Об угле и борьбе с климатом

Страны-члены «Большой семерки» решили отказаться от использования угля в качестве топлива. Как пишет Bloomberg, так они собираются привести свою политику в соответствие с задачами Парижского соглашения по климату от 2015 года.

На прошедшей 21 мая встрече министров экологии, климата и окружающей среды «Большой семерки» было решено прекратить финансирование международных проектов, предполагающих использование угля. Кроме того, страны «Большой семерки» (Великобритания, Италия, Франция, Германия, США, Канада и Япония) согласились взять на себя «обязательства по значительному сокращению вредных выбросов в атмосферу в 2020-х годах». В чем именно они будут заключаться, не уточняется.

Против договоренностей активно выступала Япония, на долю которой по итогам 2019 года пришлось более половины из общих 6,6 миллиарда долларов, направленных на инвестиции в угольные проекты странами «Большой семерки». Однако в итоге Токио согласился объединить усилия с другими участниками сообщества. При этом в коммюнике по итогам встречи 21 мая допускаются некоторые послабления. В частности, под ограничения пока попадут только государственные инвестиции в угольные проекты.

Цифра 6,6 млрд важна, так как это капля в море. И я вам это сейчас покажу.

По данным Международного валютного фонда, в 2017 году в угольные проекты по всему миру было вложено 5,2 триллиона долларов, что соответствовало 6,5 процента мировой экономики на тот момент. По оценке организации, одним из решений проблемы могло бы стать более эффективное ценообразование на рынке угля. Так, более высокие цены на этот вид ископаемого могли бы привести к снижению выбросов на 28 процентов в год.

А теперь посмотрим на планы использования средств Фонда благосостояния России:

В правительстве выбрали семь приоритетных инфраструктурных проектов общей стоимостью 4,9 трлн руб. для софинансирования из Фонда национального благосостояния. Они были представлены на рассмотрение премьер-министру Михаилу Мишустину 21 мая. В случае утверждения эти проекты получат 895 млрд руб. из ФНБ.

Какую сумму фонд может направить на проекты

Объем фонда по состоянию на 1 мая составлял 13 трлн 825,43 млрд руб., или 12% прогнозного ВВП на 2021 год, что эквивалентно $185,87 млрд. В настоящее время ликвидная часть ФНБ составляет около 7,5% ВВП, то есть для новых инвестиций в инфраструктурные проекты доступно около 0,5% ВВП /сверх 7%/, или 580 млрд руб. Объем ФНБ будет расти и далее, поскольку в 2021 году (январь—май) Минфин закупил в резервы уже более 600 млрд руб. на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета и при нынешних ценах очевидно, что приток сверхдоходов продолжится. Если прямо сейчас принять решение о новых инвестиционных проектах, деньги из ФНБ начнут поступать не раньше 2022 года.

Планы использования

Развитие РЖД восточной части БАМа для обеспечения вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Это третий этап модернизации БАМа и Транссиба — Якутский кластер, где сейчас происходит бурный рост добычи угля.

Без электрификации проект оценивался в 350 млрд руб., с электрификацией — в 700 млрд руб. Правительство планирует выделить на него 188 млрд руб. из расчета общей стоимости 752,4 млрд руб.

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, который включает московские центральные диаметры, реконструкцию и строительство новых станций, модернизацию железнодорожной инфраструктуры — 105 млрд руб.

Строительство скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Дорогу (часть международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай) общей стоимостью 623 млрд руб. «Автодор» должен построить к 2024 году. На нее из ФНБ планируют выделить 150 млрд руб.

Еще 50 млрд руб. «Автодору» выделят на строительство скоростной автомобильной дороги Казань — Екатеринбург общей стоимостью 439 млрд руб.

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева и Искандера Махмудова получит 97 млрд руб. на обновление подвижного состава ГУП «Петербурский метрополитен».

Фонд реформирования ЖКХ получит 150 млрд руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в регионах. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин уточнял, что проекты, в частности, касаются модернизации систем тепло- и водоснабжения. Кроме того, по поручению президента были рассмотрены проекты модернизации очистных сооружений по черноморскому побережью.

На проект Минэкономразвития по опережающему социально-экономическому развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона планируют выделить 155 млрд руб. Общая стоимость проекта — 1,8 трлн руб., его планируется реализовать в 2022–2035 годах. Понятие Ангаро-Енисейского макрорегиона было определено в стратегии пространственного развития России до 2025 года: в него вошли Красноярский край, Иркутская область, а также республики Тыва и Хакасия.

Почему выбраны эти проекты

Инвестиции в транспортную инфраструктуру всегда имели особое значение не только в России, но и во всем мире. Даже сейчас половина всех мировых инфраструктурных расходов — транспортные. Строительство автомобильных дорог считается наиболее капиталоемким видом инфраструктуры, требующим господдержки. Мировые расходы на содержание автодорог достигают $1,3 трлн. На втором месте по затратам в сфере транспортной инфраструктуры, железные дороги — $332 млрд.

Можно до посинения спорить о том, как было бы лучше перераспределить сверхдоходы и в какие проекты их вкладывать, но вполне очевидно, что в целом направление выбрано верно, а устроенная «нашими западными партнерам» «борьба за климат» вовсе не делает ненужным добычу угля — цены на него могут даже расти, а потребление будет расти точно — и именно на востоке, где даже Япония не желает с ним расставаться. А такие гиганты, как Китай и Индия — просто не могут — все их движения в сторону развития ВИЭ не мешают потреблять уголь, т.к. слишком быстро развивается энергопотребление.

Главный же плюс в том, что дороги — это кровеносная система экономики, и по тому же БАМу в будущем пойдут далеко не одни лишь углевозы.

На фоне таких триллионных трат какие-то там 6.6 миллиарда — это мелочь, капля в море.

 
Материал: mikle1.livejournal.com/12426321.html
  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.