Роман Носиков: По Его следам…
кадр из фильма «Лучшие в аду»
На экраны… Нет, не на киноэкраны, а сразу на экраны мониторов — есть бесплатно, как это уже стало обычаем для кинопродукции определенного коллектива авторов, вышел новый российский фильм «Лучшие в аду».
Должен сказать, что этот фильм знаковый в области тех перемен, что происходят сейчас в многострадальном российском кинематографе.
Начнем с самого главного — с сюжета. Потому что только в сюжете может быть изложена главная мысль произведения.
В качестве основы сюжета фильма положена история одного дня боев в Донбассе, одной военной операции.
И на ее примере разбирается суть украинско-русского противостояния, его ход, его жестокость, его логика.
И это очень сильно отличается от той традиции, в которой творил наш кинематограф фильмы о войне с распада СССР и до сих пор.
Поскольку наше кино в течение многих десятков лет было оккупировано гламурными детьми из советских творческо-номенклатурных династий, ориентировавшихся на фестивальный европейский кинематограф или же на разнузданную голивудщину, то общим консенсусом в киноискусстве считалось, что в войне в принципе нет и не может быть никакого смысла, что войну надо снимать как преступление, как насилие над уникальной личностью человека, как трагедию человека между молотом родины и наковальней врага или же как «надирание задниц» плохим парням хорошими парнями.
Все это, разумеется, было абсолютно отвратительно, потому что на место ампутированного смысла авторам приходилось вставлять их протезы — каждому в меру собственной примитивности. То это была Катя в Сталинграде, то «Белоснежка» в 9-й роте, то «булочка и трамвайчик» в «Зое».
И там на этом месте этот протез смысла торчал как бесстыжее причинное место в оконном горшке вместо кактуса, взывая удивление и смущение.
Даже один из самых лучших наших фильмов о войне «Брестская крепость» так и не смог объяснить смысла происходящего на экране.
А у войны, между тем, есть смысл.
кадр из фильма «Лучшие в аду»
Просто он не такой каким мы можем его принять, оставаясь нормальными обычными людьми. Но мы — не нормальные люди. Мы наследники Победы.
Нам трудно принять, что смысл человеческой жизни может заключаться не в доме с лужайкой и барбекю, свободе потребления и секса, счете в банке. Более того — даже не в творчестве, семье и познании.
Ужас войны в том, что в этом пространстве смыслом жизни человека может стать лестничный пролет. Пройти его с оружием в руках или же не дать его протий кому-то другому. И в борьбе за этот пролет может пройти и окончится вся твоя жизнь.
Фильм «Лучшие в аду» не просто показывает этот смысл. Он достаточно снисходителен чтобы об этом рассказывать.
Время от времени перед зрителем появляется рассказчик — он же исполнитель условно главной роли Алексей Кравченко и рассказывает о целях и условиях, ради которых и в которых в настоящем аду действуют наши и украинские солдаты.
Суть фильма в том, что наш отряд должен захватить три стоящих рядом здания, чтобы в одно из оных ровно к определенному времени (у войны есть тайминг) вывести авиационного корректировщика. Он должен навести самолеты на тяжелое вооружение противника. И вот за эти здания начинается страшная, совершенно адская бойня между нами и ими.
Которые тоже мы, они так же думают, так же чувствуют. Сражаться с ними все равно что сражаться с собственным отражением в зеркале.
Язык один, история одна, национальный характер и особенности психики — одни и те же.
Вся разница в том, что одни «желтые», а другие «белые».
кадр из фильма «Лучшие в аду»
И вот в этом равенстве и раскрывается ад, когда силы примерно равны и победит можно только за счет большей чем у противника самоотдаче. Чтобы победить, нужно причинить себе боли больше, чем может противник.
А рассказчик все выходит и выходит, после каждого страшного эпизода боя. И все объясняет зрителю на пальцах — какой был смысл в гибели и убийстве такого числа людей. И какой будет следующий смысл — взятие этажа, уничтожение беспилотника, подавление батареи…
И беспощадный адский механизм все разворачивается и все продолжает множить разрушения, смерти и увечья, ведомый пугающим нас, чуждым, но существующим, реальным и логичным смыслом.
В «Лучших в аду» война показана, наверное, наиболее честно. Без ложного стыда, прикрывающего раны и культи, но и без смакования.
Войной в фильме движет логика. И в эту логику одна за другой вливаются человеческие души превращая войну в почти живое осмысленное существо с собственной душой. Душой способной дрогнуть и покориться тому, у кого душа окажется сильнее.
И в этом и есть слово фильма.
Ад — это война.
Но в него идут лучшие, а не худшие.
Эти странные, непохожие на Христа люди — идут его дорогой, чтобы избавить от ада других. Спускаются в него, потому что у них контракт.
С совестью, с собой, друг с другом.
2 комментария