Конструкторы-вырожденцы нагибают мир
Фрицморген пишет: знаменитая фирма «Хьюлетт-Паккард», к которой я испытывал большое уважение на протяжении нескольких десятилетий, и чью технику я любил ещё тогда, когда она называлась «Компак», перешла для меня в разряд третьего сорта.
Если я и буду теперь покупать что-нибудь от HP, то только убедившись, что нормальных альтернатив у меня нет.
Только представьте — ноутбук, который надо открывать, как современный мобильный телефон от конструкторов-вырожденцев: отщёлкивая заднюю крышку при помощи специальных пластиковых приспособлений! Я попросил менеджера в компьютерном магазине добавить в новый ноутбук побольше памяти и поставить туда нормального размера SSD. Бедняга ковырялся 40 минут, пытаясь открыть ноутбук специальными съёмниками, пока я не осознал, что он скорее сломает его, чем откроет.
Вернувшись домой, я таки смог вскрыть устройство — порывшись немного на Ютуб и обнаружив там видео с решением моей проблемы. Оказывается, коварные конструкторы HP спрятали дополнительные шесть винтов прямо под длинные резиновые ножки! И ведь в магазине мне даже приходила в голову мысль, что там могут прятаться винты, но я немедленно отогнал её от себя — я решил, что конструкторы знаменитой корпорации не могут быть такими халтурщиками, чтобы захоронить рабочие винты под одноразовыми ножками на клею. Ножки у ноутбуков и так постоянно отклеиваются, это вечная проблема. Ни один разумный инженер, думал я, не заставит клиента ослаблять клей каждый раз, когда клиенту захочется что-нибудь проапгрейдить внутри.
Что же, как выяснилось, конструкторы HP были именно халтурщиками. Я отодрал резиновые ножки, отвинтил винты, потом с помощью медиатора отщёлкнул корпус, слегка повредив его мягкие пластиковые края. В руках у меня осталась крышка и, вместе с крышкой, грустное ощущение одноразовой вещи, которую некие вредители намеренно испортили из каких-то маркетинговых соображений.
Я неприязнью смотрю также на конструкторов неразборных мобильных телефонов, однако у тех есть хотя бы оправдание — их телефоны с грехом пополам защищены от пыли и воды. Ноутбук от HP не является водонепроницаемым в принципе — там полно технологических отверстий. Его сделали одноразовым просто так, из ненависти к клиентам.
Никаких причин ставить защёлки вместо нормальных винтов не было. Никаких причин прятать винты под резиновые ножки не было. Никаких причин делать днище ноутбука гладким вместо того, чтобы напечатать на нём схему разборки, не было. Или, точнее, одна причина была — заставить клиента не умничать, а нести устройство в авторизированный сервис, чтобы там с него содрали несколько тысяч рублей за процедуру, которая на нормальном ноутбуке занимает три минуты и не требует ровным счётом никаких технических навыков.
Как показывает многолетняя борьба гражданского общества с корпорациями, именно этого корпорации и добиваются: максимально усложняют ремонт и обслуживание своих устройств, а до кучи ещё и продают клиенту запчасти по заряженной вдвое-втрое цене. Я докупил оперативной памяти за 5500, тогда как фирменная память от HP обошлась бы мне в 16 тысяч. И если вы думаете, что она была бы хоть чем-то лучше, у меня плохие новости для вас.
С мобильниками, повторюсь, всё плохо уже давно. Недавно у меня как раз начала отходить крышка на моём Хоноре, который я купил, чтобы поддержать Хуавей в его борьбе с американскими санкциями. Я хотел купить новую батарею и поменять её за два щелчка, но мне пришлось нести телефон в сервис, а потом в течение часа слушать в машине книгу, ожидая, когда инженеры крышку отклеят и приклеят. Да-да, за модные стеклянные крышки корпусов приходится платить вот таким гемороем при разборке.
И можете мне поверить, что это ещё лёгкий вариант — в других телефонах всё гораздо хуже. Особенно некрасиво ведёт себя корпорация Эппл, которая даже пыталась засудить ремонтника, объяснявшего на видео, как чинить её устройства. Это старая история. Если очень кратко — Эппл намеренно всё портит, не гнушаясь даже выпускать специальные пятилепестковые винтики, чтобы как можно сильнее осложнить ремонт.
Очевидно, мы имеем дело с проблемой, которую нужно решать. Обществу выгодны вещи, которые легко чинятся, которые могут работать годами и десятилетиями, сохраняя при этом свои свойства. Обществу невыгодны одноразовые вещи, идёт ли речь о смартфонах, ноутбуках или автомобилях.
Но корпорациям плевать на общество. Повторюсь, никаких инженерных причин делать вещи одноразовыми у корпораций нет. Они делают смартфоны и автомобили одноразовыми только потому, что государство им это позволяет.
В этот момент откуда-то вылезают любители дедушки Зю и начинают гундеть, что «такова природа копетализьма». Однако у меня для них плохие новости. Говорить, что капитализм плох, так как условный Эппл делает неразборные айфоны — нелепо. Как показывает история, социализм в техническом плане отстаёт настолько сильно, что на фоне его отсталости даже экраны на клею кажутся уже мелкой, совершенно несущественной проблемой. А уж про надежность стрёмно даже говорить — вспомните о легендарной надежности советской электроники с вечно раздувающимися конденсаторами и деградирующими микросхемами.
Пресловутый «копетализьм» вполне поддается госрегулированию. И даже не только госрегулированию — например, требования к безопасности автомобилей в США вырабатывает NHTSA (часть государственного дпартамента транспорта), но целый ряд положений там пролоббировали страховые компании, которым, естественно, хочется, чтобы и люди и автомобили пореже попадали в аварии и поменьше там страдали.
Среди этих требований есть, например, такое экзотическое требование, как ограничение стомости ремонта (восстановления) автомобиля после фронтального удара на скорости 5 миль в час (9 км в час). Именно это требование привело к появлению на американских автомобилях огромных выступающим вперед бамперов с мощными энергопоглотителями внутри, и особой реализации креплений оптических приборов, позволяющих им сдвигаться внутрь крыла без разрушения (потому что фары стоят дорого).
Это отнюдь не значит, что такие машины обязательно будут уродливыми — вот вам хрестоматийный пример элегантной реализации требований этого стандарта:
Это Hyundai Tiburon, специально спроектированный для американского рынка.
Как видите — сзади предпринята аналогичная предосторожность. И это работает — стоимость ремонта подобных «американцев» после столкновений с умеренными скоростями значительно ниже, чем у европейских автомобилей.
Это тоже «копетализм». У него имеются и такие механизмы — потому что разумное общество основано на балансе инетересов, а «копетализм» — это лишь метод организации производства, и не более того. Если общество затребует у «копетализма» вечные товары с прекрасной ремонтопригодностью — такие товары и будут выпускаться.
Опять же, существует хрестоматийная история, когда при разработке первой Ford Fiesta в начале 1970-х годов (а это первый массовый автомобиль концерна Форд с передним приводом, в нем было найдено множество инженерных решений, которые до сих пор проглядывают в конструкциях множества автомобилей) конструкторам прямо поставили задачу добиться радикального снижения трудоемкости ТО в течении жизненного цикла автомобиля (а это были 100K миль — то есть 180К пробега).
За базу трудоемкости был взят популярный заднеприводный Ford Escort Mk2, обслуживание и ремонты которого в течении жизненного цикла требовали около 130 нормочасов механиков (и это, поверьте — очень хороший показатель для машин 60-х годов). Так вот — для фиесты было приказано выйти в 50 нормочасов. Инженеры схватились за голову — но глаза боятся, а руки делают. И в результате, например, была построена коробка передач, которая вообще не предполагала замены масла на пробеге в 180К км (сравните с тем гогном, что до сих пор ставит ВАЗ). Обслуживание двигателя ограничивалось заменой масла и масляного фильтра, и редкими регулировками зазора в клапанах — причем операция регулировки выполнялась очень просто и быстро (еще через 10 лет инженеры Форда решились применить гидротолкатели, и проблема была окончательно решена). До чудовищных пробегов без замены и обслуживания были доведены и элементы ходовой части — естественно, никакого шприцевания, все шарниры и подшипники получали смазку на весь срок жизни, и этот срок жизни превышал 180K км.
Все расходники, замена которых всё-таки требовалась (воздушный фильтр, тормозные колодки, тормозные диски) — были сделаны так, чтобы их замена делалась максимально легко и просто. В общем, задача была решена — и мировой автопром был поставлен перед лицом совершенно нового уровня беспроблемности и легкости обслуживания.
Точно так же некоторое время спустя, когда рыночек захотел обеспечения коррозионной стойкости кузовов с гарантиями от сквозной коррозии сначала на 10 лет, потом на 15 лет и более — автопроизводители сначала перешли на сплошное цинкование панелей, а затем и на кузовные детали из специальной коррозионно-стойкой стали (нержавейки). Вы можете сами убедиться, что у простого народного Ford Escort выпуска после 1995 года капот выполнен из нержавейки (и еще ряд панелей, наиболее подверженных коррозии, также из нержавейки).
И никакой «копетализм» этому не помешал. Наоборот — задача была быстро и эффективно решена.
К 2000-му году в автопроме предполагался переход к кузовам, целиком выполненным из высокопрочных коррозионно-стойких сталей. В индустрии всё было для этого готово — нужные стали разработаны, налажен массовый выпуск, отработаны все техпроцессы по их сварке и окраске. Производители металла наглядно продемонстрировали, что такие кузова оказываются практически не дороже кузовов из «кастрюли» — просто потому, что кузов из высокопрочки на треть легче, и его не надо мучительно защищать от коррозии гальваникой и сложными грунтами.
И тут «копетализм» сломался. Вы наверняка помните этот момент — 1997-1998 год, так называемый «азиатский финансовый кризис», когда англосаксы решили ограбить Азию. Они успешно ограбили Японию (которая с тех пор не оправилась и уверенно катится в долбанное гогно и убогость), частично ограбили Южную Корею (с тех пор Daewoo Motors стала подразделением GMC) — но споткнулись на Китае. А тут еще и Россия устроила «большой кидок» с пирамидой ГКО и затем дефолтом — вынув из западных грабителей существенный кусок наворованного в Азии.
В общем, Западу резко стало не до качества — и в ход пошло гогноделие всех мастей. Почему? Да потому, что финансистам надо раздавать потребкредиты, чтобы поддерживать иллюзию ликвидности своих финансовых пирамид. А чтобы народ кредиты брал — надо, чтобы народ постоянно хотел покупать новые автомобили, приборы, гаджеты и так далее. Тут-то и пошла в ход старая идея «запрограммированного старения», продолжением которой является идея «отмены ремонтопригодности».
Поэтому алюминиевая проводка в Лексусах и сталь-«кастрюля» на кузовах элитных мерседесов. Поэтому пухнущие батареи в неразборных смартфонах. Фрицморген удивляется корпусам ноутбуков на одноразовых защелках? Ахахаха, ему предстоит увидеть инновацию — корпуса вообще без защелок, наглухо заклеенные по шву. Технология широко применяется уже довольно давно для простых изделий — вроде блоков питания, зарядных устройств и ты ды, но недавно я столкнулся с ней в компьютерных мониторах и телевизорах, а от них к ноутбукам — один шаг. И этот шаг будет сделан.
2 комментария
Хреновая у тебя история, потому лживая. В Китае вполне себе социализм, и при этом Китай — технологический гигант. Можно сказать, что ни от кого не отстаёт.