Салемские ведьмы. Что происходит с Америкой

В 1692 году в городе Сейлем (или Салем), провинция Массачусетс-Бэй, по обвинению в колдовстве были повешены 19 человек. Очень мало на свете людей, которые не слышали эту историю. Но еще меньше почему-то тех, кто может внятно объяснить, что же там такого ведьмовского случилось и почему вдруг американцы ни с того ни с сего начали лютовать.
 
Эта тема чудовищно замусорена. Наберите в поиске «салемские ведьмы», и вам выпадут ссылки на 100500 сочинений с названиями вроде «Истинная история салемских ведьм», «Исповедь салемской ведьмы», «Салемская ведьма. Как я полюбила» и проч. Т. е. мы сталкиваемся с ярким примером того как исторические события становятся не предметом изучения историков, а объектом массовой культуры на одном уровне с «жертвами царизма» и «сталинскими репрессиями». Проще говоря, это миф.

Салемские ведьмы. Что происходит с Америкой

Весь XVII век Англию, которую мы привыкли воспринимать как страну тихую и непассионарную, трясло. И люди, которым эта перманентная гражданская война не нравилась, уезжали из Англии, — в основном в Америку, потому что на европейском континенте тоже шла непрекращающаяся мясорубка. По итогам этих религиозных войн Англия-то и стала той зеленой и тоскливой конституционной монархией, какой мы знаем ее сейчас.

Историки часто рассуждают в том духе, что в Англии в XVII веке случилась буржуазная революция. Но давайте рассуждать здраво: что это за революция-то такая? Это смена каких-то классов? Нет, класс богатеньких лордов-землевладельцев как был у власти, так и остался. Часть этих лордов занялась торговлей, вложилась в Ост-Индскую компанию, но принципиальной смены элит не произошло. Всё те же имена, титулы, снобизм всё тот же аристократический. Нет, нет, друзья мои, это не революция. Это что-то другое совсем. Но что?
 
А вот что. На смену пуританским (Кромвель) или католическим (Гай Фокс) фанатикам, проповедникам, милленаристам, террористам и «железнобоким» кавалерам пришло новое, среднепассионарное поколение людей, которые не готовы уже жертвовать собой во имя великой религиозной идеи. У них есть амбиции, но эти амбиции очень приземленны, «буржуазны». Дом построить, садик разбить, книжку интересную почитать, сатиру анонимно в журнале «Спектейтор» тиснуть, — вот чем ограничиваются идеалы таких людей. Понимаете? Эти люди даже в церковь ходят уже только по праздникам, а большую часть времени проводят в клубе или масонской ложе, т. е. там, где есть вино, друзья и умные разговоры.
 
Вот этот переход к новой этносоциальной парадигме, который в Англии долго назревал и окончательно случился в 1688 году с падением власти Стюартов, он становится заметен в это время и в Америке. «К 1692 году люди Сейлема были уже не те, что прибыли сюда на „Мэйфлауэре“, — лаконично замечает в своей пьесе «The Crucible» Артур Миллер. — Старая дисциплина уже тяготила людей, и бытие представлялось простому жителю неразрешимым и запутанным, потому что продолжали действовать старые законы неумолимого пуританства».

Расшифруем, что же произошло. Первое поколение колонистов, которое прибыло в Америку, было и в самом деле фанатично предано пуританским идеалам, это были люди, которые фактически поплыли через Атлантический океан строить Новый Иерусалим (Сейлем — это и есть сокращение от «Иерусалим»), Царство Божие на земле. Но прошло каких-то 70 лет, и фанатизм начал сдуваться. Во-первых, потому что часть приехавших пассионариев гибла от голода, болезней и стрел индейцев. А во-вторых, потому что из Европы постоянно прибывали новые люди, которые в массе своей не были уже так пассионарны, а больше тяготели к вот этой новой «буржуазной» парадигме, к идеалам крепкой семьи и богатства, но не Царства Божия. Не главное это. Главное в том, чтобы разбогатеть, детишек нарожать и образование им приличное дать. Вот это важно.
 
К концу XVII века строгие пуританские нравы начали размываться, потому что стала меняться социальная структура пуританских городков. Появилось много чужаков. «Понаехали» люди сомнительного происхождения или занятия, какие-то авантюристы, пираты и мелкие дельцы. Эти люди церковь посещают уже нерегулярно, земных поклонов не бьют, гимнов протестантских с выпученными от счастья глазами не поют и т. д. Ультрапассионарность «отцов-пилигримов» (будем называть это U-тип, ультра-тип) была за два-три поколения сильно разбавлена M-типом (от лат. medium или англ. middle) социального поведения.
 
Такая ломка очень болезненна. Она всегда оборачивается грызней, резней, революцией или гражданской войной. В Сейлеме эта ломка привела к «охоте на ведьм». Вот что там произошло.
 
В январе 1692 года у двух салемских девочек: 9-летней Элизабет Пэррис и 11-летней Эбигейл Уильямс (дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса) начались странные припадки. Девочки бились в конвульсиях, принимали странные позы, кричали, прятались под кровать и говорили, что их тело как будто колют иголками. Преподобный Пэррис стал читать молитвы. Услышав молитву, девочки начали кричать и плеваться. Позвали доктора. Доктор осмотрел девочек и сказал, что это колдовство.
 
Очень скоро похожие симптомы появились и у соседских девочек. Родители заорали, запсиховали и стали искать кого-нибудь, кто виноват в этом колдовстве. «НА МОЮ ДЕТОЧКУ НАСЛАЛИ ПОРЧУ!!! А-А-А!!! Кто-то в этом виноват! Я не знаю, кто! Цыгане, евреи, таджики, не знаю кто!!! Иди ищи, ты мужик или сопля?!»

Салемские ведьмы. Что происходит с Америкой

Евреев в Сейлеме, по-видимому, не было, цыган тоже. Стали думать. И придумали! В доме Пэррисов была чернокожая служанка по имени Титуба (некоторые считают, что она была индианка). Спросили у девочек. Девочки сказали, что, да, о чем-то таком колдовском они с ней говорили. Ну точно ведьма.
 
1 марта Титубу арестовали. Но этого разгневанным родителям показалось мало, и арестовали еще двух «ведьм»: Сару Гуд и Сару Осборн, женщин с сомнительной, как говорят в таких случаях, репутацией. Сара Гуд была, по-русски говоря, бомжиха, а Сара Осборн — старуха, которая жила на отшибе. Все они не ходили в церковь, потому что пуританское большинство задолго до того записало их в изгои. Такие изгои, бомжи, уличные проститутки и «городские сумасшедшие» есть в любом провинциальном городке, вот уж поверьте мне, как человеку, который родился и вырос в провинциальном городке. И когда что-нибудь случается, первое подозрение всегда падает на них, просто потому что их никто не любит.
 
Решили провести очную ставку. Привели больных девочек к подозреваемым. Девочки их увидели, упали на пол и начали немедленно корчиться и плеваться. Потом, значит, пришли к 4-летней дочери Сары Гуд и прямо спросили у нее, ведьма ее мама или нет. Девочка заплакала и сказала, конечно же, что ее мама ведьма, и что она сама ведьма, потому что хочет к маме.
 
Ну, т. е. доказательств какой-то вины у следствия не было, разных там улик, кукол вуду, котлов, метел и рукописей, на человеческой коже написанных, не было, а были только слова запуганных девчонок. И некоторые жители Сейлема стали усмехаться и говорить, что это всё это ерунда, нужно всех освободить. Как вы думаете, что произошло дальше?
 
Людей, которые начали так говорить, тоже обвинили в колдовстве и арестовали (в апреле 1692 года). И вот это уже очень интересно для внимательного историка, потому что новоарестованные «ведьмы» не были инородцами или «городскими сумасшедшими», которые неизбежно первыми попадают под каток репрессий всегда, а ровно наоборот — ревностными пуританскими прихожанами и прихожанками. Марта Кори, Ребекка Нёрс, Рэйчел Клинтон, Сара Клойс, Элизабет Проктор, Джон Проктор и другие, судя по документам, были-то как раз честные, пассионарные протестанты, читавшие Библию и молившиеся Богу! Арестовали даже бывшего пастора Джорджа Берроуза, на том основании, что одна из больных девочек, Энн Патнэм, заявила, что к ней приходил «призрак» некоего священника, который ее душил.

Салемские ведьмы. Что происходит с Америкой

Т. е. всё на 180 градусов иначе, чем нам это обычно рассказывают. Салемский процесс не был никакой «охотой на ведьм»! Это была зачистка пуританской общины от людей слишком умных и пассионарных, незаметное уничтожение изначальных, базовых принципов вот этого Царства Божия, которое здесь в 1620-х гг было основано!
 
Это становится очевидным, когда мы начинаем изучать фигуры судей. Уильям Стафтон, например, главный судья на процессе. Выпускник Гарварда по специальности «богословие». Пуританский проповедник, в кромвелевские времена поехал в Англию нести свет Божий, но ничего особенного не добился. Так, потусил там какое-то время и занялся мелкими земельными делами. Коттон Мэзер, главный идейный вдохновитель «охоты». Тоже священник, писатель, публицист, болтун, ученый-любитель. Книжки, им написанные, откровенно вульгарны. Ну, т. е. это люди невыдающиеся, не ахти какие пассионарии, M-тип, а не U-тип.
 
Вот такие-то мелкобуржуазные товарищи и начали в мае 1692 года судебный процесс, который всем теперь известен под именем Салемского. Честно говоря, назвать это судом не поворачивается язык потому хотя бы, что «ведьм» никто не защищал. Это было больше похоже на богословский диспут. Обвинители доказывали, что «ведьмы» как бы дали дьяволу согласие на то чтобы он в них вселился и пришел мучать в их образе бедных девочек, их оппоненты доказывали, что обвиняемые такого согласия не давали. Типичный протестантский спор, короче, о предопределении и свободе воли.
 
2 июня суд признал виновной 60-летнюю женщину по имени Бриджет Бишоп, через неделю она была повешена. 19 июля были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. 19 августа повесили бывшего пастора Берроуза. 19 сентября во время пытки скончался Джайлз Кори. Через три дня повесили его жену и еще нескольких женщин. Никто из «ведьм» не признал своей вины, ровно наоборот, до самого конца они продолжали настаивать, что являются честными христианами, из чего следует, что они и самом деле были хорошие, пассионарные люди, верные Богу, а не какие-то ужасные дьяволопоклонники. «Я не бо́льшая ведьма, чем вы колдуны», — сказала перед смертью Сара Гуд. Пастор Берроуз читал молитву. Джайлз Кори терпел пытку.
 
Салемская истерика закончилась только когда под подозрение в колдовстве попала жена губернатора Массачусетса. Губернатор малость подофигел и всех обвиняемых (в числе которых было тогда несколько беременных женщин) освободил.
 
Я повторю еще раз: Салемский процесс не был никакой «охотой на ведьм». Это была «охота на слишком пассионарных христиан», «стариков», носителей первичной идеи построения Царства Божия в Америке. Приглядитесь внимательно, и вы увидите, по какому признаку осуществлялась эта резня. Почти все повешенные — люди старшего поколения. Джайлзу Кори было 80 лет, его жене Марте — 72, Джорджу Джейкобсу — 83! Некоторые из повешенных были старше чем пуританская, да благословит ее Господь, Америка!
 
Салемский процесс — это четкий индикатор смены «цвета времени». Это своеобразная «фотография» этносоциальных процессов рубежа XVII—XVIII вв. Меняется мир. Мораль меняется. Всё становится другим, более светским, более либеральным. И вот почему реабилитация жертв Салемского процесса, которая случилась очень быстро, важна не менее, чем сам позорный суд. Уже в 1697 году судьи признали, что допустили ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным официально, в 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах и выплатили их наследникам компенсацию.
 
Это такой, знаете, забавный пример мухлежа, когда сначала физически уничтожают противника, а потом делают из его смерти культ, который работает уже на новую, победившую мораль, в данном случае — либеральную. Сейлем — это миф, который три века разрастался, вбирал в себя всё новые детали, пока не превратился в фэнтезийно-либеральный культ «настоящих ведьм из Сейлема», в попсу и пошлятину, в комикс и телесериал.
 
Выбросьте уже эти книжки и телесериалы в мусорку! В основе Салемского процесса – обывательская истерика и бытовой расизм, а не дьявол и волшебство. «Одержимость» салемских девочек легко объяснить рационально (отравлением спорыньей или ртутью, например). Т. е. дьявол тут вообще не причем. Можно вспомнить режиссера Бортко, утверждавшего на съемках «Мастера и Маргариты», что ничего сверхъестественного в романе Булгакова нет, это всего лишь социальная драма.
 
Вас обманывают вот уже 300 лет, друзья. Вам рассказывают, что в городе Сейлем были плохие мракобесы-пуритане, которые убили неких хороших, «свободных», «либеральных» ведьм. Это полная чушь, потому что: а) никаких «ведьм» в Сейлеме никогда не было; б) убивали не «ведьм», а негров, бомжей и ставших как раз ненужными новому, либеральному обществу стариков-пуритан. Вот что произошло в Сейлеме. АМЕРИКАНСКИЙ БОГ ПОЖРАЛ СВОИХ ДЕТЕЙ.

Салемские ведьмы. Что происходит с Америкой
  • avatar
  • .
  • +8

1 комментарий

avatar
Текст большой, но бестолковый. Последний абзац вообще фееричен. Да и в философских категориях автор не шибко силён. В такие вещи, как предопределение, например, слабо втыкает.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.