Почему Пятёрочкам и Магнитам не долго осталось и что придет им на замену
Уже в ближайшие годы они могут потерять свои доминирующие позиции на рынке, а виной тому станут стремительные перемены в ритейле (которые уже во всю идут). Как в свое время Нокия и Блекебери, которые просто не успели перестроиться под рынок и разорились. Хотя за пару лет до краха никто о таком и подумать не мог.
Неповоротливость гигантских торговых сетей может закончиться стремительной потерей трафика и доходов. Например, только что Лента отчиталась о снижении своей чистой прибыли на сумасшедшие 43% за первое полугодие 2021 г.
Все это приведет не только к тому, что вы останетесь без вашего любимого магазина у дома, но и к тому, что много людей потеряют работу, если не смогут вовремя освоить новые навыки и перестроиться.
25 июля был день работников торговли. Знаете сколько человек у нас в стране работает в этой сфере? 13 млн человек. 13 млн человек связаны с торговлей и ближайшее время многие из них могут оказаться на бирже труда.
Знаком с женщиной, которая более 20 лет работает продавцом в одном и том же магазине. Не представляю, какой у нее будет стресс, когда он закроется. Причем не «если», а именно «когда». Сейчас объясню к чему это все идет.
Лет 20 назад было тотальная доминирование нецивилизованной торговли, но пришли сети и просто уничтожили все эти рыночки и лавки с вывеской «продукты 24».
Сети галопом пронеслись захватили всю страну. 80% населения России сегодня может дойти из дома до магазина менее, чем за 10 минут. Казалось бы, какие события могут остановить этих монстров? Достаточно двух вещей:
- обнищание населения
- деформация самой структуры рынка розницы
Малообеспеченные люди ищут альтернативы магазинов у дома, потому что они стали не по карману. «Светофор», «Доброцен», «Хлеб-Соль» сейчас не просто захватывают новые территории, но и являются фаворитами у многих покупателей.
Да, в Пятерочке новое оборудование, яркий свет, широкий ассортимент, но все это проигрывает цене. Людям в России с каждым годом все сильнее плевать на какие-то доп ценности, если где-то можно взять этот товар дешевле.
Крупные ребята тоже хотят участвовать в этом празднике жизни и срочно открывают свои «Чижики», магазины «Моя цена» и «365 дней». К сожалению, опыт подсказывает, что у них вряд ли получится создать что-то конкурентоспособное.
В свое время позавидовав оборотам «КрасноБелого», Пятерочка открыла 45 магазинов «Пятьница», а Магнит магазины «Магнит вечерний». Несмотря на колоссальные возможности федералов, оба этих пилота провалились. Так что есть сомнения в успехе крупных игроков на поле харддискаунтеров.
ОК. Бедные уйдут в «Светофоры», но останутся люди среднего и высокого достатка. Они же продолжат ходить в магазины у дома? Нет. Причиной этому послужат изменения структуры рынка ритейла, которые видны уже сейчас.
Например, заказывать пиццу и безделушки с алиэкспресс мы научились давно, а вот продукты с доставкой многие попробовали купить только год назад. И в этом сегменте сейчас есть только один «затык» — это логистика, но эту неприятность уже активно устраняют.
Представим себе, что через какое-то время дарксторов и курьеров будет столько, что ваши продукты будут привозить за 30 минут (как ту же пиццу) и не брать за доставку денег. Больше никаких очередей, никаких неправильных ценников, никаких бесконечных поисков товара по залу.
Уверен, что следующие поколение даже будет удивляться тому, что мы когда-то ходили в магазины своими ногами, а не просто делали заказ за 2 минуты из приложения. На самом деле многие люди уже сейчас живут именно так.
Мой товарищ, несколько лет живущий в Китае, заказывает продукты строго через доставку. Заказал воду — 25 минут и ее привезли. Рассчитался с курьером при помощи WeChat (такой аналог WhatsApp) и все. Не надо держать забитый холодильник. Все покупается исключительно свежим по мере необходимости.
Если же посмотреть дальше, то доставка не просто уничтожит «магазины у дома», но вообще поменяет нашу модель покупок. Например, представьте, что у вас в подъезде стоит специальный постамат, который может принимать и хранить продукты. Вы по пути домой с работы сравниваете цены у разных продавцов и заказываете самые привлекательные варианты. Причем этом могут быть даже прямые предложения от производителей, без посредников.
Это не какая-то фантазия из рассказа Азимова, а будущее, которое нас ждет буквально через 3-4 года. Бедное население уйдет в «нищемаркеты», а у кого останутся деньги будут пользоваться доставкой. В такой парадигме не останется места для привычных нам сейчас магазинов у дома. Зачем они будут нужны?
22 комментария
Например, хочу купить йогурт. В магазине на полке стоит произведенный 10 дней назад, а в глубине — 2 дня назад. Какой вам принесут по доставке, догадайтесь с трех раз.
Я хочу купить какую-нибудь консерву, например сайру в масле. В магазине 100500 видов. Смотрю каждую, производителя, состав, потрясу (сколько жидкости внутри). Как я это все проверю по интернету??
Хлеб. Как проконтролировать, чтобы тебе привезли свежий а не вчерашний?
Овощи-фрукты. В магазине выбираю, какое именно яблоко хочу. А при доставке — «жричёдали».
И так во всем…
С одеждой и обувью совсем пока плохо. Если ноги и фигуры стандартные, то может проблем и нет, кроме цвета «как на картинке». А если нет? Заказывая обувь на ВалБерисе, оставляю себе одну пару из пяти, а возврата кроме них нет не у кого. По вещам примерно также, учитывая идиотический разброс размеров (в джинсы 38 размера одного производителя вхожу как влитой, а другой производитель кое-как застегиваю). Нужны единые стандарты по размерам, причем не только В России. И нужны 3D-онлайн примерочные, где покупатель видел бы, как вещь «сядет» на него.
Кроме того, кроме крупных городов есть еще и мелкие типа Магадана. В таких городах оффлайновые магазины останутся еще очень надолго.
С Алиэкспресс тоже не все так однозначно. Конечно, чтото можно заказать и подождать 1,5 месяца пока придет, если придет и придет именно то что заказал. А про заказ пиццы с Алиэкспресс вообще улыбнуло. Врядли я захочу китайскую пиццу 1,5-месячной давности :))
Начну с того, что не всегда обязательно моделировать все на себе, Россия как бы она не хотела, медленно ступает по пути западных стран, а на западе уверенно растут интернет-площадки и дохнут моллы и супермаркеты. Говорить о том, что мы пойдём другим путем, да с чего бы? Бедность тут только на руку. Обычный супермаркет условно берет товар на точке 1, везет их в свой супермаркет, где обслуживает здание, его строительство, отопление, сотрудников, охранников, мерчей и уборщиков, чтобы ты пришёл и набрал себе товаров с полок. Либо он может сразу привести все продукты к тебе домой, наняв доставщиков за пол-ореха.
Если совсем на пальцах, зайдите в новый магазин моремолл, что вы видите? Здание, сооружение, эскалаторы, лифты, витрины, тележки, видеонаблюдение, пожаротушение, освещение, да даже парковка для вашей дешёвой машины стоит десятки миллионов рублей. Но кто заплатил за все это? Попробуйте догадаться (сарказм).
По сути все, что вы перечислили, это страх неизведанного. На сайте все перечисленное будет просто потому, что это реализуется достаточно легко, и дата производства будет, и срок годности, и срок доставки, более того — будут отзывы, и это лучше, чем просто смотреть в супермаркете на банку шпрот, кто вам скажет, плохие они или хорошие? Максимум человек рядом с вами.
По одежде все давно придумано, есть доставка с примеркой, это проблема даже не сегодняшнего дня.
А ещё у супермаркетов и обычных магазинов есть проблемы, которые здесь не отражены — в любом супермаркете может закончится позиция товара — даже курица или рыба, и мы по привычке едем в другой супермаркет, так как не может ждать, пока привезут новую партию. У интернет-магазинов такой проблемы нет. А в супермаркетах и моллах — есть. Более того, даже в Москве постоянно бывают ситуации, что нет одежды нужного тебе размера, и у самих магазинов есть своеобразный гибрид — посмотреть в базе со всех складов чтобы привезти в магазин в течении 2-3 дней, но мы ведь понимаем, что схема временная, до тех пор, пока магазин полностью не уйдёт в онлайн.
Безусловно, нельзя сказать, что классические супермаркеты и моллы вымрут, так не бывает, фанаты трогать железные банки руками при любом сценарии не вымрут, но то, что в скором будущем большинство розницы уйдёт в интернет более чем очевидно. Факторов для этого даже больше, чем я перечислил, так например в жизни людей растёт роль цифровой инфраструктуры — мы уже по сути частично киборги как говорил Маск, везде с телефонами и это привычная зона жизнедеятельности человека, а она куда более совместима с интернет-магазинами, чем с обычными. Современный человек с телефоном просто не будет терпеть такие вещи, как прийти в магазин и не увидеть там товар, как прийти в магазин и не увидеть там отзывов, как прийти в магазин и найти в интернете дешевле, как прийти в магазин, и у него устанет рука нести пакет домой, понимаете о чем я? Меняется сама модель привычного уклада жизни, и это не остановить.
не спорю, но сейчас этого нет
Придумано давно, реализовано совсем не везде. У нас это тотлько Валберис (поправьте меня если не прав)
эм… собственник магазина?? (сарказм)
никакая статистика меня не убедит, что он скоро закроется.
Заказал на Валберисе свитер. Все хорошо, размер норм (сел как влитой), качество норм, цена норм. Через пару дней у этого же продавца заказываю еще три свитера разных цветов этого же производителя, этого же размера (воротник стойка и отложной) — и ни один не подошел. Пара штук как смерительная рубаха, один еле налез. Вот вам и интернет торговля…
Детский мир. Неплохой магазин с неплохим ассортиментом и неплохим интернет-магазином. Но доставки нет (только Москва и МО). С нынешними QR-кодами выручка наверняка упала. Почему нет доставки??
Один родственник работает в строительном магазине, второй — в продуктовом. Спрашиваю, почему интернет-магазина нет и нормальной доставкой. Оба отвечают — начальству не интересно…
Может показаться что это 5XL, но нет
При этом этот человек еще довольно высокий. А выглядит в абсолютно точности так как описано у тебя, про смирительную рубашку и завернуться несколько раз.
В то же время есть куча моделей, в том числе похожих, этого же производителя которые при таком же размере М, на этом же человеке будут сидеть нормально, а еще есть куча моделей этого же производителя которые при таком же размере М будут сидеть в облипку. А все почему? Потому что стиль, посадка, крой, или как ты сказал фасон, разные. И такое у кучи брендов.
А ты разве не встречал, например на джинсах, такие штуки как Regular Fit, Slim Fit, Skinny Fit? Вот это все тоже самое. При одном и том же размере все будет сидеть по разному, даже у одного производителя. Когда ты видишь на улице подроста с джинсами в облипку, это не потому что он купил их на три размера меньше, а потому что это посадка скинни. Со свитерами, футболками, рубашками тоже самое. Добро пожаловать в мир высокой моды).
Вообще у крупных торговых площадок с этим должно быть все ок. На вайлдберрис шмотки лет 10 не заказывал, но помнится прежде чем оплатить можно было померить в пункте выдачи. А вот летом покупал кардиган на lamoda, сомневался с размером. Заказал два размера. В пунке выдачи выбрал подходящий, заплатил за один и всё. А на некоторых особо уважающих себя сайтах есть прям замеры конкретных моделей.
Чисто в оплату части пени по просроченной задолженности по кредитке, с которой вы себе продукты заказали.
Очень удобно.
В любой форме.