Почему красивые вещи делают нас счастливее

Никто из вас не задумывался, почему людям нравится красивое и не нравится некрасивое и почему вообще есть такое понятие, как красота? Если бы представилась возможность сравнить первобытного и современного человека, —то и тому и другому вероятно бы понравилось что-то красивое. Не просто утилитарное и рабочее, а именно красивое. Не просто ёмкость для жидкости, а изящная кружка. Не просто острый наконечник копья, а наконечник симметричной каплевидной формы.

Ни кружка, ни наконечник не обязаны быть такими. Но, судя по всему, их владельцы были готовы потратить дополнительные силы, чтобы предметы выглядели именно так. Следовательно, им нравились эти предметы. Красота почему-то важна, даже если ты сидишь в пещере и точишь копьё, чтобы убивать.

Природная гипотеза

Одна из гипотез происхождения ощущения красоты — что нам это продиктовала природа.

Для выживания древнему человеку нужно правильно считывать сигналы природы. Он должен заметить, что всё испорченное будет иметь невнятную форму и цвет, а всё свежее и питательное будет симметричным и приятного цвета.

Можно посмотреть и по-другому: человек будет пробовать всё подряд, но от каких-то вещей ему будет хорошо (например, от спелой ягоды), а от каких-то — плохо. И цвет спелой ягоды закрепится в голове человека как красивый. От блестящей журчащей воды в ручье ему будет хорошо. Мозг закрепит, что всё блестяще-журчащее — хорошо.

Человек будет пользоваться этими ассоциациями и безошибочно найдёт здоровую пищу, а также фертильного полового партнёра. Так он и выживает. Повторяй тысячу поколений, и вот у тебя устоявшиеся представления о том, что такое красиво.

Первый вывод:

Похоже, мы считаем красивым то, что в дикой природе приносит нам пользу: безопасность, еду и размножение.

Страсть к паттернам

Одна из отличительных способностей человека — распознавать паттерны, то есть узоры, рисунки и фактуры. В отличие от других животных, у нас очень развито зрение. Рассматривать узоры и фактуры для нас жизненно необходимо, а отсутствие новых зрительных стимулов связано со стрессом (есть исследования). Человеку тревожно, когда он видит одно и то же.

И наоборот: человеку приятно находиться в среде, где есть что рассматривать. Мозг занят, человеку интересно и хочется здесь оставаться.

Это одна из причин, по которой находиться на улице в типовом панельном микрорайоне может быть неприятно — однообразный рисунок вызывает чувство тревоги. Когда нам не на что смотреть, нам нехорошо.

И ровно по этой причине нам кажутся уютными интерьеры со множеством деталей: с книгами, фотографиями, коврами и множеством разных текстур, фактур и слоёв. Когда есть что рассматривать, хочется остановиться и порассматривать.

Отсюда второй вывод:

Однообразие — некрасиво, разнообразие — красиво.

Контрасты и мода

И последняя мысль: наши представления о красивом меняются по мере того, как меняется окружение. Когда мы всё время смотрим на что-то одно, оно со временем перестаёт быть интересным, хочется чего-то нового.

Эта страсть к новому — тоже часть человеческой природы, потому что те люди, которые любили всё старое, не смогли адаптироваться к новому, погибли и не произвели потомство.

Поэтому сегодня нам нравится всё гладкое и блестящее; завтра это надоест и понравится шершавое; потом нам снова захочется идеальных форм и бликов; а потом снова потянет на матовое. Сегодня в моде бионические формы, завтра индустриальные, послезавтра природные, потом минималистичные, а потом снова бионические.

Вывод:

Если для нас что-то выглядит красивым, это либо полезное, либо интересное, либо новое. Все три свойства необходимы для нашего выживания.

Поэтому аргумент «Во-первых, это красиво!» — сильнейший аргумент. Делайте красоту и живите в ней.

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.