В свои времена эти технологии были передовыми, а сейчас выглядят нелепо

Сегодня мы живем в мире, где правят сенсорные экраны, системы распознавания лиц и машинное обучение. На данный момент это примеры самых передовых технологий. Но как выглядели передовые девайсы в середине прошлого века (XX века) или даже ранее? Какими видели люди ростки прогресса 50, 100, 150 и более лет назад? Посмотрим вместе, Камера Kodak K-24, снежный крейсер, убежище Моррисона, и еще 5 других изобретений.

1. Полицейский электрокар с узкой колеей для туннелей

До 1955 года Тоннель Холланда пешком патрулировали шесть сотрудников дорожной службы. Чтобы сократить число работников до четырёх, был разработан специальный автомобиль. Этот электрокар с пластиковым прозрачным корпусом передвигался по рельсам, расположенным на специальном подиуме. Малютка массой 1300 кг была всего 60 см в ширину, 3,3 м в длину и почти 2 м в высоту. Благодаря поворотному сидению патрульный мог двигаться в любую сторону со скоростью 10 или 20 километров в час. Силовым аппаратом служил электродвижок мощностью 3 лошадиных силы.

По данным The New York Times, патрульный автомобиль работал в Тоннеле Холланда до весны 2011 года, но использовалась более современная модель.

2. Антарктический вездеход Snow Cruiser

В 30-х годах прошлого века американец Томас Поултер участвовал в экспедиции в Антарктиду. Начальник группы попал в беду, а исследователь смог добраться к нему на гусеничных тракторах только с третьей попытки. Так у Поултера и возникла идея создать вездеход Snow Cruiser. Мужчина работал над проектом два года, чтобы получить машину, способную пройти по арктическим трещинам, которые незаметны под снегом. В 1939 году Томас Поултер презентовал свое детище сенаторам Конгресса США и убедил их профинансировать испытания. 15 ноября того же года стартовал северный поход.

Первую задачу — добраться до порта — крейсер выполнил успешно, а вот дальше начались трудности. Вездеходу нужно было дважды крест-накрест пересечь Антарктиду, преодолев 1700 км. Однако как только машина съехала на сушу, выяснилось, что она не способна ездить по снегу. Колеса проваливались на метр и не могли сдвинуть с места 34-тонную махину. С горем пополам крейсер прошел 148 км и остановился навсегда. Томас Поултер с командой пытались реанимировать Snow Cruiser, но ничего не вышло. Спустя две недели изобретатель быстро улетел обратно в США. Команда превратила вездеход в станцию, но через несколько месяцев не выдержали и они. В последний раз крейсер видели в 1958 году, точнее, торчавший из-под снега шест на предполагаемом месте его расположения.

3. Рельсовый цеппелин

Шиненцеппелин — рельсовый цеппелин — экспериментальный вагон-автомотриса с приводом от воздушного винта (аэровагон). Был разработан и создан немецким инженером-самолётостроителем Францем Крукенбергом в 1929 году. Движение автомотрисы осуществлялось с помощью воздушного винта, расположенного сзади. Был построен только один экземпляр.

Автомотриса была двухосной, с колёсной базой 19,6 м. Её общая длина составляла 25,85 метров, высота — 2,8 м. Был установлен 12-цилиндровый бензиновый авиационный двигатель BMW VI мощностью 600 лошадиных сил (450 кВт), который приводил в движение четырёхлопастный (в поздних вариантах двухлопастный) деревянный воздушный винт. Вагон мог перевозить до 40 пассажиров. Конструкция корпуса заимствована у дирижаблей (алюминиевый набор, обтянутый парусиной).

4. Свеча-будильник

В Китае издавна пользовались свечными часами. Зная скорость горения свечи из определённого материала, её размечали делениями, соответствующими единицам измерения времени. Такой прибор легко превращался в будильник: для этого около нужного деления вбивали гвоздик или подвешивали металлический шарик, которые, падая, издавали звон. Существовал также другой способ невизуального информирования о времени, для чего в разные отрезки фитиля добавляли различные пахучие травы.

5. Моторизованные ролики

В 1905 году изобретатель по фамилии Константини представил на выставке в Париже самоходные роликовые коньки собственного производства. Они были оснащены полуторасильными моторами, на поясе конькобежца находились аккумулятор и выключатель.

А несколькими годами позднее его коллега Мерсье несколько усовершенствовал моторизированные коньки (см. фото).

У коньков Мерсье двухтактный моторчик размещался лишь на одной ноге, и мощностью он был поменьше — до 1,25 «лошадки».

Создатель уверял, что его творение может разгоняться до 30 км — лихая по тем временам скорость! А запаса топлива должно было хватить на 50 км.

6. Фотокамера Kodak K-24

Американское произведение технического прогресса и Eastman Kodak. Создана в 1942 году на базе британской камеры F24, которая была разработана в 1920-х специально для военных аэрофотосъемок и позволяла получать снимки вполне высокой четкости с большой высоты.

K-24 — самая крупная фотокамера, применявшаяся «с рук». Главным образом ее устанавливали в самолеты-разведчики, в ручном режиме мало кто использовал. Есть версия, что парню на фото просто не повезло — стояла задача снять что-то сбоку от курса полета, причем объект находился далеко, а снимок требовался хороший.

Весь F24 составлял 20 фунтов, то есть около девяти кило. K-24 — вдвое легче. Более 9000 камер К-24 были изготовлены для съемок во время Второй мировой в тактических самолетах-разведчиках, включая Supermarine Spitfire, F-6 и De Havilland F-8 (модифицированный «Комар»).

7. «Убежище Моррисона»

Решетчатый ящик на фото — так называемое «убежище Моррисона». Или «стол Моррисона», потомки британцев до сих пор вспоминают, что у дедушек-бабушек сохранился такой, и те рассказывали, как обедали за ним. Был придуман для защиты мирных людей при вражеских бомбежках во времена Второй мировой. Снимок датирован мартом 1941 года, это, так сказать, демонстрационный образец.

Разработан инженером Джоном Бейкером и назван в честь министра внутренней безопасности Великобритании Герберта Моррисона. Представляет собой ящик из металлических пластин с металлическими же решетками. Габариты 2 метра на метр двадцать, 75 сантиметров в высоту. Предполагалось, что во время немецких бомбежек в нем будут искать спасения жители типичных британских двухэтажных домов, где нет погребов и подвалов.

Спасательные средства бесплатно давали семьям, чей ежегодный доход был меньше 400 фунтов. К концу 1941 года было роздано полмиллиона «убежищ Моррисона», а в 1943-м, когда ожидались атаки немецких «Фау-1», — еще 100 тысяч.

После войны Бейкер за свое изобретение получил награду от правительства — 5000 фунтов стерлингов. Весьма немалые тогда деньги.

8. Книжное колесо

Древний предок браузеров с окнами! Вот этой штуке 300 лет, стоит она в знаменитой Библиотеке Палафоксиана в мексиканском городе Пуэбла (некоторые специалисты считают ее первой общественной читальней в Америке). С ее помощью можно одновременно открыть семь книг! И ничего не зависает.

 

  • avatar
  • .
  • +4

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.