тоже будут заниматься такими промыслами:
Номер 13
Номер 14
Номер 15
Номер 16
Зашли к очень весёлому человеку по имени Гаджиибрагим, он начальник гравировочного цеха. Гаджи нам рассказал как работает предприятие, что у него есть заготовки, и он их выдаёт мастерам. Перед тем как выдать заготовку, он её взвешивает, и после окончания работы (когда она сдаётся) делает это снова. Дело в том, что во время гравировки, или иной обработки, с «болванки» стачивается приличное количество серебра, и они стараются учитывать эту пыль и стружку, чтобы минимизировать потери серебра. Вся стружка тщательно собирается и идёт снова на переплавку. Кстати, работают на комбинате на сдельных условиях, если хочешь много зарабатывать, значит надо много сидеть за станком. Дело в том что у всех бывают разные обстоятельства и кто то не может весь день сидеть за станком, а так, сколько сделал, столько и получил. По моему, очень правильная мотивация!
Номер 17
Вот тут происходит контрольный замер:
Номер 18
Несколько экспонатов из музея. Некоторые вещи успели побывать у сильных мира сего, например, в коллекции есть ваза, которая была подарена Сталину, и после его смерти каким-то чудом её сумели спасти, говорят, её чуть ли не выкинули.
Номер 19
Посмотрите на этот самовар! Просто ваууу! Правда и стоит эта вещица, сами понимаете!
Номер 20
Номер 21
Номер 22
Источник

  • avatar
  • .
  • +44

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.