Раньше учили лучше
Сейчас стало модно говорить “Вот в гимназии учили так, что на всю жизнь образования хватало!” Конечно, это утверждение из серии “раньше было лучше” (ведь тогда член стоял и бабы вокруг были красивые). Но нет ли в нём доли истины?
В повести “Сергей Шумов”, написанной Тимковским Н.И. в конце девятнадцатого века, учитель латыни возмущается:
– Да знают ли родители этого Шумова, за что они платят деньги?! Он не знает даже про Горациев и Куриациев!
Сегодняшние сверстники Сергея (второгодника), пожалуй, посмотрят вниз страницы в поисках сноски. “Про Горациев и Куриациев” они тоже не знают. Теоретически они могли бы прочесть об этом в учебнике для пятого класса, да кто же их читает, эти учебники? И ещё меньше тех, кто запоминает написанное там. Ибо нахрен надо. Научили в СССР этому крепко – не вышибешь.
Что же это была за история, вдохновившая многих живописцев?
Дело было очень давно – в седьмом веке до Нашей эры. Рим сражался за первенство с городом Альба-Лонга. А когда речь идёт о власти, не до родственных связей…
Три брата из римского рода Горациев (близнецы!) поклялись отцу быть первыми в битве. По обычаю, битва должна была начаться поединком, и противниками Горациев стали братья Куриации, их ровесники. Обе армии сочли это знаком провидения – совершенно равные условия. Воля богов будет явной.
И никто не вспомнил тогда о том, что Горации и Куриации – двоюродные братья! Их матери были родными сёстрами. Более того, сестра Горациев уже была просватана за одного из Куриациев.
Поединок был жестоким, и двое Горациев погибли, а Куриации отделались ранами. И тогда последний из Горациев, Публий, обратился в бегство, к негодованию своих соотечественников. Не сразу разгадали его хитрость: Куриации, несмотря на раны, погнались за ним – и он убил обессиленных погоней врагов. Всех.
С триумфом вступил Публий в Рим, его встретили всеобщим ликованием. И только сестра Камилла обратилась к нему с горьким упрёком: она потеряла любимого. Жениха.
– Враг тебе дороже брата, и жених дороже родины?! – воскликнул Публий и вонзил свой меч ей в сердце.
Римляне были потрясены. Убийца сестры должен быть казнён. Суд не мог вынести иного приговора, и тогда отец заявил, что хоронить дочь он не будет: за оплакивание врага осудил бы её и сам. Но сына просит оставить в живых: “Ещё утром у меня было четверо детей. Оставьте мне последнего!”
И Публия оправдали. “Не по справедливости, но из восхищения доблестью”.
Вот какую историю должен был рассказать по-латыни (!) двоечник-второгодник из 1889 года, чтобы получить хотя бы троечку.
Казалось бы, прекрасно – ведь здесь подразумевается знание не только мёртвого языка, но и двух живых языков на основе латыни (обычно французский и немецкий), и нравственное воспитание, и интерес к культуре, в частности, к живописи. Не говоря уж о знании истории.
Одно только “но” – как эти знания могли прокормить их обладателя? Один путь ему оставался – в Университет, а там – или профессором (столь же бессмысленных “наук”) станешь, или займёшь скромнейшую должность переводчика (или там учителя или гувернёра для тупых детишек богачей).
Вот это поколение, рождённое в 1870-е, и не нашло себе места в новой жизни. Сначала устроило революцию, а потом отправилось на “философских пароходах”, полагая, что спасают, увозят с собой “настоящую Россию” (которая, как выяснилось, нахрен никому была не нужна).
PS. Вообще идея учить в школе мертвый язык (латынь) отдает дегенератизмом сама по себе. Равно как и углубленное изучение там же вот этой вот мелкой возни полумифических “героев” античности, вместо анализа исторических процессов и суровой логики развития государств и обществ.
Но и большевики в этом направлении не сильно продвинулись, заменив логику тупым заучиванием “исторических” дат, а также формулировок из работ теоретиков марсизма-лунизма. А вместо Горациев и Куриациев советская “интеллигенция” гордилась знанием того, кто такие Монтекки и Капулетти (пубертатные страдания Ромео и Джульетты, вот это всё). Еще один слой бессмысленного псевдо-“знания”, нужного исключительно для того, чтобы загадить человеку мозги.
Ну-ка, когда была Бородинская битва? 26 августа 1812 г? И что – это правда существенно, что именно 26 августа, а не 1 сентября или там 16 августа? Или вообще “в конце лета 1812 года”? Зачем вас заставляли учить эту дату – если не объяснили СМЫСЛ этого сражения, его необходимость в тогдашней военно-политической обстановке?
Ну давайте, попробуйте хотя бы для себя изложить, зачем Кутузов дал это сражение, потеряв в нем половину армии и затем оставив Москву. Вас же в СССР хорошо учили в хорошей советской школе – ну так блесните знанием.
Да что там вопросы “зачем” – вам даже не рассказали, почему битва произошла именно возле Бородино, кто это место выбрал и в чем была логика этого выбора. Потому что советский человек не должен был ничего понимать, всё его понимание должно было ограничиваться фразой “главный приказал” – ну и всё, быстро побежал на полусогнутых выполнять, и потом с отчетом в райком.
Поэтому в советском учебнике было написано, что сражение произошло потому, что “главный приказал” (в смысле император Александр I приказал), ну а почему возле Бородино – да типа потому, что в момент приказа Кутузов там оказался.
Зачем советскому человеку знать, что для того, чтобы сразиться тогдашними армиями с их линейной тактикой, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и – главное! – перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве (чтобы Наполеон не мог уклониться от боя). Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском.
Русская позиция на Бородинском поле имела длину около 8 км. В своей южной оконечности она начиналась у д. Утица, на северной – у д. Маслово. Правый фланг (около 5 км), проходивший по высокому и обрывистому берегу р. Колочь надежно прикрывал Новую Смоленскую дорогу. В случае неблагоприятного исхода сражения Кутузов по ней мог отводить войска. Здесь позицию с фланга прикрывали густые леса, исключавшие обход позиции. Местность здесь была холмистая, перерезанная речками и ручьями. Здесь был устроен ряд фортификационных сооружений: Масловские флеши, орудийные позиции, засеки.
Позиция на левом фланге требовала «укрепления с помощью искусства», то есть инженерных сооружений в виде полевых укреплений. Здесь были устроены Семеновские (Багратионовские) флеши. Впереди позиции (в 1,5 км от нее) возвели Шевардинский редут. Как обычно, к началу битвы они не были достроены, тупо не успели – но что поделать. Всё-таки то, что успели – было лучше, чем ничего.
Центр позиции Главной русской армии опирался на батарею Курганной высоты (Батареи Раевского). Французы назвали укрепление на высоте Большим редутом.
Таким образом, Кутузов навязал Наполеону бой в выгодном для русских войск месте, на подготовленных позициях. Войск у Кутузова было больше, и даже пушек было больше (хотя большой разницы с французами в артиллерии не было – но русские стреляли с редутов, из-за укреплений – а французам приходилось вести огонь с поля, потери французских артиллеристов были ужасающими).
Смысл сражения на самом деле был достаточно прост – Кутузов решил обескровить французскую армию перед наступлением осенне-зимнего сезона, чтобы исключить дальнейшее её продвижение (а то не дай Бог попрут на Санкт-Петербург). И это получилось. Например, на Бородинском поле «Великая армия» Наполеона потеряла больше половины своей кавалерии. В результате Наполеон Москву взял – но дальше двигаться никуда не мог, для этого просто не хватало сил. Сил не хватало даже на сопровождение обозов. Подкрепления Наполеону приходилось тащить из Франции – а русские набирали рекрутов гораздо ближе и быстрее. Кутузов выиграл логистически – после этого, кстати, для военных теоретиков стало очевидным, что война это прежде всего логистика и экономика, а отдельные сражения это так, мелочь и тактическая суета. Концепция “решающей битвы” была сдана в утиль (затем немцы попытались её возродить на новом уровне “блиц-крига”, но вышло достаточно спорно).
С тактической точки зрения, Кутузов Бородинское сражение проиграл – потери у русских были больше, позиции они оставили, а затем и Москву сдали даже без боя. Но стратегически Кутузов в этот момент уже выиграл всю войну – дальнейшее для Наполеона было уже агонией, как для Гитлера бои после Курской дуги.
Но всему этому в советской школе не учили. Как, впрочем, и в досоветской. Почему так? А вы подумайте сами. У всякого дела есть причина, которую можно открыть, ответив на вопрос “кому выгодно”.
19 комментариев
Как раз недавно смотрел, на тытрубе есть канал «векшито», там парень задает школьникам (или студентам) 5 вопросов, ответил на все — получи тысячу. Скажу честно, я отвечаю на все его вопросы, мне хватает того советского еще школьного образования плюс самообразования. Вопросы очень разные: от угадай кто на фото (а обычно это очень известные лица, типа Маяковский, Есенин, Высоцкий, Боярский), до простейших расшифруй аббревиатуру (типа ООН, КПСС, ПТУ). На все пять вопросов могут ответить единицы, чаще вообще никто. Подписчики раз возмутились, типа что нужно проверить на более старших, ну и взяли там старичка-бодрячка, так он махом на все вопросы ответил, да еще развернуто. Но уж не знать по фото, например Обаму, Януковича, Джона Кеннеди, это вообще жесть.
Но сейчас не могу вспомнить, со школы знаю, или после читал.
Надо будет старые учебники раздобыть и посмотреть, как именно там изложено.
Скачать
Давай там меньше употребляй, а тебя уже и запах идет и обосраные чудятся.
Я вот даже путешествуя по Алтаю, встречал немало и умных, и образованных, в отдалённых аулах…
А среди «цивилизации» регулярно сталкиваюсь, с массой тех, кто считает себя умным и образованным, но у меня язык не повернётся назвать их таковыми, даже при наличии у них дипломов, и не смотря на их способность опознать на фотографиях Обаму, Януковича и Джона Кеннеди…
magspace.ru/blog/obrazovanie/318362.html
magspace.ru/blog/news/298752.html
magspace.ru/blog/obrazovanie/333607.html
magspace.ru/blog/obrazovanie/327953.html