Кириллов

IMG_3171.JPG

Монастыри легко обрастают поселениями — церковь всегда владела землями, которые не под силу обработать одним монахам; кроме того, монастыри не всегда могли обеспечить себя в полной мере и ремесленными товарами, да и паломников надо обслуживать. А на Русском Севере, где крупные монастыри выполняли в том числе и городские функции — освоения новых земель, управления территориями — монастырские слободы играли ещё более важную роль.
 

2. IMG_3277.JPG

Некоторые из них стали городами официально — например, Кириллов, возникший около величественного Кирилло-Белозерского монастыря.

3. IMG_3117.JPG

Сам по себе город исторический и местами живописный, но ничего выдающегося, обычный старый уездный центр; но вот в едином ансамбле с монастырём, одним из крупнейших и красивейших не только на Севере, но и во всей нашей стране, Кириллов вошёл в мою личную подборку лучших городов России.

4. IMG_3185.JPG

Наверно, «ансамбль» — это сильно сказано: скорее, не очень выразительный город выгодно оттеняет потрясающий монастырский комплекс.

5. IMG_3195.JPG

Монастырь был основан в самом конце XIV века монахом московского Симонова монастыря Кириллом, позже ставшим известным под прозвищем (почти титулом) «Белозерский». Белозерский — потому что рядом Белое озеро, и соседний Белозерск был единственным городом на сотни километров вокруг.
Как и основанный на пару десятилетий раньше вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, обитель Кирилла Белозерского росла и развивалась как форпост московского влияния на этих отдалённых и тогда ещё только присоединённых землях.

6. IMG_3110.JPG

Напомню, что Москва в те годы только шла вверх, и её руководящая, направляющая, объединяющая русские земли роль ещё не была так однозначна, как, например, столетием позже, в эпоху Ивана III; главным соперником будущей Первопрестольной на Севере был господин Великий Новгород, и роль монастыря в закреплении московских позиций в Заволочье трудно переоценить.

7. IMG_3207.JPG

Уже через столетие после основания, в конце XV века, в монастыре началось каменное строительство; к концу XVI века архитектурный ансамбль — за исключением крепостных стен — в основном сформировался.

8. IMG_3257.JPG

Через Кирилло-Белозерский монастырь шло московское экономическое освоение Севера; за менее чем столетие обитель стала центром целого населённого района несколько десятков километров в обхвате; на первых порах, наверное, соперничавшего с соседним Белозерском-Белоозером, более древним и более независимым (хотя тоже уже вошедшим в состав Московского княжества на тот момент).
Населённый район — это тоже прежде всего монастыри; самый известный из них — Ферапонтов, сейчас эти места практически полностью оказались на территории национального парка «Русский Север», где занимаются охраной этого редкого по своей красоте природно-культурного ландшафта.

9. IMG_2373.JPG

Но если Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь — это прежде всего церковная архитектура и культура (древнейшие фрески), крепостная стена там скорее символическая (можно сказать, что это ближе к монастырю в его изначальном смысле), то Кириллово-Белозерская обитель — это и монастырь, и город, настоящая твердыня, одна из мощнейших крепостей Русского царства.

10. IMG_3180.JPG

Шутка ли — отстроенная перед самой Смутой в камне монастырская крепость была одной из немногих, которая ни разу не была взята и разграблена интервентами.

11. IMG_3196.JPG

А в 1650-е годы монастырские стены были укреплены, перестроены, реконструированы, и Кирилло-Белозерский монастырь как укрепление стал не слабее сильнейших русских кремлей.

12. IMG_3148.JPG

Другое дело, что Средневековье даже в России заканчивалось, ему на смену шла новая эпоха, с новыми приёмами фортификации, где уже не были нужны такие высокие стены, легко пробиваемые новейшей на тот момент артиллерией — но ведь готовятся всегда к прошедшей войне.

И ущерб от Смуты был так велик, что страх перед повторением подобного приводил к строительству новых крепостей («мы бы были в безопасности, если бы они были у нас тогда») — как только страна достаточно оправилась от первой в своей истории гражданской войны, чтобы могла себе позволить подобное (а произошло это далеко не сразу, как видно — через несколько десятилетий).

13. IMG_3300.JPG

Но не крепостью единой — почти сразу же после основания Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из важнейших центров культуры, то есть книгописания и книгохранения. Конечно, в ту тёмную эпоху монастыри все так или иначе выполняли культурную функцию, часто являясь единственным местом на много километров во все стороны, где можно найти грамотных людей; но Кириллово-Белозерская обитель выделялась: здесь переписывались и хранились сотни рукописей.

14. IMG_3266.JPG

Как видно, монастырь пошёл вверх практически с момента своего основания, и с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что постоянное поселение при монастыре, через несколько веков ставшее городом Кирилловым, возникло почти сразу.
Как и весь Север, и Русское царство вообще, Кирилло-Белозерский монастырь переживал свой наивысший расцвет ближе к концу XVII века; в дальнейшем смещение торговых путей с севера на северо-запад привело к уменьшению значения обители.

15. IMG_3176.JPG

Но решительный удар по такому огромному могуществу нанесла екатерининская секуляризация. Монастырь лишили земель с крестьянами; но именно в ту эпоху, в 1778 году монастырская слобода получила статус города Кириллова (фактически, примонастырское поселение перестало принадлежать монастырю и стало самостоятельным), и с этого момента история Кириллова — это уже не только история монастыря.

16. IMG_3134.JPG

Интересно, что Кириллов стал центром уезда Новгородской губернии — самого отдалённого, до Новгорода отсюда 550 километров; при этом Вологодская губерния тогда уже существовала.

Неудивительно, что Кириллов никогда не играл заметной роли в жизи страны — Север был уже в упадке, монастыри теперь — после екатерининских реформ — тоже, и только строительство Северо-Двинского канала в 1820-х годах несколько оживило экономику города.
Кратчайший водный — оптимальный для перевозки грузов в те дожелезнодорожные времена — путь оказался очень к месту, и даже после покрытия всех окружающих губерний железными дорогами в 1890-е — 1900-е годы он оставался загруженным: уже во время Первой Мировой и Гражданской войны (!) была проведена реконструкция канала с постройкой первого железобетонного шлюза.

Но железная дорога в Кириллов так никогда и не пришла, и город с началом промышленной революции в Российской империи стал совсем захолустным: стоит только упомянуть, что в первые десятилетия XX века население Кириллова не росло. И это не сейчас, когда города с положительной демографической динамикой — исключение; тогда исключением (и гораздо более редким) были города, где население уменьшалось или просто не росло.

17. IMG_3290.JPG

А после октябрьского переворота Кириллов довольно быстро оказался прямо-таки музеефицирован — конечно, о масштабном туризме в первые советские десятилетия говорить не приходилось, но уже в 1920-е годы в Кирилло-Белозерском монастыре был создан музей, а промышленное развитие обошло город настолько, насколько это было возможно в этой части Советского Союза.
Но Кириллов, по крайней мере, рос, увеличившись в 1920-е — 1980-е годы вдвое — что можно считать средним для исторического города такого масштаба.

18. IMG_3122.JPG

К 1990-м годам значимым явлением в местной жизни стал туризм, превратившись, пожалуй, в главную отрасль местной экономики (помимо вечного северного лесного хозяйства).

19. IMG_3194.JPG

Наверное, туристическая отрасль смягчила ту социально-экономическую яму, в которой Кириллов вместе с большей частью России оказался после 1991 года. Но, так или иначе, падение было заметным — так, население уменьшилось на 16%, что на треть больше среднерегионального показателя.
Сейчас в городе живёт почти 7 с половиной тысяч человек, и во всей Вологодской области меньше только Кадников около Вологды и далёкое Красавино за Великим Устюгом.

20. IMG_3128.JPG

И город не выглядит особенно процветающим — хотя это если сравнивать с Вологдой, Череповцом или Тотьмой, а вот если посмотреть на Вытегру, то всё очень даже ничего, а если на соседний Белозерск — то так вообще прекрасно.

21. IMG_3299.JPG

Наверно, для туризма, как всегда, не хватает инфраструктуры — хотя вот не так давно Кириллов обзавёлся окружной дорогой, и выехать из города можно аж в трёх направлениях — на Белозерск, на Череповец — Санкт-Петербург и на Вологду-Москву (туда же — на Вытегру и Мурманск).


22. IMG_3189.JPG

Как и многие северные монастыри, Кирилло-Белозерская обитель расположена на озере — оно не настолько большое, чтобы монастырь визуально растворился в нём, казался ничтожным по сравнению с такой массой воды.

23. Кириллов.JPG

24. IMG_3273.JPG

Но местное Сиверское озеро, в то же время, достаточно велико, чтобы монастырь хорошо смотрелся на его фоне и с другого берега.

25. IMG_3187.JPG

Кирилло-Белозерский монастырь чётко делится на три части: ядро/Большой Успенский монастырь

26. IMG_3259.JPG

И Ивановский монастырь (Старый Город); территория между монастырями и позднейшими внешними укреплениями 1650-х годов (Новый Город).

27. IMG_3291.JPG

Новый Город — территория практически не застроенная, и здесь, как и где-нибудь в 1700 году, заметны полевые работы:

28. IMG_3242.JPG


Давно не крашенные массивные монастырские стены впечатляют больше, чем если бы они были более опрятного и цивильного вида.

Успенский собор 1497 года — самое старое после Рождественского собора Ферапонтова монастыря здание Русского Севера:

29. IMG_3234.JPG

Облик Успенского собора довольно необычен для того времени, и он совсем невелик.

Да, интересная особенность монастыря — миниатюрность расположенных внутри гражданских и церковных зданий; они едва возвышаются над высокими стенами.

30. IMG_3230.JPG

К собору пристроено несколько позднейших (XVI век) приделов.
На заднем плане — церковь Евфимия 1653 г. постройки:

31. IMG_3231.JPG

Тоже неожиданно миниатюрная, и архаично выглядящая — даже для XVII века.

32. IMG_3217.JPG

Кстати, монастырь так и не был возвращён Церкви, оставшись музеем — и правильно на мой взгляд: в противном случае многое из того, что сейчас здесь можно, было бы нельзя, и атмосферности, вероятно, было бы поменьше.
Ещё в монастыре много палат, гражданских зданий (в данном случае — не церквей) допетровской эпохи.

33. IMG_3216.JPG

Тут тоже работает машина времени: практически все эти здания выглядят на XVI век, хотя многие из них на самом деле были построены в XVII веке, в момент наивысшего подъёма монастырского хозяйства.
Монастырский архив, большие больничные палаты, кельи/духовное училище, трапезная палата, поварня, поваренные кельи, архимандричьи кельи, казённая палата, братский корпус, священнические кельи — по пальцам двух рук можно пересчитать те российские города, которые могут похвастаться таким количеством средневековых гражданских зданий.


Хотя есть и явно перестроенные: например, архимандричьи кельи — они с портиком:

34. IMG_3162.JPG



Исторически в России всегда главными транспортными артериями были водные пути, а на Севере в особенности, и обращённые к Сиверскому озеру Водяные врата более чем внушительны.

35. IMG_3210.JPG

Надвратная Преображенская церковь выглядит самой древней в обители, хотя на самом деле она была построена в конце XVI века.

36. IMG_3293.JPG

Перед вратами — бывший причал с исторической мостовой:

37. IMG_3219.JPG

Надо отметить, что монастырь (по крайней мере, его старая часть) выглядит довольно уютно и ухоженно — но не чересчур, не в ущерб аутентичности.

38. IMG_3233.JPG

Ну и в целом — ансамбль гармоничный, даже несмотря на высокие стены и не слишком массивные храмы.

39. IMG_3151.JPG

И при этом достаточно сурово, чтобы можно было почувствовать себя на Русском Севере.

40. IMG_3211.JPG

41. IMG_3154.JPG

Отдельное очарование — то, что можно легко осмотреть монастырь и окрестности с крепостных стен.

42. IMG_3268.JPG

Монастырь впечатлил меня обилием туристов, особенно иностранцев — даже после Вологды и Золотого Кольца.

43. IMG_3241.JPG

Кириллов вместе с окрестными монастырями — один из главных туристических центров Севера, и добраться сюда значительно проще, чем в Каргополь или на Соловки.

44. IMG_3152.JPG


Ещё как-то было много животных.

45. IMG_3246.JPG

Но чайки-то ладно, а вот они..

46. IMG_3244.JPG

Такие старые и величественные стены, пусть даже и стены монастыря — прекрасное место для исторической реконструкции.

47. IMG_3287.JPG

Городская сельская жизнь идёт своим чередом и, как и века назад, подступает к самым стенам монастыря.

48. IMG_3280.JPG

Несмотря на то, что Кириллов совсем небольшой по населению (не говоря уже о размере городской экономики), он не такой уж маленький по площади, и довольно сложно устроен — поселение вокруг монастыря, по берегам многочисленных озёр росло и развивалось не сразу и не равномерно.

49. IMG_3183.JPG

50. IMG_3305.JPG

Присвоение городского статуса, случившееся в рамках екатерининской градостроительной реформы, как это обычно бывало, привело к перепланировке города под правильную прямоугольную сетку.
Однако, это коснулось только основной части города; городские окраины, в прошлом отдельные деревни, в целом сохранили более причудливую сельскую планировку.

51. IMG_3095.JPG

52. IMG_3308.JPG

В целом, в городе за пределами монастыря я не запомнил чего-то выдающегося.

53. IMG_3307.JPG

Даже скромных уездных домиков не так уж и много.

54. IMG_3140.JPG

Почти все они сосредоточены на двух главных улицах — идущей от Казанской проездной башни монастыря улицы Преображенского (подозреваю, что не в честь профессора), и перпендикулярной ей улицы Гостинодворской.

55. IMG_3139.JPG

Если улица Преображенского восточнее переходит в дорогу на Вологду, а Гостинодворская улица не выходит за пределы центра Кириллова.

56. IMG_3138.JPG

Да и гостиного двора в городе не сохранилось.

57. IMG_3121.JPG

В остальном Кириллове — преобладание дерева, в том числе самого северного облика бараков — в целом, не самого частого явления в Вологодской области.

58. IMG_3276.JPG

Стоит ли говорить, что 90% города — это частный сектор; такой приметы советской цивилизации, как блочная пятиэтажка, обнаружено не было.

Самое примечательное здание, пожалуй — Казанская церковь XIX века у самых монастырских стен.

59. IMG_3142.JPG

Рядом с церковью было обнаружено немного индустрии развлечений:

60. IMG_3119.JPG

Если в Кириллове есть главная площадь, то это она — с Народным домом 1910-х годов:

61. IMG_3315.JPG

И с дедушкой, конечно:

62. IMG_3123.JPG

Но, с другой стороны, без этого милого человека столько городов и посёлков останутся совсем без монументального искусства.

По соседству — пара скверов и детская площадка:

63. IMG_3141.JPG

Ещё сейчас, говорят, сейчас на пустыре перед монастырём появился «пешеходный» светомузыкальный фонтан, но во время моего визита такого развлечения в Кириллове ещё не было.
Южнее площади с Лениным я наткнулся на ещё один монумент — местный вариант Родины-Матери («памятник погибшим односельчанам»):

64. IMG_3116.JPG

За памятником город становится просторнее, доходя почти до сельского состояния:

65. IMG_3118.JPG

Тут и автостанция — стоит ли говорить, что это основное средство связи Кириллова с внешним миром:

66. IMG_3115.JPG

На южной окраине Кириллова можно обнаружить старый Кузьминский канал — часть Северо-Двинского водного пути, о котором я уже упоминал в контексте истории города.

67. IMG_3093.JPG

По нынешним меркам, канал почти «плоский»: перепад высот составляет лишь немногим более 10 метров, и короткий: из общей 120-километровой длины водного пути только 22 км приходилось на специально сооружённые канальные участки; остальные без малого 100 км — это многочисленные на Севере озёра и реки, лишь в некоторых местах реконструированные под судоходство. Но в условиях деревянных шлюзов, конной и людской тяги и строительство, и эксплуатация такого гидротехнического сооружения была не такой уж и простой задачей.

Как я уже писал выше, даже железнодорожное строительство, обеспечившее гораздо более скоростным транспортом весь коридор Санкт-Петербург — Архангельск, не привело к уменьшению судоходства на канале. Всё-таки экономическое развитие страны в те годы шло очень быстрыми темпами, да и конкретно Кириллов с окрестностями были и остались вдали от железных дорог.

В 1916-1921 гг., в эпоху великих перемен была проведена реконструкция канала; но после коренной реконструкции Волго-Балтийского водного пути и строительства Беломорканала в 1930-е годы значение Северо-Двинского пути, как более длинного и менее пригодного для пропуска крупных судов, предсказуемо начало падать.

Последний подъём судоходства здесь был во время Великой Отечественной; после последней войны транспортное значение Кузьминского канала — сугубо местное (в основном баржи с лесом), а после 1991 года практически единственными плавсредствами здесь были лодки местных жителей и круизные суда (катера?).

68. IMG_3082.JPG

Однако, по некоторым сведениям, с 2013 года ведётся постепенная если не реконструкция, то реставрация гидротехнического сооружения.
На этом закончу рассказ и о Кириллове, и о Вологодской области.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +14

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.