Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

«Ты думаешь картошка — это так просто, сварил и съел?» — этот вопрос Тоси из фильма «Девчата» поставил бы большинство европейцев XVШ века в тупик. Варить? Да ещё и есть?

Ну, а длинный список блюд из картофеля и вовсе поверг бы их в шок. В те далёкие времена картошку выращивали в основном для того, чтобы кормить скотину и не нарваться на штраф. Некоторые энтузиасты-ботаники возделывали картофельные грядки ради цветов картошки.

Путь картофеля к желудку европейцев был тернист и долог, но интересен.

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

Картофельная эстафета

Картофель пришёл в Европу из Южной Америки, где к картофельным клубням было особое отношение. Картошка — для коренных жителей Нового Света была буквально всему голова. Южноамериканские индейцы поклонялись картофельной богине, дочери богини земли; время отмеряли, отталкиваясь от времени варки картофеля; молили о хорошем урожае клубни, по форме напоминавшие человека; лечили картошкой почти все известные им болезни; знали несколько сотен сортов картофеля.

Испанские конкистадоры привезли картошку в Испанию в середине XVI века. Испанский король Филипп II оценил перуанские клубни и дал добро на выращивание картофеля и на снабжение картошкой испанской армии. Картошка как нельзя лучше годилась для прокорма солдат: её легко готовить, легко хранить, в ней много витаминов, в частности, витамина C, которым можно лечить цингу.

Также Филипп II отправил картофельный подарок в Ватикан, папе римскому Григорию XIII, а тот послал картофельные кустики нидерландскому ботанику Карлу Клузиусу. Ботанику понравились цветы картофеля, и он посадил картошку у себя на родине, но в пищу употребл*ть её и не думал — только лишь любовался цветами. Так картошка начала шествие по Европе.

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол


Чёртово яблоко

В Испании ели картошку, в Ирландии крестьяне горячо полюбили картофель, а в остальных странах желающих по собственной воле обедать заморскими клубнями было раз, два и обчёлся. Трудно приживался в Европе картофель. Прусский король Фридрих II пытался силой заставить своих подданных полюбит картофель. В 1756 году он издал указ, предписывающий всем крестьянам выращивать картошку под страхом штрафов и наказаний.

Крестьяне подчинились, но есть клубни всё равно не хотели. Считалось, что картошка вызывает проказу, поэтому картофельный урожай либо сжигали, либо скармливали свиньям. Картошку в народе прозвали «чёртовым яблоком». В итоге императору удалось склонить подданных к картофелю личным примером: он просто вкусил варёной картошки при всём честном народе.

«Вообще трудно ожидать улучшений в области сельского хозяйства, если сельский хозяин не убедится в пользе их посредством вразумительных доказательств, а ещё лучше — посредством примеров», — к такому выводу пришёл картофельный прусский король. Но окончательно Пруссия стала картофельной державой после Семилетней войны, когда картофель буквально спас пруссаков от голода.

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

В России наступили на те же грабли, что и Фридрих. Навязывание картошки при помощи штрафов, наказаний и ссылок не привело к успеху, более того, в 30-е и 40-е годы XIX века по Российской империи прокатилась волна картофельных бунтов. В итоге принудиловку отменили и стали насаждать картошку не кнутом, а пряником.

Во второй половине XIX века картошка наконец стала национальной русской едой. Человек-картошка

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

Любопытная история была во Франции.

В 1748 году французский парламент законодательно запретил выращивать картошку — французы официально закрепили европейские картофельные суеверия и домыслы. Законодатели были уверены, что перуанские клубни смертельно опасны для здоровья. Открыть французам картошку помог военный фармацевт Антуан-Огюстен Пармантье и опять-таки Семилетняя война.

Пармантье угодил в прусский плен, где несколько лет его рацион составляла исключительно картошка. Посаженный на картофельную диету учёный быстро сообразил, что картошка не так страшна, как её малюют во французском парламенте: во-первых — картофель съедобен, во-вторых — вкусен, в-третьих — полезен. Вернувшись на родину, Пармантье вознамерился накормить французов картошкой. Медленно, но верно он занимался продюсированием картофеля.

Благодаря усилиям Пармантье в 1772 году картофель был реабилитирован и объявлен съедобным, но картофельная одиссея учёного на этом не закончилась, ему ещё надо было победить церковь и убедить в пользе картофеля простых французов. Под предлогом того, что картошка не упоминается в Библии церковники запретили Пармантье выращивать на принадлежащей церкви земле.

Так получилась, что свои эксперименты с картофелем Пермантье проводил в садах и оранжереях Дома инвалидов, где он работал и где у него была своя лаборатория. Земля под домом принадлежала церкви, так что добиться запрета для учёного было легко, сложнее было запретить ему вообще работать в Доме инвалидов, но всё-таки церковникам удалась и эта пакость.

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

Пармантье не унывал и не думал отрекаться от картофеля, он продолжил рекламировать свои любимые клубни вдвое сильнее. Первым делом он направился к королю. Его картофельная презентация убедила Людовика XVI, его букет из картофельных цветков впечатлил Марию-Антуанетту.

Пармантье предложил заменить пшеницу картофелем и таким образом спасти французов от голода в неурожайные годы, и Людовик, обрадованный такой перспективой, выделил учёному поля под картошку. За популяризацию картошки среди дворян взялся сам император (он устраивал обеды, на которых подавали картофель), а крестьянам Пармантье разрекламировал картошку гениальным способом.

Он распорядился поставить на границе картофельных полей охрану и распустил слух, что стража охраняет что-то очень ценное. Стражники выглядели сурово, но службу несли спустя рукава, а на ночь и вовсе уходили домой. Запретный плод сладок, но и запретный клубень не менее вкусён, так что крестьяне к удовольствию Пармантье активно воровали картошку и употребляли её по назначению, так как на халяву тоже не только уксус сладок.

Окончательно закрепил картошку на столе французов голод, вызванный неурожаем пшеницы.

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол

«Франция не забудет, что вы нашли еду для бедных», — сказал однажды в адрес Прмантье Людовик XVI. Не забывала Франция Пармантье и после Людовика, и после революции. Пармантье прививал французов от оспы, основал школу хлебопечения, получил сахар их сахарной свёклы и много чего ещё полезного сделал. Помнят о заслугах Пармантье французы и сегодня.

 

Как картошка перестала быть опасной и попала к нам на стол
На его могиле на кладбище Пер-Лашез всегда лежат свежие картофелины.
  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.