Смартфон — игрушка для взрослых

Что только не придумает человек, чтобы оправдать в своих глазах процесс доставки удовольствия себе, любимому. Вот и со смартфонами так вышло — продано чудовищное количество этих устройств, мощность процессоров и графики в них такая, что еще лет 20 назад не снилась и профессиональным рабочим станциям, да и ценники на аппараты верхней линейки весьма впечатляют — еще немного, и мощный смартфон станет стоить как дешевый автомобиль.

И ведь ценник смартфонов, в отличие от ценника каких-нибудь статусных часов «Вачерон Константин» или мобильников «Верту», инкрустированных бриллиантами и сусальным золотом, во многом действительно определяется сложностью применяемых технологий.

Естественно, когда тратятся такие деньги — люди пытаются объяснить это себе и окружающим какими-то разумными причинами. Некоторые договорились уже до того, что «я им деньги зарабатываю». Мол, это у меня такой дорогой инструмент, и надо купить смарт подороже, чтобы больше им зарабатывать.

Смартфоном деньги зарабатываешь? Серьезно? И как же ты это делаешь — ты им что, золотой песок на прииске копаешь? Иначе зачем тебе нужна такая лопата, которую даже в руке-то держать неудобно?

Я пока что вижу, что в смартфонах все пырятся в мобильные игрушки, либо в соцсетях зависают.

И это вижу не только я, это видят изготовители на уровне спроса. Поэтому смартфоны превратились в лопаты с огромными экранами, а компактные устройства практически исчезли с рынка.

В попытках увеличить размеры экранов, не раздувая габариты устройства, производители дошли до такого извращения, как экраны с закругленными уголками и с вырезом или дыркой в экране под фронтальную камеру, экраны лишились рамок, и даже динамик, говорящий вам в ухо, теперь говорит через узенькую щель над экраном.

Экран сейчас занимает 95% поверхности смартфона даже на относительно недорогих моделях, так что телефон даже держать неудобно стало — но этого всё равно не хватило, и пришлось наращивать размеры аппарата. В угоду потребителям, замечу — это потребители хотят экран побольше! Размеры нарастили так, что уже руки не хватает нормально держать аппарат при разговоре, он элементарно вываливается, и приходится извращаться с корпусами с кольцами для удержания:

В попытках хоть как-то сохранить возможность удерживать раздувшийся телефон рукой и добиться, чтобы он продолжал влезать в карман на одежде, производителям даже пришлось перейти к новому форм-фактору экрана — узкому и вытянутому. Но и этого не хватило. Смартфоны превратились в чудовищные «лопаты», и компактных вы просто не сможете купить, даже если очень захотите.

Не будем голословными — тупо открываем сайт Honor (люксовый бренд Huawei) и смотрим на текущие модели смартфонов. Самые маленький у них сейчас — это HONOR 50 Lite, и у него FullView-экран 6,67 дюйма. Остальные модели еще больше.

Посмотрим на размеры и массу:

Высота: 161,8 мм
Ширина: 74,7 мм
Толщина: 8,5 мм
Вес: около 192 г
Экран 6,67 дюйма

Я напомню, что первый Ойфон, вышедший в 2007 году, имел вот такие размеры и массу:

Высота: 115,5 мм
Ширина: 61 мм
Толщина: 11,5 мм
Вес: около 135 г
Экран 3,5 дюйма

Наглядно видно, что смартфоны стали гораздо более громоздкими и тяжелыми — и всё это исключительно в угоду увеличению размера экрана, все остальные компоненты у них давно миниатюризированы. Получается, что единственный параметр массогабаритов, который технология смогла улучшить за 15 лет — это толщина, которая на самом деле не играет никакой функциональной роли, наоборот — тонкие телефоны имеют низкую прочность и ими неудобно пользоваться.

И это так не только у Гонора, сходная ситуация и в основном модельном ряду Huawei, она отличается только тем, что там присутствуют в продаже старые дешевые модели с экранами немного поменьше.

Из современных моделей самая мелкая — Huawei Nova с новейшим экраном 6,57 дюйма OLED FHD+ 2340×1080 пикселей, причем в попытке создать иллюзию, что экран больше размером — он загнут на боковые поверхности корпуса. Это такой чудовищный антифункциональный изврат, что даже странно, что его решились массово производить:

Вы сами прикиньте — чтобы держать телефон, вы вынуждены браться пальцами за поверхность экрана. Соответственно эту часть экрана приходится делать нечувствительной к касанию, и элементы на боковых сторонах экрана просто элементарно невозможно нажать. Это нарушает интуитивно-понятный функционал тачскрина.

По факту, массовые модели смартфонов уже сейчас имеют экраны почти 7 дюймов — то есть такие, какие еще недавно были у массовых планшетов. Доросли, блин. Причем эти же самые планшеты отчетливо продемонстрировали неудобство пользования большими безрамочными экранами — но нет, даже на это было наплёвано в стремлении угодить пользователям, требующим «сделать в смартфонах экраны побольше».

А ведь еще совсем недавно нормальные смартфоны имели примерно вот такую компоновку:

Размеры 138 мм * 69 мм * 9.7 мм, вес 112 грамм. И батарейка сменная, кстати.

С чего бы это они так разрослись всего за 4 года? И ведь аппараты стали тяжелее! После 112 грамм носить в кармане 192 грамма — это очень заметная разница. Где же прогресс-то, когда он так нужен?

Помнится, когда мобильники только появились — футуристы смело предсказывали им уменьшение в размерах вплоть до того, что они станут умещаться в часах или подобных им малогабаритных устройствах. И вначале казалось, что футуристы угадали — аппараты становились всё меньше.

Bluetooth, две sim-карты, русский язык. Причем это ширпотреб, стоит сущие копейки. Есть даже микро-флипы:

Да и смартфоны есть на андроиде тоже весьма миниатюрные:

Есть такой китайский бренд K-Touch, он специализируется на таких микро-смартфонах. На фото — модель i9 образца 2019 года, там уже и 4G LTE, и Android-9, и объемы памяти вполне приличные.

Но вы наверняка про это даже не слышали. Почему? Да потому, что реальный спрос на такие устройства — глубоко маргинальный, он даже до 1% рынка не дотягивает. Все гундят, что «надоели лопаты», «дайте аппарат поменьше» — а потом идут и покупают лопату.

Для психов, разумеется, придуман складной HUAWEI P50 Pocket со сгибающимся OLED-экраном 6,9 дюйма:

Но это именно модель для психов, то есть людей, не дружащих с головой. Сколько сгибаний реально выдержит этот экран до того, как пиксели посыплются? А ведь аппарат стоит от 170 тысяч рублей и более, в зависимости от конфигурации.

Но главное — всё это выкрутасничанье опять-таки служит для того, чтобы вы получили аппарат с экраном почти как у планшета, то есть почти 7 дюймов.

Неудивительно, что продажи планшетов падают — если у смартфонов экраны уже почти как у планшетов.

А теперь давайте поговорим про работу. Ну то есть про реальное использование мобильного устройства не для играния в игрушки и ср@чей в соцсетях, а для зарабатывания денег.

Одним из ярких примеров такого зарабатывания денег является работа в яндекс-такси (и вообще развозка грузов, пассажиров и доставка заказов). Внимательно смотрим на дизайн устройств, которые для этого предлагают профессионалы:

Это Тесла от Илона Маска. Дрочите на Илона? Ну вот — посмотрите, какой у него размер, ээээ, экрана. Догадываетесь, отчего он такой? Да от того, что на вашем ср@ном телефоне тупо плохо видно навигацию, и тыкать в маленький экран пальцем в трясущейся машине банально неудобно. Все эти яндекс-таксисты со смартфонами — это от нищеты, по-хорошему в машине под навигацию и обработку заказов надо ставить планшет.

Это поняли и другие производители автомобилей, поэтому теперь вот такие экраны в автомобилях — это общее решение:

Вы всё еще пыритесь в смартфон с прилагой Яндекса? Ну-ну.

Это вот новейший КАМАЗ-54907 Continent. Между прочим, камазохи переплюнули новый Мерседес Актрос — там тоже экраны большие, но еще не настолько. Хотя тоже за 10 дюймов перескочили уже давно.

И кстати — КАМАЗ-54907 Continent это полуавтономная машина, то есть по трассе он едет САМ, без участия водителя. Делает деньги, так сказать — «вкалывают роботы, а не человек» ™

На бытовом уровне в России умнейшие тоже это давно сообразили, и активно ставят планшеты в машины — причем даже стационарно вместо родной магнитолы. Вот типичное решение в Мазде CX-5:

Инсталляция Huawei Media Pad m3 lite 10.1 вместо штатной системы. Там тебе и навигация, там тебе и телефон со спикерфоном, и интернет, и музыка, и всё с голосовым управлением, короче — удобно, да. Чувак даже заморочился с управлением планшетом от кнопок на руле.

И вот так получается очень много где. Например, в Китае планшет — типичный инструмент девочки, торгующей на Али или в оффлайне в магазинчике. У нее там и учет товара, и работа с заказами — всё. Часто они даже телефона не имеют, для звонков используют этот же планшет и блютуз-гарнитуру.

Тем не менее если брать весь мир — планшеты как концепция умирают. Лучший показатель был у планшетов в сентябре 2014 года — 6,8% рынка по сравнению со смартфонами и десктопами (ноутбуками). Сейчас эта цифра составляет 2,62% и продолжает падать.

Особенно интересно на этой картинке то, что рынок десктопов (а это почти исключительно PC-системы) стабилизировался и даже начал понемногу расти. Смартфоны вошли в насыщение, рост их доли рынка прекратился.

Что в связи с этим приходится констатировать?

1. Планшеты не смогли существенно потеснить десктопы и ноутбуки в качестве рабочих мест (то есть инструментов, с помощью которых люди работают и зарабатывают).

В сентябре 2014 года Apple показала iPhone 6 и новые iPad air 2 и iPad mini 3. После этой презентации и дикого разгона хайпа вокруг планшетов — ни Apple, ни другим производителям не удалось повторить этот успех: в 2014 году только Apple продала 68 млн iPad при общих продажах в 239,6 млн девайсов, тогда как сейчас весь рынок планшетов целиком составляет 144 млн устройств. С пика рынка в 2014 году продажи сократились на ~95 млн.

Планшеты исходно продвигались как устройства для работы и отдыха, как волшебная палочка, которая избавит человечество от рабства ноутбуков и персональных компьютеров. Однако внезапно оказалось, что набор текстов на экранной клавиатуре — занятие достаточно идиотское, планшеты обзавелись хардверными клавиатурами — и стали болезненно напоминать нетбуки. Тут-то им пипец и настал — разумеется, пипец в качестве универсального устройства. Как узкоспециальный инструмент — например, в автомобилях или во встроенных системах, планшет со своим огромным тач-скрином оказался весьма удобен.

2. Смартфоны так и не стали инструментом делания денег. Они широко используются в каких-то локальных ситуациях — например, курьерами и дешман-таксистами на кредитных Солярисах, но в целом основное использование смартфонов это РАЗВЛЕЧЕНИЕ.

Да-да, именно развлечение. Игрушечки, бугага-ролики, ср@чики в соцсеточках — вот основное, для чего смартфоны используются. Если бы по ним активно звонили — у них бы не росли так катастрофически размеры и вес.

Как рабочий инструмент, смартфоны еще более неудобны, чем планшеты. Набор текста на экранной клавиатуре превращается в их случае в болезненный мазохизм, чтение сайтов и покупки в электронных магазинах тоже не очень удобны из-за мелких размеров элементов и мелкого текста — именно поэтому пользователи хотят экраны больше и больше, и бывшие «телефоны-с-экраном» превратились в натуральные лопаты. Не такое будущее видел Стив Джобс, когда придумал Ойфон.

Джобс думал, что сделает телефон, в котором будет еще немного развлечения — музычка там, картинки, видосики. А затем эволюция пошла в такую сторону, что развлечения съели функцию, бывшую когда-то основной. Да, с почти семидюймовой лопаты всё еще можно звонить — но это уже не очень удобно. Удобно с неё только развлекаться — отсюда, между прочим, и гонка встроенных фотиков для деланья гогно-видео и селфичек, фотанья завтраков и перекошенных рож пьяных собутыльников.

Обратите внимание — смартфоны с действительно хорошими камерами не взлетели. А ведь они были — когда в смартфон ставили относительно нормальный выдвижной объектив и матрицу фотографического качества. Снимали эти аппараты отлично — но оказались почти никому не нужны. Выдвижной объектив требует аккуратного обращения — а откуда у пьяного быдла аккуратное обращение? В нормальном же состоянии умному человеку не может прийти в голову фотографировать своё хрючево на столе в кафешке или там тупые рожи подружек. Поэтому на качество забили, и занялись гонкой мегапикселов при объективах размером с булавочную головку.

Надо заметить, на этом безумном пути достигнут поразительный прогресс. Но от этого он не перестал быть менее безумным и профанационным. Это как «ломография» — только без ЛОМО и без «графии» вообще.

Поскольку смартфон это инструмент для развлекухи скучающего человека 21-го века — постольку же ни одна его функция не воспринимается всерьез. Всё там как бы понарошку и кое-как.

Давайте вспомним стандарт диагонали для мобильников до 2015 года. Это 4,5-5 дюймов. Сейчас такие устройства физически невозможно найти, если мы говорим о чем-то современном, именитом и производительном, из среднего класса и выше. Сейчас стандартной диагональю экрана является 6,5 дюймов и больше (слава Богу, я купил Гонор 30i с прекрасным экраном AMOLED 6.3 дюйма, и это всё-таки не такая лопата, как пошли сейчас). И, внезапно, это более чем приемлемый размер экрана для просмотра видео в полевых условиях, чтения прессы, книг, ознакомления с лентами социальных сетей и даже простенькой работы с документами в режиме «на коленке».

Ну то есть по сравнению с планшетом 10.1 всё мелкое и не так удобно — но уже что-то можно делать. Кое-как.

Вот этим-то кое-каком и пропитано всё в современном смартфоноделии. Это действительно стал универсальный аппарат, но его основная стихия это развлечение, а чуть что серьезное — сразу и то неудобно, и это делается лишь скрипя зубами. Но хорошо уже и то, что хоть в принципе делается. Поскольку мы живем в мире коекакерства — смартфоны в него идеально вписались.

Игрушки для взрослых пришли в этот мир, и изменили его самого, сделав немного игрушечным. Жить стало легче, веселее — но когда сверху падает самолет из-за того, что очередной коекакер не докрутил в нём гаек, это заставляет задуматься — а туда ли пошел прогресс?

 
Материал: Proper
  • avatar
  • .
  • +13

1 комментарий

avatar
Согласен еще пару лет и телефон перестанет влезать в карман передний
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.