Руководство по оформлению школ

Задача.
Провести исследование и разработать руководство.

Исследование архитектуры московских школ

По заказу Департамента образования Москвы Студия Артемия Лебедева и Московский архитектурный институт (МАрхИ) разработали руководство по оформлению типовых школ, предварительно проведя масштабное исследование. В результате сформулированы принципы хорошего дизайна образовательной среды, которые помогут сделать школы красивыми и удобными для учителей и учеников.

1. Общие рекомендации

1.1 Общие принципы
1.2 Графические и текстовые материалы
1.3 Навигация

2. Помещения

2.1 Входная группа
2.2 Гардероб
2.3 Коридоры и рекреации
2.4 Учебные кабинеты начальной школы

2.5 Типовые учебные кабинеты средней школы
2.6 Специализированные кабинеты средней школы
2.7 Столовая
2.8 Спортивные залы
2.9 Актовый и танцевальные залы
2.10 Библиотека
2.11 Медицинский кабинет
2.12 Административные кабинеты
2.13 Санузлы

Комплексный подход

Руководство включает рекомендации по планировке и отделке помещений, подбору освещения, закупке мебели и оборудования. Представлены решения по графическому оформлению пространства.

Комплексный подход экономит бюджет, сокращает время на этапе проектирования и способствует формированию цельной визуальной среды.

Выделение функциональных зон

Система зонирования пространства помогает организовать помещения для учебы, отдыха, игр, хранения инвентаря и места ожидания для родителей.


В учебной зоне находятся парты и информационные материалы для уроков

Разделы сопровождаются иллюстрациями образцовых интерьеров, которые разработаны на основе проведенного исследования и знакомства с европейскими школами.

Детализированные иллюстрации демонстрируют примеры удачного оформления

 

Ремонтные работы

Разные типы помещений представлены в отдельных разделах. Подробно рассказано об оформлении учебных кабинетов начальных и старших классов, столовой, актового и спортивного залов, санузлов, коридоров, рекреаций, библиотеки, гардероба, медицинского и административных кабинетов.

У каждого из них есть свои особенности, и это учтено в документе. Например, на входе, в столовых и санузлах напольное покрытие должно быть влагостойким, а в спортзале — амортизирующим.

Выделение оконных и дверных проемов с помощью цвета


Для пола в вестибюле рекомендуется подбирать износостойкие, долговечные, экологически чистые, гипоаллергенные и простые в эксплуатации материалы

Описаны преимущества и недостатки материалов, срок их службы, особенности монтажа и требования к закупкам. Для ясности приводятся фотографии школьных интерьеров с удачной и неудачной отделкой. Наглядный материал помогает учесть нюансы и избежать распространенных ошибок, допускаемых в процессе ремонта.

Подбор цвета

Готовые палитры для отделочных работ учитывают назначение помещений и особенности их освещения.

Стена окрашивается одинаковыми или разными по ширине полосами. При этом стулья должны быть одного цвета — указанного в палитре для выделенной стены

 

Мебель

Много внимания в руководстве уделяется мебели: подробно объясняется, как подбирать предметы с нужными характеристиками, рационально их компоновать и безопасно расставлять.

Характеристики
Цвет: однотонный, яркий или нейтральный, без орнаментов и принтов
Материал: фанера, ДСП, МДФ в сочетании с пластиком, ламинацией или покраской
Рекомендованная высота: до 220 см — для удобства использования

Расположение
Вдоль задней стены в зоне хранения. Если там располагается вывод воды, то верхний ряд модулей размещается над раковиной

Компоновка
Необходимые модули подбираются в зависимости от потребностей учителя

Парты подобраны с учетом эргономики.

 

Тип 1
Соединенная конструкция
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 2000–3000 руб.

Тип 2
Раздельная конструкция
Отдельный крючок для рюкзака
Ценовой диапазон: 3000–4000 руб.

Тип 3
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Открытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 6000–8000 руб.

Тип 4
Раздельная конструкция
Регулировка высоты парты и стула
Регулировка угла наклона столешницы
Закрытая зона хранения с крючком
Ценовой диапазон: 8000–10 000 руб.

Освещение

Лампы, рекомендуемые в документе, соответствуют санитарным нормам и практичны в эксплуатации.

Работа над деталями

Руководство учитывает все мелочи интерьера и даже советует, как разместить крючки, вешалки, мусорные ведра, мягкие подушки. Внимательный подход к деталям делает школьные помещения удобными и уютными.


Детализированные иллюстрации включают множество сценариев оформления интерьеров

Навигация

Спроектированы таблички для размещения в любой школе. Они помогают новым ученикам и родителям найти нужный кабинет или зал, а также разнообразят пространство коридоров и рекреаций.

Зона указателей дальнего действия
Зона указателей ближнего действия

Графические материалы

Подробные рекомендации помогают гармонично подобрать и разместить схемы, карты, таблицы и плакаты.

Декорирование стен

Созданы материалы для оформления коридоров и кабинетов — банк с изображениями доступен для всех школ. С помощью готовых трафаретов стены оформляются яркими и познавательными иллюстрациями, отобранными архитекторами и дизайнерами на конкурсной основе.

Полезная информация на стенах

Правила, схемы и формулы превращаются в элементы графического оформления интерьера. Сложный материал, проиллюстрированный примерами из повседневной жизни, лучше усваивается и запоминается.


Расчетная формула для определения давления жидкости в любой ее точке, а также на дно и стенки сосуда. Размещается в кабинете физики или санузле

Шаблоны для документов

Готовые макеты упрощают работу в текстовом редакторе и привносят порядок в визуальное пространство школы. Для подготовки содержательной части сформулированы рекомендации по составлению текстов.

Образцовая типографика в документах облегчает восприятие информации и приучает детей к хорошему стилю.

Оформление

Для объявлений и расписания используется единый шрифт и набор пиктограмм. Небольшие изображения не бросаются в глаза, но разбавляют текст и сглаживают формализм официальных объявлений.

 

Разработчики рады мнениям специалистов и приглашают инженеров, преподавателей и администраторов школ оставлять отзывы и пожелания через форму обратной связи.

 

Создание руководства по оформлению школ

 

Поступает задача от Департамента образования — разработать руководство по оформлению московских школ. Приступаем к проекту.

Встречаемся с командой из МАрхИ, обсуждаем план действий. Начинаем исследование. Вместе с архитекторами посещаем школы и общаемся с учителями, директорами, завхозами и учениками. Основное внимание уделяем типовым школам, так как изначально проект ориентирован именно на них. Позже понимаем, что сформированные принципы подходят для обустройства любого учебного заведения.

Фиксируем детали.

Изучаем планировки существующих школ и составляем список типов помещений для подробного анализа.

Анализируем СанПиНы. Выделяем основные требования для работы над проектом.

Окончательно определяемся со списком помещений. Формируем группы.

Создаем для каждого помещения отдельный раздел, в котором рассматриваются материалы для ремонта, планировка и мебель.

Изучаем зарубежный опыт. В основном рассматриваем школы северных стран со схожим климатом.

Просматриваем современные отделочные материалы и решаем, какие из них подойдут к тому или иному помещению. Проверяем, соответствуют ли они нормам. Подбираем отделку для пола, стен и потолка.

Архитектор прикидывает разные решения.

Подготавливаем несколько основных цветовых гамм и отдаем иллюстратору для проработки. Особенно заботимся об учителях: в учительских хочется добавить уюта. Иллюстратор создает отдельные палитры для каждого помещения.

Цвета для спортзалов подбираются по рекомендациям архитектора с учетом разных отделочных материалов: для деревянного и паркетного покрытия предлагаются одни гаммы, для наливного пола — другие. Для библиотеки, как и для других помещений, указывается расцветка мебели.

Понимаем, что разделы необходимо расширить, так как не получается ограничиться полом, потолком и стенами.

Уделяем внимание освещению, так как для некоторых помещений требуется специальное световое оборудование. Изучаем варианты освещения на примере школ, а также театров, музеев, библиотек и спортивных комплексов.

Разрабатываем графические элементы для оформления стен. Придумываем простейшие рисунки и паттерны из плитки для фартуков у раковин в младших и старших классах.

Пробуем разные типы укладок двухцветной плитки во входной группе. Берем два сочетания — спокойное и контрастное.

Иллюстратор рисует прекрасного оленя. Подбираем разные цветовые решения иллюстрации для рекреаций.

Приступаем к школьной мебели. Рассматриваем существующие варианты, отмечаем плюсы и минусы.

Изучаем зарубежные примеры.

Отбираем из представленных на рынке вариантов мебели образцы, соответствующие имеющимся архитектурным планировкам.

Обосновываем выбор, указываем цветовые предпочтения согласно палитре, а также размеры — в соответствии с требованиями СанПиНа.

Предлагаем компоновки, позволяющие разместить мебель так, чтобы она не казалась громоздкой.

Арт-директоры просят сделать анализ парт как самого важного предмета мебели в школе.

Изучаем историю появления парт.

Исследуем зарубежные примеры.

Смотрим, какие образцы парт есть сейчас на рынке.

Изучаем требования к организации рабочего пространства для школьника.

Выявляем преимущества и недостатки существующих решений, находим оптимальные варианты рабочих мест для школы.

Добавляем сравнительные таблицы материалов. Это поможет сделать выбор и корректно составить ТЗ для закупок.

Начинаем верстать разделы. Пробуем разные варианты, почти сразу отказываемся от перекрестных ссылок. Решаем составить руководство так, чтобы им было удобно пользоваться и целиком, и по отдельным главам. И чтобы при ремонте, например, кабинета начальных классов было достаточно изучить только соответствующий раздел.

Решаем отдельно выносить требования СанПиНа и отмечать решения, которые не описаны в нормах, но и не противоречат им.

Приступаем к иконкам для шрифта. Разрабатываем систему построения пиктограмм на основе рисунка и пропорций шрифта.

Начинаем рисовать, вдохновляясь картинками эмодзи.

Для удобства делим иконки на разделы, чтобы максимально охватить все школьные нужды. Те символы, которые не попадают в тематические разделы, оставляем в «разном».

Параллельно примеряем иконки на объявления, чтобы увидеть, как они смотрятся в наборе.

Получается 215 пиктограмм.

Два раза в неделю встречаемся всей командой и обсуждаем новые наработки и спорные вопросы.

Параллельно готовим тексты. Редактор изучает исследование архитекторов, наработки дизайнеров и СанПиНы, углубляется в тему. Руководство адресовано широкому кругу читателей и должно быть понятно человеку любой профессии, в том числе не обладающему специальными техническими знаниями.

Отправляем первую сборку в МАрхИ. Получаем комментарии, вносим правки.

Пока ребята смотрят наше черновое руководство, иллюстратор рисует планировки, вид сверху и главные видовые точки. Обыкновенные чертежи выглядят сухо и не раскрывают картину целиком, иллюстрации наглядно представляют атмосферу и мелкие детали.

Для начала нужно определиться со стилем исполнения. Иллюстратор показывает два варианта.

Арт-директор выбирает правый вариант (от руки).

Архитектор объясняет иллюстратору идеи оформления помещения, показывает наработки, отмечает детали.

На основе полученных инструкций иллюстратор делает набросок в 3D-редакторе и предлагает ракурсы. Затем от руки прорисовывает линии и переходит к раскрашиванию.

Вносим корректировки от архитектора и арт-директора.

По такому же принципу рисуются остальные иллюстрации.

Пересобираем руководство. Меняем некоторые картинки, дополняем и отправляем в методцентр. Получаем правки, корректируем. Обсуждаем некоторые вопросы: например, как обустроить санузлы для детей-инвалидов в существующих типовых помещениях.

Заверстываем и решаем анонсировать первую версию для всеобщего обсуждения.

 

  • avatar
  • .
  • +15

5 комментариев

avatar
Для чего это здесь?
avatar
Что бы ты смотрел. :) Мне нравится идея единого дизайна и школ тоже. Они ещё и единый стандарт оформления вывесок для Москвы сделали. А ещё интересно посмотреть как они работают, как прорабатывают детали, выкидывают ненужное.
avatar
Я посмотрел, потому и спросил.
avatar
Ну классные вещи делают.
avatar
это нужно было сделать давным давно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.