Мурманск: транспорт

IMG_6160.JPG

В Мурманске хорошие и широкие дороги — при том, что рельеф в городе крайне пересечённый.

2. IMG_5994.JPG

По российским меркам, по крайней мере.

3. IMG_6306.JPG

И Мурманск вытянут на несколько десятков километров, что создаёт повышенную нагрузку на главную продольную магистраль.

4. IMG_4693.JPG

Да и мурманчане — народ совсем не бедный, и машин в городе немало (Мурманская область со своими 320 автомобилей на 1000 жителей входит в первую двадцатку регионов России).

5. IMG_4448.JPG

Парадные советские проспекты, мурманской ширины они достигают далеко не в каждом городе-миллионнике.

6. IMG_4906.JPG

Плюс довольно активное дорожное строительство в последние десятилетия.

7. IMG_4425.JPG

Мост через Кольский залив 2005 года — до сих пор самый длинный автодорожный мост за Полярным кругом.

8. IMG_4400.JPG

Восточная Объездная дорога — вроде бы единственная скоростная автодорога за Полярным Кругом — была модернизирована до современного состояния в последние несколько лет; как и полагается при таком статусе, автострада снабжена развязками.

9. IMG_5530.JPG

Но подозреваю, что непрекращающаяся убыль населения снижает гипотетическую плотность автомобилей на мурманских дорогах.

10. IMG_5534.JPG

Как результат, Мурманск — редкий российский крупный город, где практически не пробок; опять вспоминается Минск.
Основой городского общественного транспорта остаётся троллейбус — привет Собянину!

11. IMG_6047.JPG

12. IMG_5996.JPG

Стоит ли говорить, что это самая северная троллейбусная система в мире, и вообще самый северный в на планете представитель городского электротранспорта.

13. Мурманский троллейбус.jpg

Троллейбусная сеть — это, по сути, одна «стволовая линия», проходящая через весь Мурманск, почти от Росты до Южного Нагорного, и разветвляющаяся только в центре города.

14. s-5079.jpg

15. IMG_4811.JPG

В целом линия повторяет городскую планировку: практически вся она проходит по главной улице города — от Кольского проспекта до проспекта Героев-Североморцев.

16. IMG_6322.JPG

В центральной части троллейбусная магистраль раздваивается: восточная ветвь проходит по главному проспекту Ленина, мимо парадной застройки и Пяти Углов.

17. IMG_6500.JPG

А западная ветвь пролегает по улице Шмидта, поближе к порту и вокзальному транспортному узлу.

18. IMG_5668.JPG

19. IMG_5659.JPG

Две ветви-линии проходят буквально на расстоянии квартала-двух друг от друга.

20. IMG_4568.JPG

Забавно, что движение общественного транспорта по улице Шмидта более оживлённое, чем по проспекту Ленина; при том, что именно проспект Ленина — однозначная главная улица Мурманска.

21. IMG_6043.JPG

Дело в том, что улица Шмидта проходит мимо Привокзальной площади с железнодорожным и автовокзалом; соседство двух таких объектов уже означает практически максимальный для любого провинциального города спрос на перевозки.

22. IMG_5682.JPG

Ещё в центре Мурманска есть короткая северо-западная линия по улице Карла Либкнехта, с конечной над угольным терминалом порта.

23. IMG_6128.JPG

Восточная линия, поднимающаяся от проспекта Ленина обходным путём в жилой район Новое Плато.
И юго-восточная линия в Больничный Городок.

24. IMG_6476.JPG

Интересно, что первая линия мурманского троллейбуса, движение по которой было открыто в 1962 году, включала в себя второстепенные сейчас линии по Карла Либкнехта и на Больничный Городок.

25. IMG_6086.JPG

В 1987 г. троллейбус пошёл не только на юг и на север, но и на восток города — была открыта линия на Новое Плато, кружным путём поднимающаяся из центра города.

26. IMG_4706.JPG

По сути, пока это последнее расширение троллейбусной сети — если не считать служебную троллейбусную линию к депо №2 на проезде Ивченко.

Перед подъёмом на Зелёный Мыс западная центральная троллейбусная линия, так сказать, воссоединяется с восточной.

27. IMG_6154.JPG

Наверх, в северную часть города, троллейбус запустили к середине 1970-х годов — вместе со 2 троллейбусным депо.

28. IMG_6451.JPG


Ещё одно отклонение главной троллейбусной линии от основной городской магистрали — на крайнем юге Мурманска, за Горелой горой и сопкой «на Беринга» (Южное Нагорное).

29. IMG_4872.JPG

В южную часть города (ул. Щербакова) троллейбус пришёл в 1977 г.

30. IMG_4777.JPG

Но до современной южной конечной (улица Героев Рыбачьего) линию дотянули только в 1988 году.

31. IMG_5534.JPG


Троллейбусы в Мурманске курсируют по 5 маршрутам.

32. IMG_5751.JPG

И при этом два депо, то уже о многом говорит.

33. IMG_6123.JPG

Несмотря на скромный показатель протяжённости троллейбусных линий (27 км, это 54-е место в стране), мурманская троллейбусная сеть соединяет все основные точки притяжения в городе.

34. IMG_4471.JPG

Соответственно, городской троллейбус очень востребован: в сутки перевозится около 120 тыс. человек (17-е место среди российских троллейбусных систем по этому показателю), это порядка 40% всего населения города (!).

35. IMG_6453.JPG

36. IMG_4520.JPG


Основной изъян городской троллейбусной сети, самый крупный не охваченный троллейбусным транспортом район — это Восточный, он же Скальный — тот самый, который так живописно нависает над центром города. Он вроде бы недалеко, но прямой дороги нет — слишком крутой уклон, и транспорт ходит в обход.
Хотя способность троллейбуса одолевать крутые подъёмы меньше трамвайной, но на больших уклонах троллейбусный транспорт эффективнее автобусного.
Другой крупный район, не обеспеченный электротранспортом — это Роста на крайнем северо-западе, за северной троллейбусной конечной «улица адмирала флота Лобова».

37. IMG_5779.JPG

Неоднократно возникали планы пуска троллейбуса в этот район; говорят, что главное препятствие — переезд через электрифицированную железнодорожную линию Мурманск — Ваенга/Североморск.
Это вполне похоже на правду: пересечение контактных сетей железной дороги и троллейбуса на одном уровне технически довольно сложно организовать.
Линия в Росту дала бы первый прямой выход троллейбусного транспорта напрямую в промзону (завод «Севморпуть») — не считая линии по центральной улице Шмидта, которая только железнодорожной линией отделена от портового промышленного района.

38. IMG_5759.JPG

Да, ещё одна особенность мурманской троллейбусной сети — что вся она расположена в жилых районах, нет привычной советской функции «подвоза рабочих на заводы».

39. IMG_5560.JPG

Впрочем, даже в советское время промышленность в Мурманске никогда не играла такой роли, как в среднем отечественном областном центре, не говоря уже о постсоветском времени.

40. IMG_6116.JPG

Возможно, что изначальный приоритет связи центра и окраин в работе мурманского троллейбуса — один из дополнительных факторов, определяющих сохраняющуюся ведущую роль этого вида транспорта в городе.

41. IMG_5741.JPG

Кроме того, прямо-таки напрашивается строительство троллейбусной линии по улице Карла Маркса, которая соединила бы по кратчайшему пути линию на Новом Плато и непосредственно центр города.


42. IMG_6455.JPG

Подвижной состав — в основном почтенного возраста машины.

43. IMG_6154.JPG

Большая часть — старые добрые ЗиУ-682 — их 59, если считать постоянно эксплуатирующиеся; а всего в Мурманске в среднем выходят на линии около 100 троллейбусов ежедневно.

44. IMG_5996.JPG

Модных экземпляров — таких, как ТролЗа «Мегаполис» — всего несколько штук:

45. IMG_6123.JPG

Это к тому, что деньги — далеко не единственное и иногда даже не главное условие того, чтобы транспортная система эффективно работала и даже как-то развивалась.


46. IMG_6088.JPG

Троллейбусы в Мурманске курсируют с очень достойными интервалами: ждать не приходится.

47. IMG_4805.JPG

Тут Мурманск обогнал и родную первопрестольную столицу, и северную столицу, напомнив мне Белоруссию (там, правда, подвижной состав поновее), или какой-нибудь волго-вятский город вроде Чебоксар.

48. IMG_6183.JPG

Существуют более-менее реальные планы расширения сети — на север, в Росту; говорят, что основное предприятие — наличие на этом участке железнодорожного переезда.
Троллейбус — это бÒльшая часть мурманского городского общественного транспорта.

49. IMG_5995.JPG


Но есть ещё 15 маршрутов автобусов, обслуживаемых машинами большой вместимости — в основном МАЗами и ЛиАЗами.

50. IMG_6308.JPG

Автобус в городе появился уже в 1934 году, но с 1960-х годов автобусный транспорт был оттеснён на вторую роль троллейбусным.

51. IMG_5552.JPG

Интересно, что в Мурманске был общественный транспорт и до автобуса — трамвай, только не электрический, а бензомоторный, гораздо более редкий вид городского общественного транспорта.
Пожалуй, это было главным наследием интервенции Антанты в Мурманске: линия, соединяющая вокзал, центр города и угольный терминал рядом с Зелёным Мысом, была запущена в 1918 году, в период оккупации города союзными державами. Строго говоря, изначально это была узкоколейная железная дорога, строившаяся и использовавшаяся в военных целях.
А потом, после наступления мирного времени, эта железная дорога стала использоваться для пассажирских перевозок.
Но вернёмся к современности.

52. IMG_6432.JPG

Итак, в Мурманске 15 городских автобусных маршрутов, из которых два — фактически, пригородные (до посёлка Абрам-Мыс на противоположном берегу залива и до Росляково севернее города).

53. IMG_4770.JPG

Есть ещё 25 пригородных (не входящих в состав городской транспортной системы) маршрутов, в меньшей степени интегрированных в городскую транспортную систему; собственно, пригородные маршруты Мурманской агломерации — это бóльшая часть междугородних автобусных маршрутов Мурманской области: всё-таки здесь проживает около половины населения региона.

54. IMG_6424.JPG

Но, так как автобусы и троллейбусы ходят исправно и часто, то нет ощущения, что на маршрутки уходит весь пассажиропоток; их роль в Мурманске близка к той, которая должна быть — они дополняют городскую транспортную систему, обслуживая «избыточный» пассажиропоток, повышая гибкость маршрутной сети и повышая её удобство для пассажиров.

55. IMG_6117.JPG

Как и полагается в сбалансированной транспортной системе, троллейбусы обслуживают наиболее загруженные транспортные коридоры, а автобусы — второстепенные направления.

56. Мурманск_автобус.jpg

Логично, что наиболее важную роль этот вид транспорта играет в обеспечении связи с крупными спальными районами, не обеспеченными троллейбусами — Скальным/Восточным и Лостой.

57. IMG_6291.JPG

Другие транспортные коридоры, обслуживаемые только автобусами — портовый (вдоль Кольского залива севернее и южнее центра города), а также связки с ближайшими пригородами (Кола, Североморск) и отдалёнными районами города (за Кольским заливом и Росляково на полпути до Североморска).
Уникальный для России факт: мурманская автобусная система с 2014 года организационно входит в состав троллейбусного предприятия (ОАО «Электротранспорт»).
А основная функция 4 автобусных маршрутов — подвоз жителей отдалённых районов к троллейбусным линиям (!).
Можно замахнуться на лучшие образцы мировой транспортной практики и заявить, что в Мурманске имеет место транк-фидерная транспортная сеть, т.е. маршруты городского общественного транспорта разделены на магистральные и подвозные, что делает эффективнее работу всей транспортной системы в целом.
В России такое оптимальное и двухступенчатое устройство транспортной системы я припоминаю только в городах с метрополитеном, да и то не во всех.

58. IMG_4809.JPG

Впрочем, есть и исключения в таком «разделении труда»: по основной магистральной линии север-юг троллейбусные маршруты с интенсивным движением на значительном протяжении дублируются автобусным маршрутом с почти столь же интенсивным движением, который, к тому же, доходит на севере до района Роста, который не обслуживается троллейбусным транспортом.

59. IMG_4504.JPG

Впрочем, и автобусы, и троллейбусы на этой линии неизменно пользуются спросом у пассажиров, так что можно сказать, что автобус помогает троллейбусу справляться с большим пассажиропотоком в наиболее напряжённом пассажирском транспортном коридоре Мурманска.

60. IMG_6444.JPG

И остановки в Мурманске что надо, с ларьками — и даже с маршрутными табличками, что не в каждом даже крупном российском городе увидишь.


61. IMG_5785.JPG

Кроме того, в Мурманске есть ещё и маршрутки — 13 линий (чтобы не говорить «маршрутов»:)) — насколько я помню, все они обслуживаются импортными микроавтобусами.

62. IMG_4466.JPG

Как и полагается маршруткам, они в основном дублируют линии крупномасштабного общественного транспорта.

63. IMG_5767.JPG

«Самостоятельными», не имеющими автобусных/троллейбусных аналогов являются лишь 4, ещё 3 идентичны «настоящим» маршрутам городского общественного транспорта на большей части их протяжёния, или являются их сокращённой версией.

64. IMG_6499.JPG



Главное слабое место Мурманска транспортного — то, что почти никак не используется для пассажирсих перевозок местная железнодорожная инфраструктура.

65. IMG_4392.JPG

Магистральный ход железной дороги проходит через весь город, параллельно заливу, по границе города и порта, соединяя большую часть городских районов — но электричек тут только одна пара в сутки, и не каждый день.
Кроме того, велик потенциал электрички как связки города с некоторыми пригородами (прежде всего Колой).
Только на сегменте, по которому есть движение этого пригородного поезда, в городских границах находятся, помимо железнодорожного вокзала, ещё 5 станций электрички.
А ведь есть ещё линия на Ваенгу (Североморск) без пассажирского движения, продолжающая магистральную Мурманскую железную дорогу на север.

66. IMG_5704.JPG

Судя по количеству остановочных пунктов, когда-то железная дорога использовалась — или её предполагали использовать — в том числе и как внутригородской транспорт.

67. IMG_5984.JPG

Конечно, дополнительные препятствия сколько-нибудь частому пассажирскому сообщению по железной дороге создают интенсивные грузовые перевозки, без которых не может нормально функционировать мурманский порт.

68. IMG_4917.JPG

И, пожалуй, прекрасный траффик на мурманских дорогах — если уровень пробок низкий, то необходимость городского/пригородного пассажирского железнодорожного сообщения обосновать гораздо сложнее.

Про развал пригородного железнодорожного сообщения в регионе я писал в посте про Мурманскую область — и по области, несмотря на развитую железнодорожную сеть с высокой долей электрификации, практически все перевозки выполняются автобусами — тем более, что отправляются они оттуда же, от Привокзальной площади.

69. IMG_4435.JPG

Всего Мурманск соединяет с более-менее отдалёнными районами региона 19 междугородних автобусных маршрутов, а вот межрегиональных маршрутов нет.
На дальнемагистральных направлениях конкуренцию железной дороге создаёт только авиация — всё-таки очень далеко от всего расположена Мурманская область.

70. IMG_4440.JPG

Другое дело, что всё международное сообщение из Мурманска (финский Рованиеми и норвежский Киркенес) — это автобусы: железной дороги в ближнее зарубежье просто нет.
Как известно, Мурманск стоит на берегу длинного и узкого Кольского залива, вдающегося в материк на десятки километров. Город весь расположен на восточном берегу, но на другой стороне есть всякие отдалённые и обособленные районы, по сути дела посёлки в составе города.
Вплоть до 2013 г. через залив существовало регулярное пассажирское водное сообщение — знаменитый Мост через Кольский залив на самом деле расположен в 2 километрах от южной оконечности этого водного объекта.
И даже после постройки этого моста в 2005 году путь из центра города в Абрам-Мыс, самый крупный посёлок на западном берегу — это 21 километр и без малого час на автобусе.

71. IMG_6390.JPG

Но, так или иначе, в 2013 г. катер от мурманского Морского вокзала до Абрам-Мыса повторил судьбу большей части российских водных сообщений, и теперь единственный пассажирский водный транспорт из Мурманска — это дальнемагистральный теплоход «Клавдия Еланская» вокруг Кольского полуострова.

72. IMG_5863.JPG

Развитой общественный транспорт в Мурманске сочетается с, повторюсь, высокой автомобилизацией.
И какой автомобилизацией: внедорожники и пикапы, что вполне понятно, учитывая, с одной стороны, относительное благосостояние мурманчан, и, с другой стороны, просторы региона и развитость местного туризма.

73. IMG_6463.JPG

Дороги в Мурманской области, конечно, хорошие, но и они не бесконечны и не охватывают всё.
А вот ещё один плюс Мурманска как города — как ни странно, хорошие продукты и общепит.

74. IMG_6325.JPG

Даже мне, как путешественнику, обращающему внимание на эту сторону жизни в последеюю очередь, бросилось в глаза: недорогой и неплохой местный фастфуд, много европейской еды («Евроопт») — тоже не слишком обременительной для кошелька.
На этой приятной ноте и закончим про Мурманск как про город.

75. IMG_5729.JPG

В следующих сериях — про районы.

76. IMG_5628.JPG

Продолжение рассказа про Мурманск — по географическому признаку.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +37

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.