Борьба за 6 млрд долларов. Как наши атомные ледоколы могут перестроить мировые транспортные маршруты

Борьба за 6 млрд долларов. Как наши атомные ледоколы могут перестроить мировые транспортные маршруты
В рамках проекта «Лидер» в России появятся три ледокола-гиганта

Северный морской путь. Им занимались еще Ломоносов и Менделеев, но только сейчас технологии доросли до уровня, когда по Арктике мы можем путешествовать, как по обычному океану.

Сейчас Египет получает 6 млрд долларов в год за то, что пропускает корабли через Суэцкий канал. В ближайшие 10 лет картина мировых транспортных магистралей может быть полностью переписана. Давайте разбираться, какие это выгоды может дать России.

Плюсы Северного морского пути очевидны. Если из Мурманска плыть в Иокогаму по обычному маршруту через Суэцкий канал — это расстояние 20,6 тыс км. По Северному морскому пути в два с лишним раза меньше — 9,3 тыс км.

Да и от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути придется проплыть лишь 14 тыс км против 23 тыс км через Суэцкий канал.

Экономические выгоды — гигантские. Экономия на обслуживании корабля и команды. А, главное — проезд через Суэцкий канал платный и там всегда огромные очереди из кораблей. Добавим сюда опасность нападения пиратов, которые хорошо освоили такой «бизнес».

С учетом того, что Северный морской путь открыт для международного судоходства, он становится выгодным маршрутом и для зарубежных компаний.

Цифры: Северный морской путь против Суэцкого канала

Сейчас Суэцкий канал приносит в казну Египта 6 млрд долларов. Можем ли мы претендовать на эти доходы?

Вот какую оценку экономической эффективности дала норвежская компания Tschudi Shipping Co.

Для грузового судна с грузоподъемностью 40 тыс тонн проход по Северному морскому пути из Европы в Японию займет на 22 дня меньше чем через Суэцкий канал. Это на 839 тыс долларов дешевле. Это плюс.

Но есть и дополнительные затраты. Стоимость ледокольного сопровождения достигает около 400 тыс долларов. Плюс страховые взносы и потенциальная опасность на несколько недель застрять во льдах.

С другой стороны, проход через Суэцкий канал стоит от 8 до 12 долларов за тонну. Один только пропуск может обойтись в фантастические 480 тыс долларов!

Экономическая выгода — это хорошо. Но ведь путь лежит по льдам, в суровых погодных условиях.

Поморы, Ломоносов и Менделеев. Как осваивали русский север

С середины XVI века англичане пытались изучить этот путь, но все попытки ни к чему не привели — дальше Новой Земли им продвинуться не удалось.

Русские использовали этот путь еще с XIV века — поморы (народность, проживающая на берегах Белого моря) плавали по нему к уральским горам.

Впервые значимость Северного морского пути осознал царь Михаил Романов. И под страхом смертной казни запретил им пользоваться! Причина проста — у голландцев и англичан был, на тот момент, лучший флот в мире. И царь, не без основания, опасался, что европейцы смогут основать свои ресурсные колонии в Сибири.

Сторонником развития Северного морского пути выступил Михаил Ломоносов. Он предлагал пойти дальше и использовать путь вплоть до Дальнего Востока. Но технологически люди тогда были к этому не готовы.

Борьба за 6 млрд долларов. Как наши атомные ледоколы могут перестроить мировые транспортные маршруты
Ледокол «Ермак», в проектировании которого участвовал химик Дмитрий Менделеев


При активном участии Дмитрия Менделеев и адмирала Степана Макарова был спроектирован ледокол «Ермак», призванный пройти по Северному морскому пути. Это был первый в истории человечества ледокол арктического класса. Он успешно пробивал льды толщиной 2 метра.

Сперва «Ермак» выполнял важные, но простые миссии — вызволял обычные корабли, застрявшие во льдах европейских морей. Исследование севера давалось тяжело. «Ермак» наткнулся на торосы — нагромождения льда свыше 10 метров, и был поврежден.

Во время Второй мировой войны Северный морской путь стал одной из важнейших транспортных магистралей. Именно по нему поступали грузы по лендлизу — союзнической помощи Великобритании и США.

Нацисты понимали важность Северного морского пути для СССР. Отправляли тяжелый флот и много раз атаковали наши форпосты здесь. Но все попытки немцев с треском провалились.

Преимущества атома

Новый этап освоения Северного морского пути связан с атомной промышленностью. Атомный ледокол «Ленин» существенно расширил возможности ледоколов по проходимости и автономности работы. А топлива ему хватало — всего 45 граммов в сутки.

Борьба за 6 млрд долларов. Как наши атомные ледоколы могут перестроить мировые транспортные маршруты

 

Знаменитый ледокол «Ленин» — его изображения в СССР были везде от почтовых марок и до плакатов на стене



Кроме мощности атомной силовой установки низкая потребность в топливе делает атомные ледоколы такими полезными в освоении Арктики. Ведь дозаправиться по дороге негде!

Сейчас Северный морской путь активно используется нашими крупнейшими компаниями: «Роснефть», «Норникель», «Газпром» и т д. Без него разработка большинства современных месторождений станет экономически бессмысленной.

У России в планах — активное освоение этого маршрута. В 2019 году объем перевозок грузов вырос на 63% и превысил показатель в 26 млн тонн. В дальнейшем планируется придерживаться также двузначных темпов роста объема. Бурное развитие и его экономическая значимость для страны требует и соответствующей инфраструктуры.

Оператором Северного морского пути является Росатом. Госкорпорация также держит флот из пяти атомных ледоколов.

Сейчас Росатом и Роснефть реализуют проект «Лидер» по созданию настоящих монстров. Три новых гигантских ледокола смогут проводить по маршруту крупнотоннажные суда, что существенно увеличит пропускную способность маршрута. Ведь ширина колеи будет 50 метров.

При этом свободно пробивать лед толщиной до 5 метров! Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдами толщиной 3-5 метров, поэтому у ледоколов не будет никаких преград о освоении Арктики.

Получив такой флот Россия сможет куда эффективнее конкурировать с Суэцким каналом, который сейчас контролирует Египет. Тогда по Северному морскому пути смогут свободно ходить крупные танкеры, и им будет гораздо дешевле заказать сопровождение наших ледоколов, чем мучиться в очередях и платить огромные пошлины.

Новый источник дохода для российского бюджета. Да еще и интеллектуальный — ведь он идет за счет развития атомных технологий. По-моему, прекрасная мотивирующая история.

А что на Западе

На Западе есть свой морской путь — так называемый Северо-Западный проход. Его много раз пытались освоить в XVIII-XIX вв. Будь условия его освоения менее суровыми, он дал бы колоссальное экономическое преимущество! Но затраты на его создание несоизмеримо больше выгоды, и дешевле получилось прорыть Панамский канал.

Но на Западе не бросают попыток освоить Северо-Западный проход. Развитие технологий и потепление климата, возможно, со временем, сделают этот маршрут более доступным.

  • avatar
  • .
  • +20

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.