Бериевская амнистия 1953 года

Ровно 70 лет назад, 28 марта 1953 года, на первой полосе газеты “Правда” был опубликован указ о крупнейшей за всю историю России амнистии. Эта амнистия, получившая по фамилии ее инициатора прозвище “бериевской”, охватила более 1,2 миллиона человек – примерно половину от общей численности заключенных, содержавшихся в лагерях и тюрьмах к началу года.
Освобождению подлежали все осужденные, вне зависимости от статей, со сроками до пяти лет включительно, а также – осужденные и подследственные по ряду уголовных статей со сроками до 10 лет, все молодые уголовники в возрасте до 18 лет и пожилые – старше 55 лет (женщины – старше 50), а также – страдающие неизлечимыми заболеваниями. На приговоренных за убийства и вооруженный бандитизм амнистия не распространялась, однако, под нее попали грабители, разбойники и воры-рецидивисты.
Также под амнистию не попали осужденные за “контрреволюционные” преступления, то есть, бывшие оппозиционеры, “троцкисты-бухаринцы”, “правые и левые уклонисты”, “антисоветчики”, “буржуазные националисты”, и т.п, каковых насчитывалось более полумиллиона. Очевидно, тогдашняя власть считала их более опасными, нежели разбойников.
“Бериевская амнистия” была проведена поспешно, неподготовленно и непродуманно. Более миллиона зэков просто вышли из лагерей без какой-либо заботы об их социальной реабилитации. Их не обеспечили жильем, средствами к законному существованию и возможностями трудоустройства. Разумеется, многие из них моментально взялись за старое, и страну, особенно – ее восточные “лагерные” районы, захлестнула волна уголовного террора, наглядно показанная в известном фильме “Холодное лето 53-го”.
Причем события этой кинокартины происходили не только в глухих сибирских селах, но и в довольно крупных городах типа Магадана и Улан-Удэ, буквально захваченных на некоторое время уголовными бандами, которым не смогла противостоять местная милиция. Стражи порядка забаррикадировались в своих отделах, перейдя на казарменное положение и даже не пытаясь прекратить уголовный беспредел.
Стабилизировать ситуацию удалось только вводом в города регулярных войск, получивших право стрелять на поражение при любых проявлениях незаконных действий и нарушениях комендантского часа. Неизвестно, сколько при этом было убито уголовников и просто случайных людей, так как статистика до сих пор засекречена, равно как и вся официальная документация об этих событиях.
Только осенью положение более-менее вошло в норму, а многие из амнистированных, совершивших новые преступления, вернулись на привычные нары.
3 комментария
И да, если все так секретно, откуда ЖЖшник узнал об этом всем? Пьяный бывший НКВДшник рассказал, не иначе…