Нераскрытое убийство Джозефа Элвелла, совершённое в запертом изнутри доме
В детективной литературе существует не так много штампов, ставших синонимами жанра. Возможно, что самым известным из них является классическая запертая комната, в которой происходит убийство.
Сюжетная линия, как правило, сосредотачивается вокруг смерти, очень похожей на самоубийство. Ведь обстоятельства попросту не предусматривают преступника: окна и двери комнаты заперта. То есть убийца не мог сбежать.
Первым, кто написал произведение в этом стиле, был великий Эдгар По, а потом детективный жанр начали развивать Гастон Леру, Гилберт Честертон, Джон Карр и Эдвард Хох.
Почти всегда созданные ими истории ограничивались воображением авторов, но дело в том, что похожие убийства совершались и в реальной жизни. Как раз об одном из них я и собираюсь рассказать. Причём оно настолько необычно, что скорее похоже на сюжет книги, чем на настоящее преступление.
Немного фактов из биографии
Джозеф Боун Элвелл, родившийся в 1873 году в Крэнфорде (штат Нью-Джерси), был тем, кого американцы называют «социальным альпинистом». Его родители принадлежали к одному из самых низких классов — они не голодали, но до богатства им было далеко.
Беззаботный Джозеф Элвелл, лежащий на песках Флориды незадолго до своего убийства в 1920 году
Вначале внимание молодого человека сосредоточилось на деловой карьере и в подростковом возрасте он стал помощником страхового агента. Одновременно с этим Джозеф обнаружил в себе природную склонность к картам и к 18 годам стал довольно неплохим игроком в вист.
Однако, несмотря на то, что он стал бичом многих состоятельных игроков с Уолл-стрит, окончательно закрепиться в обществе Элвелл сумел только после женитьбы на Хелен Дерби, чей двоюродный брат был женат на Этель Рузвельт — младшей дочери Теодора Рузвельта. Кстати, познакомились они во время игры, Хелен тоже являлась большой поклонницей карт.
На пути к славе и богатству
В то время как раз набирала оборот новая игра — бридж и Джозеф Элвелл воспользовался возможностью. Его талант вместе с важными связи супруги в высшем обществе Нью-Йорка помогли открыть нужные двери. К 30 годам он даже написал несколько книг на тему карточных игр (хотя ходили слухи, что они вышли из под пера Хелен).
Это не значит, что сам Элвелл не обладал талантом. Нет никаких сомнений в том, что он был настоящим гением бриджа, чем заслужил прозвище «Король бриджа Манхэттена». Джозеф был постоянным победителем в клубах Нью-Йорка, а вместе со своим партнером, Гарольдом Вандербильтом, они стали известны как лучшая пары «бриджистов» Америки 1910-х и 20-х годов.
Умение играть в карты и бережливость сделали Элвелла довольно богатым человеком. Он вкладывал средства в фондовый рынок и скачки, купив конюшню и более 20 породистых лошадей. Также у него было 5 автомобилей, яхта и внушительная сумма на банковском счёте.
Хелен Дерби, жена Джозефа Элвелла
Однако, со славой и положением в обществе часто приходят пороки. Элвелл не был пуританином и, как известно, у него было много романов по всему Нью-Йорку. Причём часто женщины были либо намного моложе его, либо замужем.
Погружаясь в безумие страсти
Любовные скандалы вокруг Элвелла начались примерно после рождения его сына, Ричарда, в 1905 году. При этом в других источниках пишут, что ещё в 1904-м в него стрелял муж любовницы, узнавший о беременности жены от Джозефа, но на самом деле это не было правдой.
Так или иначе, слава Элвелла как дамского угодника стала притчей во языцех и, несомненно, источником огорчений и позора для его супруги. Несмотря на это, Хелен, казалось, выглядела счастливой и позволяла ему вести распутный образ жизни.
Но терпение не бесконечно. К 1916 году его жена, уставшая от измен, ушла от него и подала на развод (хотя он так и не подписал бумаги, т.е. официально они оставались в браке). После этого Джозефу окончательно сорвало голову и он стал менять женщин едва ли не каждый день.
Такое поведение привело к тому, что список врагов Элвелла вышел далеко за пределы его круга общения. Отцы, мужья и даже бывшие любовницы буквально жаждали его крови. Известно, что он переспал не менее чем с 50-ю замужними женщинами (когда он умер, у него была найдена записная книжка с номерами 55 любовниц), а некоторые оценивают количество его «завоеваний» до 1000.
— Он был человеком, который покорял женщин одним взглядом, — сказал его друг Л. Х. Грин. — Джо был до крайности холоден и безразличен — это отталкивало его друзей, но противоположный пол, казалось, приходил в восторг и обожал в нём эти черты.
События, предшествующие трагедии
Хотя Элвелл и заработал репутацию соблазнителя чужих жён, не было никаких серьезных намёков на то, что ему угрожала реальная опасность. Он не получил ни одного сообщения или письма о предполагаемом нападении и, похоже, что его жизни ничего не грозило.
Донжуан выглядел счастливым, его дела шли прекрасно, деньги на счету прибавлялись, а то, что о нём говорят другие, Джозефа совершенно не волновало. Но 10 июня 1920 года всё изменилось.
Это был жаркий летний день, вечер которого Элвелл решил провести в ресторане отеля «Ритц-Карлтон» на пересечении 46-й улицы и Мэдисон-авеню. Джозеф был в компании недавно разведенной Виолы Краус — своего нового любовного увлечения. За ужином к ним присоединились мистер и миссис Льюиш, а также несколько родственников Краус.
Элвелл и Краус хорошо поели, выпили и решили отправиться в город, чтобы увидеть шоу Флоренца Зигфельда «Полуночные шалости», которое проходило в Новом амстердамском театре на 42-й улице.
Виола Краус
После представления Элвелл покинул «Новый Амстердам», попрощался с Краус и около 1:30 ночи вернулся в свой дом на 70-й Западной улице. Телефонные звонки, сделанные из его дома, указывали на то, что он практически не спал. К примеру, Джозефа звонил в 2:04 и 2:30. В первом случае была Виола, но второго человека установить не удалось.
Также он звонил на свою конюшни в Фар-Рокавей в 4:30 утра. Час, конечно, был слишком ранний и он не получил ответа (учитывая время, можно предположить, что вопрос был очень срочным). Наконец, он сделал ещё один звонок на номер в Гарден-Сити (штат Нью-Джерси) в 6:09 утра — это был его последний разговор по телефону.
В 6:30 утра молочник, проходя мимо дома Элвелла, заметил, что входные двери распахнуты — это выглядело странно, но он просто оставил молоко у порога и отправился дальше. Не спешите хоронить Джозефа, в это время он был ещё жив. Соседка видела мужчину около 7:00, когда тот забирал почту и газеты с порога. Это был последний раз, когда кто-либо видел «Короля бриджа Манхэттена» живым.
Обнаружение тела
Около 9:00 к дому приблизилась Мари Ларсен, экономка Элвелла, которая должна была приступить к своим обычным обязанностям: уборке и готовке завтрака. Входные двери были уже заперты и она открыла их своим ключом.
Кстати, рядом с дверьми стояло молоко, которое Джозеф почему-то не забрал, когда выходил за газетой и письмами. Во всём остальном не было ничего необычного. Мари прошла на кухню, оставила там молоко и направилась в хозяйственную комнату.
Войдя в гостиную, Ларсен заметила Элвелла, сидящего в кресле. Женщина пожелала ему доброго утра, но он не ответил на её приветствие. Кроме того, поза Джозефа показалась ей страной и она решила приблизиться к нему. Вглядевшись в фигуру, Мари была потрясена.
Домработница Мари Ларсен, которая обнаружила Элвелла
Человек в кресле едва ли походил на красавца Джозефа, каким она его знала: на голове мужчины не было привычного парика, а во рту отсутствовали зубные протезы. Будучи одновременно беззубым и лысым, вид Элвелла был очень далёк от того Казановы, который будоражил умы всех нью-йоркских женщин. Из одежды на нём была только пижама, а на его коленях лежала газета. Самым же пугающим было пулевое отверстие на морщинистом лбу Джозефа.
Знаменитый игрок в бридж был застрелен из пистолета 45-го калибра и, как ни странно, он всё ещё цеплялся за жизнь. Мари Ларсен немедленно побежала к телефону, чтобы позвонить в больницу и вскоре Элвелла доставили в госпиталь Бельвю. Надежд изначально было мало и через несколько часов он, не сказав ни слова, скончался.
Начало расследования
Убийство сразу же стало сенсацией: нью-йоркская пресса набросилась на дело с такой яростью, что репортёры были готовы пробраться в дом жертвы через дымовую трубу. Статьи об убийстве не сходили со страниц газет несколько месяцев.
Новости быстро достигли Чикаго и Лос-Анджелеса, так история стала национальным событием, поскольку подробности скандальной жизни Элвелла и последовавшее убийство приводили читателей в подлинный восторг.
Тем временем, полиция Нью-Йорка, находясь под давлением и пристальным вниманием общества, приступила к работе на месте преступления.
Место преступления из газетной статьи
В гостиной не было найдено никаких признаков борьбы. Похоже, Элвелл забрал свою газету и почту, а затем уселся на стул. Тут-то в него и выстрелили. Самое любопытно, что сделано это было с очень близкого расстояния.
Анализ брызг крови показал, что выстрел был совершён с точки, находившейся либо на уровне головы Джозефа, либо выше. Получается, что убийца сидел напротив жертвы или стрелял от бедра.
Находки на месте преступления
В комнате полиция обнаружила одну пулю, которая прошла навылет (на стене был найден кровавый след). Но она лежала не на полу, как патрон, а на столе — прямо перед Элвеллом. Пистолета нигде не было, но удалось установить, что это Кольт 45-го калибра, который обычно использовали в армии.
В ногах Джозефа лежало несколько нераспечатанных писем. Там же на полу был обнаружен окурок сигареты, которую курил убитый, а вот на каминной полке лежал второй окурок, но уже от дешёвой сигарете. Находка позволяла предположить, что Элвелл мог курить со своим убийцей до того, как его застрелили.
На дверях не было следов взлома, все окна были плотно закрыты изнутри и к тому же заперты железными решетками. Соседи, которые вставали довольно рано и видели дом Джозефа как на ладони, не заметили, чтобы в него кто-то входил или выходил.
Новость о загадочной смерти Элвелла потрясла всю страну
Собрав отпечатки пальцев, полиция обнаружила, что все они принадлежали Мари Ларсен или Джозефу Элвеллу. Получалось, что либо убийца был невероятно аккуратен и внимателен, либо в этом была замешана домработница.
Полиция, по-видимому, никогда не воспринимала вторую версию всерьез, ведь Джозеф платил Ларсен очень хорошую зарплату (примерно в 2-3 раза выше обычной ставки). Следовательно, у неё не было мотива, к тому же, она первой подняла тревогу, когда её наниматель оказался мёртв.
— На столе рядом с Джозефом лежало несколько писем, одно из которых (от партнера по скачкам), было изъято из конверта, — сообщилось в газете «Сакраменто Юнион». — Письма были доставлены почтальоном в 7:35. На месте не было ни оружия, ни следов, ни признаков борьбы, ни возможных зацепок, кроме пули, которая вылетела из пистолета армейского образца и окурка сигареты, непохожего на ту марку, что обычно курил Элвелл.
Дом Элвелла на 70-й Западной улице в Нью-Йорке, где произошло преступление
Внутри дома лежали нетронутые личные вещи покойного. На своих местах остались все ценности: деньги, драгоценности, картины и многое другое. В сумме на несколько десятков тысяч долларов. Это указывало на то, что мотивом убийства, вероятно, были причины личного характера, поскольку жертва знал своего убийцу.
Женский след
В ходе дальнейшего изучения дома, полиция обнаружила огромную коллекцию женского нижнего белья, которое Элвелл, по-видимому, собирал в качестве трофеев, символизирующих его «боевую славу».
Наряду с «сувенирами» они нашли книжицу со список 55 женщин, с которыми у него были романы. Причём там имелись полные имена дам, номера телефонов, адреса, заметки и даже галочки.
Ходили слухи, что многим из этих женщин он дал ключи от дома, в то время как официально доступ в него имели только Элвелл и Ларсен. Полиция начала прорабатывать список любовниц и их вероятных сообщников, включая разгневанных мужей и родственников. Бывшая жена Джозефа, Хелен, тоже находилась в этом списке, насчитывавшем более 1000 подозреваемых.
Одна из участниц шоу «Полуночные шалости», которое Джозеф Элвелл посетил перед своей смертью
Надо упомянуть, что когда в 1916 году жена Элвелла подала на развод, он так и не дал своего согласия. К весне 1920-го её просьбы участились, но Джозеф всё равно игнорировал письма и звонки супруги.
Только 27 мая 1920 года они достигли договорённости о расторжении брака, но тут Хелен сама предложила отложить развод до осени, чтобы она нашла себе новый дом (аренду того, где она жила, оплачивал Элвелл). Стоит заметить, что всё это время Джозеф обеспечивал жену, потому-то она и не требовала развод любой ценой.
Джозеф выплачивал своей жене пособие в размере 200 долларов в месяц, а также 800 долларов в год на расходы, связанные с образованием и содержанием их сына.
Несмотря на то, что это была приличная сумма (эквивалентна 2600 долларов в сегодняшних деньгах), Хелен часто упоминала, что этого пособия недостаточно, чтобы поддерживать тот образ жизни, к которому она привыкла. К примеру, она хотела нанять слуг, но Элвелл отказывал ей в деньгах даже на горничную.
Несмотря на возможный мотив, ведь в случае смерти мужчины, его состояние доставалось жене и сыну, Хелен утверждала, что не видела своего мужа с момента разлуки в 1916 году, эта информация легко подтвердилась и её сразу исключили из числа явных подозреваемых.
То же самое произошло с Виктором фон Шлегелем, бывшим мужем Виолы Краус. Его упоминание интересно тем, что в вечер накануне убийства фон Шлегель тоже был в ресторане «Ритц Карлтон», а потом он и его новая девушка, Эмили Андерсон, последовали за Хелен и Джозефом посмотреть на «Полуночные шалости».
Эмили Андерсон, будущая невеста Виктора фон Шлегеля
Такая серия совпадений вызывала некоторые подозрения, но, вероятно, фон Шлегель, всего лишь хотел похвастаться своей новой девушкой перед бывшей женой. В «Ритц Карлтоне» они не перебросились ни словом, а вот в Новом амстердамском театре между Виктором и Виолой возникла небольшая ссора, которая не укрылась от Джозефа.
Позже Краус скажет, что предметом ночного звонка стала как раз эта перепалка, но Виола отмахнулась от неё как от пустяка и попросила Элвелла не переживать на этот счёт. Также она сказала, что Джозеф в ночь смерти был в приподнятом настроении.
Кстати, Краус тоже исключили из числа подозреваемых в убийстве, хотя немногим позже стало известно о том, что Мари Ларсен скрыла несколько улики в пользу Виолы. Домработница призналась, что хотела защитить репутацию молодой дамы. Поэтому пока врачи спасали её работодателя, она спрятала розовый шелковый халат, будуарную шапочку и тапочки Краус, которые та оставила в доме Элвелла.
Любопытный момент, сразу после звонка в больницу, Ларсен позвонила Виоле, рассказав ей о трагедии и о том, что спрятала её вещи. Впрочем, в этом не было большой необходимости, так как у Краус было надёжное алиби: несколько соседей видели как она входила в свою квартиру ночью и не покидала её до полудня.
Ни одна из женщин, обнаруженных в записной книжке Элвелла, так и не стала подозреваемой. Сам способ убийства наводил полицию на вывод о том, что преступником был мужчина. Мало того, что кольт 45-го калибра был слишком тяжёлым для женщины (его вес более 1 килограмма), Элвелл никогда бы не предстал перед дамой без своего парика и вставных зубов (он снял их самостоятельно до смерти).
К тому же, Джозеф очень хорошо знал убийцу. Ведь в присутствии этого человека он даже начал просматривать свою личную почту, а значит чувствовал себя комфортно и в безопасности.
Газетная статься о любовницах Элвелла, которых подозревали в убийстве
В конечном счёте, полиция заявила, что вряд ли мотивом убийства Элвелла стала его личная жизнь. Поэтому они начали изучать его деловых партнёров, отчаянно роясь в бумагах, связанных со скачками, бриджем и фондовым рынком, но там тоже было пусто.
Он не имел долгов, вёл свои дела законно, ни с кем не конфликтовал и не судился. В деловом отношении Джозеф был очень аккуратным и исполнительным мужчиной, на которого можно было положиться. Что до пропавшего письма — оно тоже никуда не привело, там была лишь обычная бухгалтерская отчётность. Другими словами, не было найдено никаких перспективных улик и дело зашло в тупик.
Подытожим
В апреле 1921 года, менее чем через год после убийства, объявился человек, заявивший, что это он застрелил Элвелла в 1920-м. Полиция допросила его и пришла к выводу, что он психически болен и даже никогда не встречался с Джозефом. Оказалось, самопровозглашённый «убийца» надеялся добиться своей смертной казни, чтобы не быть обузой для семьи.
А вот преступление обсуждалось ещё не один год и оно, конечно же, стало источником вдохновения для многих авторов детективов и романов. Уиллард Райт признался, что на его основе написал свою первую книгу «Дело об убийстве Бенсона» (опубликована в 1926 году). Также личность Джозефа Элвелла послужила прототипом главного героя «Великого Гэтсби» написанного Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом в 1925-м.
В то время как во многих детективах, описывающих подобные убийства, условный Эркюль Пуаро проявляет чудеса дедукции, собирает подозреваемых и разоблачает злоумышленника в последней главе, в этом случае, увы, такого гения не нашлось.
Никто так и не был обвинён в преступлении и убийство остается нераскрытым по сей день. С тех пор сыщики-любители выдвинули множество интригующих теорий, от хладнокровной мести его супруги до самоубийства, замаскированного Мари Ларсен, но ни одна из них не может объяснить все факты.
Вот так, Элвелл, бывший предметом светских сплетен и скандалов, растворился на страницах художественной литературы, а его убийство, похоже, так и останется мрачно-красивой криминальной тайной начала 20 века.
0 комментариев