Турецкая подлодка утопила в Черном море танкер


Турецкая подлодка Yildiray выпустила 533-миллиметровую торпеду, которая, как теперь модно, управлялась по кабелю. Она попала в середину танкера, в результате чего он разломился пополам и затонул.

Субмарина Yildiray относится к подлодкам типа 209 немецкой постройки и оснащена восемью торпедными аппаратами. Впервые они начали строиться на экспорт в 1971 году и на данный момент состоят на вооружении 14 стран. Предложенный конструкторским бюро Ingenieur Kontor Lübeck проект, на основе предыдущего типа 206, получил обозначение Typ 209. По требованиям заказчиков в него стали вносить изменения, в основном в части размеров и вариантов торпедного вооружения.

Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I — торпедный, жилой и центральный пост, II — вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III — дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).

Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрической (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк.

Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.

Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4 × 1250 л. с. / 4 × 900 кВт — для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении. Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках. Гребной электродвигатель 4000 л.с., работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ. Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.

Экипаж — 30 чел (8 офицеров).

У Турции таких ПЛ суммарно 14 штук, планируется замена части лодок на тип 214. Средний ремонт с установкой воздухонезависимого двигателя отменен.

Лодка типа 209 во второй половине XX века была практически идеальна для прибрежных действий позиционным способом. Малая шумность и скромные размеры делают её крайне трудной для обнаружения на мелководье. Так, во время Англо-аргентинского конфликта, аргентинская San Luis полностью избежала обнаружения. Вооружение позволяет вести борьбу как с надводными кораблями, так и с подводными лодками. С конца 1960-х годов тип 209 был самым успешным экспортным типом подводных лодок в мире. Он же послужил основой для лодок типа 214 (также известен как «тип 209PN»). Покупателей привлекает сочетание высоких ТТХ (малошумность, хорошее вооружение) и невысокой цены (один из контрактов 2006 г на три единицы называет цены менее $300 млн за лодку).

Судя по тому, что я вижу в ролике — турки применили немецкую 533-мм торпеду SUT Mod 0 (или более ранний вариант Seal). Торпеда калибра 533 мм оснащена электродвигателем, обеспечивающим прямую (безредукторную) передачу момента вращения гребным винтам, что делает её малошумной. Электродвигатель получает энергию от серебрино-цинковой батареи, которая может храниться в течение пяти лет и активизироваться в момент стрельбы путём впрыскивания электролита в её элементы. Торпеда управляется по проводу и имеет активно-пассивную систему самонаведения. Данные о цели (курс, скорость, дальность) от РЛС, гидроакустической станции, оптических приборов и данные о курсе и скорости атакующего корабля (лодки) с гирокомпаса и лага поступают в ЭВМ блока управления торпедой, где определяются элементы торпедного треугольника.

Рассчитывается упреждённая точка встречи, и если она оказывается в пределах дальности хода торпеды, то в последнюю вводятся исходные данные. Затем активизируется батарея торпеды и производится выстрел. ЭВМ блока управления торпедой на корабле до обнаружения цели акустической системой непрерывно вычисляет элементы торпедного треугольника по данным о цели, корабле-носителе и ходе торпеды, поступающим с неё на корабль-носитель. На основе этих высчислений, если потребуется, можно скорректировать курс торпеды. Когда торпеда достигнет точки обнаружения цели, акустическая система самонаведения начнёт наводить ее.

Результат вы видите на видео. Вес заряда 260 кг, взрывчатое вещество, естественно, максимально эффективное — в торпеде, в отличие от снаряда, на ВВ не действуют большие ударные нагрузки, поэтому ВВ может быть весьма чувствительным. Имеются контактный и неконтактный взрыватели, второй — основной, поскольку взрыв торпеды под днищем наиболее эффективен для большинства типов судов.

Ах да — при утоплении танкера ни один хохол не пострадал. Тому шо цэ были вучения.

  • avatar
  • .
  • +15

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.