Роман Носиков: По Его следам…

кадр из фильма «Лучшие в аду»

На экраны… Нет, не на киноэкраны, а сразу на экраны мониторов — есть бесплатно, как это уже стало обычаем для кинопродукции определенного коллектива авторов, вышел новый российский фильм «Лучшие в аду».

Должен сказать, что этот фильм знаковый в области тех перемен, что происходят сейчас в многострадальном российском кинематографе.

Начнем с самого главного — с сюжета. Потому что только в сюжете может быть изложена главная мысль произведения.

В качестве основы сюжета фильма положена история одного дня боев в Донбассе, одной военной операции.

И на ее примере разбирается суть украинско-русского противостояния, его ход, его жестокость, его логика.

И это очень сильно отличается от той традиции, в которой творил наш кинематограф фильмы о войне с распада СССР и до сих пор.

Поскольку наше кино в течение многих десятков лет было оккупировано гламурными детьми из советских творческо-номенклатурных династий, ориентировавшихся на фестивальный европейский кинематограф или же на разнузданную голивудщину, то общим консенсусом в киноискусстве считалось, что в войне в принципе нет и не может быть никакого смысла, что войну надо снимать как преступление, как насилие над уникальной личностью человека, как трагедию человека между молотом родины и наковальней врага или же как «надирание задниц» плохим парням хорошими парнями.

 

Все это, разумеется, было абсолютно отвратительно, потому что на место ампутированного смысла авторам приходилось вставлять их протезы — каждому в меру собственной примитивности. То это была Катя в Сталинграде, то «Белоснежка» в 9-й роте, то «булочка и трамвайчик» в «Зое».

И там на этом месте этот протез смысла торчал как бесстыжее причинное место в оконном горшке вместо кактуса, взывая удивление и смущение.

Даже один из самых лучших наших фильмов о войне «Брестская крепость» так и не смог объяснить смысла происходящего на экране.

 

А у войны, между тем, есть смысл.

кадр из фильма «Лучшие в аду»

Просто он не такой каким мы можем его принять, оставаясь нормальными обычными людьми. Но мы — не нормальные люди. Мы наследники Победы.

Нам трудно принять, что смысл человеческой жизни может заключаться не в доме с лужайкой и барбекю, свободе потребления и секса, счете в банке. Более того — даже не в творчестве, семье и познании.

Ужас войны в том, что в этом пространстве смыслом жизни человека может стать лестничный пролет. Пройти его с оружием в руках или же не дать его протий кому-то другому. И в борьбе за этот пролет может пройти и окончится вся твоя жизнь.

Фильм «Лучшие в аду» не просто показывает этот смысл. Он достаточно снисходителен чтобы об этом рассказывать.

Время от времени перед зрителем появляется рассказчик — он же исполнитель условно главной роли Алексей Кравченко и рассказывает о целях и условиях, ради которых и в которых в настоящем аду действуют наши и украинские солдаты.

 

Суть фильма в том, что наш отряд должен захватить три стоящих рядом здания, чтобы в одно из оных ровно к определенному времени (у войны есть тайминг) вывести авиационного корректировщика. Он должен навести самолеты на тяжелое вооружение противника. И вот за эти здания начинается страшная, совершенно адская бойня между нами и ими.

Которые тоже мы, они так же думают, так же чувствуют. Сражаться с ними все равно что сражаться с собственным отражением в зеркале.

Язык один, история одна, национальный характер и особенности психики — одни и те же.

Вся разница в том, что одни «желтые», а другие «белые».

кадр из фильма «Лучшие в аду»

И вот в этом равенстве и раскрывается ад, когда силы примерно равны и победит можно только за счет большей чем у противника самоотдаче. Чтобы победить, нужно причинить себе боли больше, чем может противник.

 

А рассказчик все выходит и выходит, после каждого страшного эпизода боя. И все объясняет зрителю на пальцах — какой был смысл в гибели и убийстве такого числа людей. И какой будет следующий смысл — взятие этажа, уничтожение беспилотника, подавление батареи…

И беспощадный адский механизм все разворачивается и все продолжает множить разрушения, смерти и увечья, ведомый пугающим нас, чуждым, но существующим, реальным и логичным смыслом.

В «Лучших в аду» война показана, наверное, наиболее честно. Без ложного стыда, прикрывающего раны и культи, но и без смакования.

Войной в фильме движет логика. И в эту логику одна за другой вливаются человеческие души превращая войну в почти живое осмысленное существо с собственной душой. Душой способной дрогнуть и покориться тому, у кого душа окажется сильнее.

И в этом и есть слово фильма.
Ад — это война.
Но в него идут лучшие, а не худшие.

Эти странные, непохожие на Христа люди — идут его дорогой, чтобы избавить от ада других. Спускаются в него, потому что у них контракт.

С совестью, с собой, друг с другом.

Роман Носиков

  • avatar
  • .
  • +24

Больше в разделе

2 комментария

avatar
Посмотрел сначала «Солнцепек», а потом продолжение «Лучшие в аду», фильмы трагические и реальные, раньше был такой же фильм «Противостояние» про Чеченскую войну, истинно отражают тут обстановку, а не гламурно-мыльные сериалы
avatar
Противостояние это заказуха от Березовского, в которой опять же рисуется бессмысленность войны для РФ и благородность помыслов чеченских боевиков. В принципе весь фильм сюжетно строится вокруг монолога Нагиева о том, как он воюет за травинку и тростинку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.