Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Казалось бы – дикий край, людей почти нет, дорог нет, промышленности нет. Зачем там какая-то дамба?

А это очень интересно. Это способно принести десятки миллиардов долларов в российский бюджет. Правда, не без сложностей… Впрочем, обо все по порядку.

Есть в Охотском море есть такое место – Пенжинская Губа. Она расположена в самом «основании» Камчатки. В том месте, где она «стыкуется» с материком:

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Большинство людей про эту губу ничего не слышало, а между тем – она чемпион всего Тихого океана по высоте приливов.

Просто представьте, во время прилива вода в этой губе поднимается на 9 метров, а иногда и до 13 метров!

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

При этом, площадь акватории Пенжинской губы – 21 000 квадратных километров (сравнимо с площадью Крыма).

Таким образом, если посчитать, то окажется, что через «ворота» губы каждые сутки перемещается до 500 кубических километров воды!

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Чтобы понять, как этого много, достаточно вспомнить, что река Волга такое количество воды переносит за 2 года, а река Дон – за 25 лет. Даже самая мощная река мира – Амазонка – способна перенести 500 км3 воды лишь за 25 дней.

Теперь вы понимаете, зачем там нужна дамба?

Самая мощная в мире ПЭС

В мире есть много разных видов электростанций.

  • АЭС – атомные
  • ТЭС – тепловые
  • ВЭС – ветровые
  • ГЭС – гидроэлектростанции и т.д.

Однако, есть вид электростанций, на которые СМИ мало обращают внимание, хотя их потенциал огромен. Это ПЭС – приливные электростанции. Такие станции существуют уже давно, в том числе и в России еще с советских времен.

Суть ПЭС в том, что в море устанавливается дамба:

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

В эту дамбу монтируются гидроагрегаты (грубо говоря, турбины, вращаемые водой):

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Во время прилива уровень воды с одной стороны дамбы повышается и гидроагрегат вращается, вырабатывая ток.

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Во время отлива происходит обратная ситуация – вода вытекает назад и снова вращает турбины:

>

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Ну, так вот. Электрический потенциал ПЭС в Пенжинской губе оценивается… Хотя не, давайте я вам сначала назову мощности других электростанций, чтобы вы оценили масштаб.

  • Мощность блока Чернобыльской АЭС (который взорвался) – 1 гигаватт/час (1 миллиард ватт/час).
  • Все 4 блока АЭС, которую Россия строит в Турции – 4,8 ГВт/ч
  • Самая мощная ГЭС России (Саяно-Шушенская) – 6,4 ГВт
  • Самая мощная электростанция мира (китайская «Три ущелья», строительство которой даже немного притормозило вращение Земного шара) – 22,5 ГВт

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

И вот теперь оцените потенциал Пенжинской ПЭС – свыше 100 ГВт/час! То есть это примерно как 25 современных атомных станций, или как 5 китайских мега-ГЭС:

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

При этом, ПЭС:

  • Не выбрасывает углекислый газ и вообще не имеет выбросов
  • Имеет100% возобновляемый (бесконечный) источник энергии
  • Безопасна с точки зрения катастроф, т.к. в случае чего – никто не гибнет, ничто не загрязняется, не затапливается и т.д.
  • Выдаеточень низкую стоимость электроэнергии. По сравнению с солнечной и ветряной она вообще бесплатна, можно сказать

Так в чем проблема, почему не строим?

Задумки по строительству Пенжинской ПЭС существуют уже свыше 100 лет. Рассматривается два основных проекта:

  • Северный створ (21 ГВт)
  • Южный створ (87 ГВт)

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Были идеи строительства дамбы еще южнее – практически от самого Магадана:

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Такой вариант позволил бы сразу проложить сухопутную дорогу на Камчатку (до Магадана она уже есть), однако стоимость строительства в данном случае оказывается и вовсе запредельной.

Даже для самого скромного проекта (Северного створа) стоимость строительства оценивается в 60 миллиардов долларов! Это в 20 раз больше стоимости Крымского моста!

И бог бы с ними, с этими миллиардами. В конце концов, деньги можно было бы вернуть за счет продажи электричества, если бы...

Если бы электричество было кому продавать

Ведь в том регионе не живут люди, там нет промышленности. Мы с этого начали. Ближайшие потребители – Камчатка, Приморье, Хабаровский край, Сахалин, Магадан – уже обеспечены энергией и куда им девать еще 100 ГВт – пока непонятно.

Можно было бы попробовать протянуть линии в Японию, Китай, Корею – но все это:

  • А. Еще дороже, чем строительство самой станции (с учетом сложностей климата и географии)
  • Б. У них там тоже есть электростанции
  • В. Потери энергии при передачи на такие расстояния (3-4 тысячи километров) – колоссальны и неоправданны

Небольшая надежда есть

И все-таки, высказываются осторожные предположения, что Пенжинская ПЭС способна себя окупить, но несколько нестандартным путем.

Дело в том, что можно попробовать продавать не саму электроэнергию, а продукт, созданный с ее помощью. А именно – водород.

Поясню.

Уже давно говорят, что энергетика будущего – это водородная энергетика. На водороде будут ездить автомобили, летать самолеты и ракеты, отапливаться дома и работать заводы.

Водород 100% экологичен и неисчерпаем. Однако есть проблема – добывать его довольно дорого. Требуется много электроэнергии.

Однако, если у нас есть Пенжинская ПЭС с практически бесплатными 100 ГВт электроэнергии, мы можем:

  1. Построить прямо в губе завод по извлечению водорода из воды
  2. Сжижать водород и газовозами развозить его по миру

Какие плюсы получит Россия, если перегородит Охотское море дамбой

Таким образом, наша ПЭС становится, своего рода, планетарной батарейкой.

Согласитесь, проект прям-таки дух захватывает от своего масштаба и некой революционности. Все в духе Беляева и прочих фантастов.

Такой проект – это действительно замочная скважина, через которую можно заглянуть в будущее и совершенно иной энергетический уклад. Жалко только, что Пенжинская ПЭС так и остается проектом, о начале строительства никто речи пока не ведет.

Но кто знает, как все может измениться в будущем?

  • avatar
  • 1
  • .
  • +45

22 комментария

avatar
Я, кстати, ещё только читать начал — Беляев и Казанцев в голове всплыли, в положительном ключе… )
avatar
Извиняйте за сарказм, но суть такова не электростанцию строим для промышленности, а промышленность для электростанции. так сказать сломалась логика)
avatar
Тут скорее два-в-одном, симбиотики, один без другого не выживет
avatar
Тыж обычный миллениал среднего возраста. Тебе можно. Вопрос который в статье не раскрыт как энергию передать на расстояния когда закон ОМА сожрёт все выгоды. Учил в школе, не?
avatar
Стесняюсь спросить, что мне можно? Разбераться в энергетике?
Я даже не удивлюсь, что ты и в этом профессионал и даже не на уровне даже парочки десятков интернет статей и школьной программы, а диплом имеешь. И дипломный проект как раз по этой теме и сможешь не на пальцах объяснить
В магспейсе все и во всем профессионалы, только что-то в обычной жизни профессионалов ищут по несколько лет на работу)))
И в статье не раскрывается ещё один вопрос, как это построить)
avatar
Стесняюсь спросить, что мне можно? Разбераться в энергетике?
Миллениалам можно всё, например. С купленным например дипломом.
avatar
… что-то в обычной жизни профессионалов ищут по несколько лет на работу)))
И пусть дальше ищут.
Здесь уже всех кинули.
Дураки кончились.
Будут самолётами возить.
avatar
ща суперкопьютеры такие матерьялы выдумывают, что скоро будут суперпроводники при атмосферной температуре, а там и гядиш и при плюсовой.
avatar
Это же прожект из книги дона Лужково «Вода и мир»
  • YNK
  • 0
avatar
Многие проекты Сталина сейчас выполняются. От Крымского моста, до соединения Сахалина с транссибом.
avatar
На примере Сталина весь мир убедился, мобилизационными методами можно построить Крымский мост, но простоит недолго.
avatar
Как можешь заметить эти ошибки Сталина устранены.
avatar
Историография не допускает передергивания. Можно исправить только последствия исторических ошибок, но сами они уже навсегда остались фактами прошлого. Правдивое признание ошибок само по себе не устраняет ни их самих, ни их последствий. Школа правды учит закрыть страницу истории только после того, как будут сделаны выводы обычного порядка о том какие действия или бездействие сложились в тот самый результат ошибки.
А уж, как вы подчините результат нормам и стандартам настоящего, в собственных ли интересах или в интересах иных лиц снова рассудит история.
avatar
меня скорее с экологической точки зрения это интересует. Ежели три ущелья землю притормозило, то эта бандура землю вообще остановит? и как вообще море отреагирует на то что его изолировали так сказать. вся экосистема, то-се
avatar
о халявой селедке с горбушей что выбрасывается на ьерег можно забыть, хотя последние 4 года и так очень туго.
avatar
не остановит. Да и на экосистему можно наплевать. Да, если губу перегородить, то горбуша не сможет приходить в те речки, которые в губу впадают. Но «экосистема» не умрет, а изменится. Допустим, некоторый морской залив в результате извержения или землетрясения стал озером. И чо? Это катастрофа? Для фауны, жившей именно в заливе — возможно. Но там немедленно образуется фауна, живущая в озере. Для условной «природы» не изменится ничего.

Проект крайне интересный. Это задача будущего. Сродни добыче ништяков в космосе. В том месте люди не живут и не собираются. Место весьма отдаленное. И там есть большой ресурс. Задача: как его оттуда достать?
avatar
По водороду не получится. В обозримом будущем. Вся эта «водородная энергетика» — это на уровне хотелок младшеклассников. Не существует никаких технологий для этого: ни массового производства, ни хранения, ни транспортировки, ни применения (даже тупо сжигания). На сегодня EROI по водороду строго отрицательный, и никаких вариантов по выходу в плюс даже не просматривается. В сущности, их и не может быть, такова физика процесса. Единственный вариант — это использование водорода в качестве посредника для переноса одной (непременно халявной и большой энергии) в другую. Если первоначальная энергия халявная, а иных способов использования ее напрямую нет, то только тогда можно думать в эту сторону. Тем не менее, все технологические проблемы (точнее — непреодолимые проблемы) остаются, поэтому тут ничего не сделать.
Таким образом, гораздо проще создать технологию, позволяющую избежать потерь на передаче ЭЭ. Это хотя бы реально, хоть и требует времени и денег.

Тут просматриваются два пути.
Первый — наращивание напряжения при передаче, что прямо сокращает потери. Пока человечество прощупывает рубеж 1000 киловольт. Проблемы технологические, но принципиально решаемые. Полагаю, что на нескольких мегавольтах передача энергии на несколько тысяч км уже сможет стать рентабельной. Понятно, дело не сегодняшнего дня, но проблемой этой не занимаются со всеми силами. Станут заниматься — решение точно появится.
Второе — это высокотемпературная сверхпроводимость. «Высокотемпературная» — это хотя бы на уровне жидкого азота, но не жидкого гелия. Лабораторные результаты некоторые есть. Дело снова в углубленной разработке промышленной технологии. Как я понимаю, себестоимость охлаждения жидким азотом всей ЛЭП представляет собой какую-то конечную и вменяемую сумму с учетом прекращения потерь при передаче. Технологию представить себе тоже можно. Ведь мы передаем по трубам природный газ, нефть, дизель давно и запросто. Пусть там циркулирует жидкий азот, а внутри трубы будет проводник. Утеплить реально. Исполнимо.
avatar
В Питере сделали токопровод на сверхпроводниках.

В России создана самая длинная в мире сверхпроводящая кабельная линия



Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы успешно завершила испытания самой длинной в мире кабельной линии на основе высокотемпературных сверхпроводников, которая должна соединить две подстанции в Санкт-Петербурге.

После недавнего открытия высокотемпературных сверхпроводников с критической температурой выше температуры кипения азота учёные вновь вернулись к этому вопросу. Необходимость охлаждать сверхпроводники с меньшей критической температурой жидким гелием пропала, так что затраты на получение гелия больше не перечёркивают выгоду от использования сверхпроводящей линии. Более того, уже есть работающие образцы таких линий.

К примеру, в 2014 году в Германии построили и ввели в эксплуатацию линию длиной в один километр и напряжением в 10 киловольт. Теперь рекорд длины побит российской компанией.


ФСК ЕЭС построила и испытала крупнейшую в мире сверхпроводящую кабельную линию длиной 2,5 километра на основе высокотемпературного сверхпроводника Bi2Sr2Ca2Cu3O10+x с критической температурой в -165 градусов Цельсия.

Охлаждать проводник до сверхпроводящего состояния в такой линии можно жидким азотом, для чего над слоем изоляции в кабеле есть две трубы, между которыми циркулирует охлаждающая жидкость. Система охлаждения для 2,5-километрового кабеля потребляет 250 киловатт, при этом линия рассчитана на ток в 2500 ампер и напряжение 20 киловольт. В 2020 году она должна соединить две 330-киловольтные подстанции в Санкт-Петербурге.





Любопытно, что высокотемпературные сверхпроводники, называемые еще сверхпроводниками на основе купратов, были открыты в 1986 г.

Говоря простым языком физиков, ВТСП обеспечивается спариванием электронов и формированием из всей их совокупности единого коллективного квантового состояния.

Но как это делается, какие силы удерживают электроны в парах в ВТСП?

Хотя этот вопрос продолжает сильно интересовать физиков — теоретиков, практики уже серьезно пытаются использовать этот эффект в промышленности.

Применение высокотемпературных сверхпроводников — глобальный тренд для ряда отраслей промышленности, в тч энергетики.

В сетевом комплексе внедрение ВТСП КЛ позволяет:
— передавать большую мощность на низком напряжении,
— свести потери к минимуму,
— до 20% снизить затраты на сооружение линий.



Объекты внедрения ВТСП КЛ постоянного тока в схеме электроснабжения Санкт-Пепербурга


Технология эффективна при строительстве кольцевых схем и энергомостов, выдачи мощности станций, включая АЭС.

В мегаполисах использование ВТСП КЛ позволит:
— осуществлять более гибкую планировку застройки и расположения центров потребления за счет наращивания мощности по мере развития районов без необходимости прокладывания дополнительных кабельных линий,
— значительно понизить класс напряжения при передачи большой мощности.

Разработки ВТСП КЛ протяженностью в несколько километров ведутся в России, Японии, Республике Корея, ЕС и США.

Источники



У нас скоро датацентры будут жрать больше чем вырабатывается. Вот их рядом с такой ГЭС и строить. Оптику и вперёд.
avatar
avatar
Вот тут про перспективы водородного транспорта
avatar
ясен перец, что никаких перспектив нет.
К 2050 году почти четверть мировой потребности в энергии будет покрываться за счёт водорода, а его цена сравняется со стоимостью природного газа, следует из доклада Bloomberg.
а я женюсь на Анжелине Джоли (возрастом 25 лет) и заодно на Кире Найтли (возраста 20 лет) и еще на паре клевых телок одновременно. И смогу им всем засаживать по три раза в день каждой. Это произойдет к 2022 году, ага.
avatar
2.сабж. Полагаю нет необходимости перегораживать море «от берега до берега».
Такую дамбу просто вырвет с корнем.
При таких движениях(2 раза в сутки «туда» и 2 раза «обратно»), таких объёмов воды, достаточно будет просто плавучей конструкции в несколько десятков километров длиной.
Заякорить её посередине между берегами и всё.
А энергией заряжать плавучие аккумуляторы в форме огромных судов и отправлять заказчикам на разрядку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.