Закономерный конец маркетплейсов

Обожравшиеся разнообразием потребители начали ванговать “конец маркетплейсов”. Мол, Вилдберриз и Озон, и прочие площадки типа Яндекса и Сбера, постепенно и настойчиво скатываются туда, где им и место — туда, где прибыль всё, а качество — ничто, где идеи обогащения давно победили разум.
То есть, в ср@ное гогно.
Я тут часто публикую разное про кроссовки. Это я по наивности пытался на маркетплейсах найти красивые кроссовки — качественные, удобные, технологичные, с анатомическим дизайном и всё такое.
Так вот – их нет.
Все бренды, представленные на торговых интернет-площадках — это картинки. Стоит почитать отзывы якобы покупателей и разыскать средь них настоящие, как становится понятно, что “Скечерс” и “Саломон” там — галимые подделки. Несмотря на красивые картинки, людям присылают что-то невообразимое, мешкообразное, перешитое из разношенных домашних тапок и калош ЧТЗ, раскрашенное гуашью в некоторое подобие Саломона и Скечерса.
Про остальные бренды, типа Найка, Пумы или НьюБэланс – вообще молчу. Это, кстати — целиком издержки китайской промышленной модели: «ценой поменее, числом поболее».
И даже при этом находятся довольно честные отзывы, типа да, фуфло резиновое, нога преет, но за такую цену вполне терпимо. Потому что почти бесплатно.
И такая ситуация была бы вполне терпимой, если бы на маркетплейсах присутствовали оригиналы — пусть даже по баснословным ценам, лишь бы у человека с деньгами или повышенными требованиями был выбор. Помните, как когда-то еще в СССР за пару джинсов отдавали две сотни ещё тех полноценных рублей?
Но выбора нет.
К такому выводу я пришел после трёх месяцев безуспешного прочёсывания популярным площадок на предмет кроссовок. А в начале лета я так же безуспешно искал красивые футболки с принтом — надоело однообразие. Так вот: красивых футболок, да еще с красивым принтом, там нет. Есть мешки, покрашенные унылыми анилиновыми красками с принтом, изготовленным с помощью трафарета — это максимум, что можно нарыть на этих площадках.
Сейчас жена мне пожаловалась, что при всём казалось бы многообразии выбора товара, представленного на площадках, невозможно ничего найти на ребенка, чтоб было качественное и интересное.
А потому что выбора-то и нет. Вам предлагается демократический выбор между гогном и другим гогном, да ещё под видом скидок и распродаж.
А как вы себе ещё представляли дистанционную торговлю картинками на площадках, которые ни за что, кроме возврата выманенных у вас обманным путём денег, не отвечают? И то не всегда.
Бизнес, основанный на победе бабла над разумом, всегда будет скатываться в ср@ное гогно. Никто не будет следить за ассортиментом, никто не будет контролировать качество, никто не будет отвечать за то, что вам прислали не тот товар, или уже использованный кем-то товар, в подранной упаковке, смотанной скотчем — но удержали при этом с вас за его доставку денег. Маркетплейс — это проходной двор, это рынок на привозе, толкучка у вокзала, рассчитанная на высокую и необратимую проходимость покупателей.
И как всякий рынок, рассчитанный на действительно массового покупателя, он постоянно будет стремиться торговать самыми дешевыми вещами, которые пользуются наибольшим спросом и дают максимум объема продаж и минимум ответственности. При такой-то цене. И процесс этот закономерен и неостановим.
Поэтому маркетплейсы закономерно скатываются в это самое ср@ное гогно. Туда, где им и положено быть.
Скоро вы у них, кроме туалетной бумаги и фломастеров, ничего настоящего не купите. Маркетплейсы перейдут к окончательной торговле картинками. Чем они, собственно, уже в полный рост и занимаются – торгуют NFT, например.
Это написал товарищ los-oxuenos.livejournal.com/2759492.html
PS. А теперь давайте серьезно. Описываемый выше феномен состоит из двух частей – из старой и новой.
Старая часть – это общеизвестное бабское “надеть нечего”. Три шкафа тряпок, а “надеть нечего”. Когда делали обыск у какой-то бабы, прихваченной за казнокрадство – у нее нашли коллекцию из более чем 300 туфель самых дорогих брендов, многие из них никогда не доставались из упаковки. Но тоже – “надеть нечего”. Причина этого феномена находится в области психологии – баба желает выделиться на фоне подруг и знакомых, но в условиях глобальной мировой торговли больше нет эксклюзива, доступ к любым шмоткам есть у кого угодно.
Это в СССР надо было мучительно доставать “итальянские сапоги” – и потом можно было в них рассекать круглый год, потому что больше ни у кого из окружающих таких нету, и все завидовали. Или там пресловутые джинсы – пока они были только у самых-самых мажоров, за них готовы были платить безумные цены. Как только они стали доступны ширнармассам (не в смысле цены, а в смысле легкого доступа к товару) – так сразу они стали неинтересны. Народ переключился на слаксы, потом еще на что-то – в общем, доступность убивает интерес.
И маркетплейсы, обеспечивающие эту самую доступность – поучаствовали в перекармливании потребителя. Потребитель же – обабился и начал истерить, мол, где же эксклюзивные “Саломоны”. А нету их. Любой может купить себе такие же точно тапки.
Это как ойфон. Все же знают, что ойфон он как сифилис в колхозе – сегодня у председателя, завтра у всего колхоза. То есть вот выходит Ойфон 15 про макс – и его ухватывают первые понторезы за безумные две цены, тыщ за триста рубликов. Но их понты – это буквально на пару недель, через пару недель они есть уже у всех модников, а через полгода – тупо у всех вокруг, и ты со своим Ойфон 15 про макс ходишь как обоср@нный. Заплатил как за эксклюзив – а их миллионы.
И теперь мы подходим ко второй части этого феномена, новой.
Она заключается в том, что прежнего товара, с его качеством – просто не существует. Я еще застал время, когда итальянская фирма Trezeta (с характерным логотипом ZZZ) делала трекинговые ботинки вручную, на своем итальянском заводике – и это были ботинки обалденного качества из самых лучших материалов и компонентов, им сносу не было. Там было всё – гартекс, подошвы Вибрам (не “типа вибрам”, а натуральный Vibram) со стальной стружкой в резиновой массе, титановые пластины в подошве, чтобы ногу не проколоть, специальная ортопедическая форма горловины, удерживающая стопу от вывиха, и так далее. В те годы это был просто космос. Стоили такие ботинки, естественно, безумных денег.
Помните такого чувака – Стивен Роберт «Стив» Ирвин? Австралийский натуралист, актёр, тележурналист и телеведущий, эксперт в области дикой природы и диких животных. Всемирную известность получил благодаря работе над сериалом «Охотник на крокодилов». Так вот – он ходил исключительно в ZZZ. Причем без всякого рекламного контракта – просто это тогда было самое лучшее для хождения в дикой природе, что можно было купить за деньги.
Вот у него на ногах эти самые ботинки. У меня тоже такие были, привезены под заказ, причем не мне, а большому советскому спортсмену – чувак не угадал с размером, и потому я смог их перекупить. С точки зрения русского у ZZZ был только один минус – итальянская колодка. Они сделаны не под русскую ногу. Поэтому прежде чем они раскрывались – их приходилось мучительно разнашивать.
Так вот – нет больше той фабрички в Италии, и ботинок этих нет. И ни за какие деньги вы их больше не купите. То есть сам-то бренд Trezeta жив, ботинки делает только впуть – но это ботинки совсем другого качества. Ширпотреб, причем так себе. Хуже того – максимально близко к этим ботинкам по потребительским качествам сейчас подходит РАБОЧАЯ ОБУВЬ. Если вам хочется бренда – ОК, для вас есть Caterpillar. Эта марка появилась из того, что американский производитель тяжелой строительной техники решил снабдить покупателей своего железа фирменными аксессуарами – спецовками, касками и обувью. Ребята были въедливые и помучили китайских изготовителей, заставив их сделать настоящие Govnodavi (расшифровка этого термина, как написано в словаре Вебстера – russian boots). Внезапно боты оказались довольно удобными и крепкими – и стали популярны вне кабин гусеничных бульдозеров. Постепенно бизнес торговли этими ботинками перерос в самостоятельный бренд, модельный ряд расширился, качество подупало – но в целом ботинки CAT вполне ОК.
Примерно то же самое, только в разы дешевле, вы можете купить у российских производителей рабочей обуви. Серьезно, тут никакой китайчатины – в РФ поставлены настоящие большие заводы на новейшем оборудовании, и они клепают рабочую обувь в том числе на экспорт (в Европе российские ботинки занимают серьезную долю рынка спецобуви – просто там об этом мало кто знает). Разумеется, чтобы купить хорошее – надо разбираться в том, кто что делает и какие модели для чего хороши. А то боты для горячих цехов вряд ли пододут вам для походов в горы – хоть их подошвы и выдерживают 500 градусов, а тело ботинка выдерживает брызги расплавленного чугуна.
Но если вы посмотрите на известные разрекламированные бренды – увы для вас, все они сейчас гонят ширпотреб, кое-как сделанный в Азии (в основном даже не в Китае, а во Вьетнаме, на Филиппинах и так далее). Вся эта обувь – одноразовое гогно. Когда я последний раз смотрел гарантию на “НьюБэланс” – там была какая-то цифра в сколько-то шагов, так вот пересчет этой (кажущейся большой) цифры в километры дал что-то около 50 км. Вы поняли? За безумные деньги изготовитель гарантирует вам, что ваши кроссовки выдержат лишь 50 км. А дальше они развалятся.
Да, эти галоши могут быть очень удобными на ноге, пружинить и всё такое. Они внешне красивые – именно на это и брошены все усилия изготовителей. Но по материалам и качеству изготовления – это одноразовая параша.
Самая обычная масс-продакшен параша из ЮВА, только канареечных цветов (их так любят нигеры в Бронксе) и с лейблами.
И не надо мне сейчас рассказывать о “китайских подделках” – оригиналы ничуть не лучше. Мир изменился, рынок изменился.
Я уже говорил здесь товарищам, что Ford Motors Company фактически ушла из производства легковых автомобилей. То, что сейчас продается в мире с голубым овалом на радиаторной решетке – это всё произведено в Китае на заводах Changan. Исключение – доживащий последние дни на европейских заводах Ford Focus, и пара древних седанов в США, которые форд собирает в основном для госзаказов (для полиции, городских служб, таксопарков и так далее).
Но люди этого не понимают, они тупо уверены, что “настоящие американские машины” где-то есть, а это специально на российский рынок возят китайские подделки. Проснитесь, ребята – вы дрищете, нет уже никаких этих машин. Мондео, Куга, Экоспорт, Фиеста – все они делаются в Китае, и только в Китае. Даже в Бразилии заводы закрыты. Все новые легковые модели Форда – это Китай.
И с машинами VAG (ваген, ауди, шкода) – ситуация очень похожая. Электромобили VAG – это вообще китайский Sehol с другими шильдиками, а бензиновые модели стремительно передаются в Китай, заводы VAG в Европе закрываются. Вы думаете, почему VAG так вложился в завод в Калуге? Они выносили производство из Европы, там бессмысленно стало что-либо производить, кроме гомосятины. Перенос в Восточную европу VAG не спас – все эти чехии и венгрии оказались слишком подвержены евротарифам и всякой бюрократической еврошизе.
А вы-то, по старой памяти, ищете качественные Фольксвагены и бодрые Ауди. А их уже нет. На их месте – Китай с налепленными немецкими шильдиками, и это не подделка, это сознательная политика концерна VAG.
Всё идет точно так же, как ранее произошло с электроникой. Вы же помните, что у Apple нет ни одного завода, всё, что он продает – сделано в Китае? И IBM давно сбагрил в Китай все свои прозводства – и компьютеры, и компоненты для них, всё уехало в Китай. И остальные занимаются тем же самым.
Но человек живет прошлым. Человек помнит, что “Тойота это надежность” – хотя надежность у Тойоты закончилась вместе с Кариной-Е в начале 90-х, уже к началу 2000-х все эти Короллы, Авенсисы и Ярисы были диким глюклом, на фоне европейского Вагена и Форда они вызывали истерику у сервисменов. Вот честно – Тойота стала хуже Опеля, а в Европе хуже опеля в начале 2000-х не было ничего, даже PSA и Фиат тогда не были таким позором. А сейчас Тойоты со своей алюминиевой проводкой и тонким кузовом из кастрюльного железа, сложенные из самых дешевых китайских компонентов – это просто ужас. Но обычный человек этого не понимает, он помнит, что было когда-то давно – и думает, что всё так же и осталось, и это просто в Россию не везут хорошего.
Нет, чуваки – маркетплейсы как раз и дают вам презентабельный срез того, что из себя представляет мировой рынок. Через каналы серого импорта туда приезжают все самые последние новинки – и вы видите именно то, что продается Worldwide, во всём мире.
Да, мировой рынок завален гогном. Но виноваты в этом не маркетплейсы, виновата в этом мировая экономика. Это что – Вилдберриз и Озон заставили Форда позакрывать европейские заводы (а это была лучшая часть концерна, самая технически продвинутая – заводы в США уже давно делают лишь отсталое дерьмецо)? Хе-хе, ясно же, что нет – заводы закрыла волшебная рука рынка. Эта же волшебная рука закрыла и обувные заводы в Италии. И всё остальное она же. Поэтому “Дольче и Габбану” отшивают чуреки-эмигранты в каких-то клоаках в Турции, а когда вы возмущаетесь, что “строчки кривые и материал гниль” – вам рассказывают сказки про “китайские подделки”.
Проснитесь – сейчас “китайские подделки” запросто могут быть качественнее оригинала, настолько упало качество этого самого оригинала. И маркетплейсы ничего с этим поделать не могут. Они – зеркало рынка, так вот неча на зеркало пенять, если рынок кривой.
PPS. На днях раскрутился очередной скандал с барыгами, которые торговали обувью через Wildberries в больших количествах. Обнаружилось, что на их складе крысы и мыши погрызли почти весь товар – около 30 тысяч пар. Причем на это старались не обращать внимания – в результате потребитель получал тщательно упакованные Wildberries коробки, внутри которых лежали сдохшие от недостатка кислорода мыши и погрызенные обувки пафосных брендов.
Начались скандалы и возвраты – а барыги не нашли ничего лучшего, чем пытаться перевести стрелки на маркетплейс. Мол, мыши самозародились внутри коробок уже в доставке маркетплейса, а у барыг на складе всё ОК.
1 комментарий