Поставки «без энергии»: с чем связан рост несырьевого экспорта России

По итогам прошлого года вклад российского несырьевого экспорта в ВВП страны увеличился на два процентных пункта, при этом сам прирост неэнергетических поставок составил 12%. Основными импортёрами выступили страны ЕАЭС, но активный интерес к отечественным товарам также проявляют Германия, Франция и Италия. На полях форума в Сочи мы поговорил с главой Российского экспортного центра (РЭЦ) Андреем Слепнёвым о развитии этого направления внешней торговли.
 

  • РИА Новости
  • © Виталий Аньков

— Андрей Александрович, вы ранее прогнозировали рекордный объём российского несырьевого экспорта в 2018 году. О какой итоговой сумме идёт речь и насколько изменилось это значение по сравнению с уровнем 2017 года?

— В прошлом году у нас был неплохой рост несырьевого экспорта. Он составил порядка 12%, и мы вышли на планку $150 млрд. Это хороший показатель — цифры превышают даже прогнозы, которые мы давали в начале 2017 года.

Мы видим, что структура экспорта расширяется. На два процентных пункта увеличился вклад несырьевых поставок в ВВП. Таким образом, у нас улучшается и структура самой экономики, поскольку поступления идут уже не только от нефтегазовых и сырьевых поставок, но и от продукции высокого передела.

— В каких отраслях несырьевого экспорта рост стал наиболее значительным?

— В области неэнергетических поставок у нас есть свои отрасли-лидеры. В первую очередь это металлургия и химия. Агропромышленный комплекс устойчиво наращивает позиции, и в 2018 году превысил планку в $25 млрд поставок на внешние рынки.

Появляются и новые направления, которые также становятся многообещающими. Это различные сферы — машиностроение, лесопромышленный комплекс, товары массового спроса, креативная индустрия, то есть действительно идёт движение вперёд, и важно продлить эти темпы на перспективу.

— Какие государства в 2018 году стали основными импортёрами российской несырьевой продукции?

— Я бы прежде всего отметил эффект действия Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Хотя экономики Белоруссии и Казахстана являются не самым крупными по сравнению с другими, но те системные усилия, которые принимали все участники союза на протяжении последних лет, начинают давать практический результат. Наибольший рост российских поставок сейчас идёт именно в рамках торговли с ЕАЭС — прежде всего на казахстанском и белорусском направлениях. Кроме того, мы видим существенный рост поставок в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Поставки растут и на европейском направлении, а также в США и Северную Америку в целом.

 

Скачать

 

Глава РЭЦ Андрей Слепнёв о росте несырьевого экспорта

— В чём основные конкурентные преимущества российских товаров на рынках Китая, Европы и даже США?

— Прежде всего, за последние годы улучшились макроэкономические показатели России. Результат даёт и то, что многие предприятия проводили политику модернизации, поскольку соотношение цена-качество становится всё привлекательнее по широкому числу секторов.

Например, мы ощущаем растущий интерес европейских компаний к российским поставщикам комплектующих. Мы уже проводим специальные бизнес-миссии и программы с Германией, Францией, Италией и видим, что здесь очень большой интерес, поскольку именно соотношение цена-качество очень благоприятное.

— Как может измениться объём несырьевого экспорта в 2019 году?

— У нас есть целевой показатель, который установлен майским указом президента — это $160 млрд. Несырьевой экспорт растёт непрерывно уже 26 месяцев подряд, и, конечно, поддерживать эти темпы становится всё сложнее. Поэтому уровень $160 млрд является весьма амбициозным на 2019 год и потребует больших усилий со стороны компаний, регионов, правительства. Конечно, Российский экспортный центр также приложит свои усилия.

— Насколько по итогам 2018 года изменилась доля малых и средних предприятий в несырьевом экспорте?

— Сегодня уже порядка 8% от неэнергетических поставок приходится на малый и средний бизнес (МСП). Наша задача — дойти до 10% к 2024 году. При условии, что общий уровень экспорта также будет расти, нам для достижения цели необходимо будет удвоить объём поставок МСП на экспорт.

— Какие проекты по привлечению бизнеса к экспортной деятельности планируется реализовать уже в 2019 году?

— Среди основных наших проектов, которые обсуждались на форуме в Сочи, самым главным является экспортная акселерация региональных компаний. Это наше ключевое направление работы, поскольку мы сфокусированы на расширении числа участников экспортной деятельности.

Есть большое число компаний, которые уже имеют хорошую продукцию и достаточно уверенно стоят на ногах, но по разным причинам ещё не раскрыли свои экспортные возможности. Мы хотим сосредоточиться именно на этом. Главная задача — провести через экспортный акселератор в рамках пилотных региональных программ 750 компаний в 2019 году. Это очень много. Дело для нас новое, и мы надеемся, что это даст серьёзный результат и заложит основы для дальнейшего движения.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.