Курьеры на велосипедах вместо самолетов

Все отчетливее проступают контуры нового технологического уклада из дерьма и палок. Испанский стартап Glovo (курьерская доставка) с амбициозным 27-летним боссом и растущей армией компьютерных специалистов молниеносно разрастается на международном уровне за счет экономии на условиях труда курьеров.

Четыре года назад Оскар Пьер бросил свою первую работу в Airbus, крупнейшей аэрокосмической группе Европы. Сейчас в компании соучредителя и генерального директора Glovo — основанной на телефонном приложении курьерской службы доставки — работает 1500 сотрудников в 26 странах, половина из них — в его родном городе Барселоне, где находится штаб-квартира компании.

«Я искал другой ритм», — говорит худощавый бывший авиационный инженер, выходец из семьи предпринимателей, объясняя, что авиационная промышленность показалась ему «немного медлительной».

У входа в штаб-квартиру Glovo лежит несколько желтых рюкзаков. Именно такие используют 50 000 курьеров фирмы для доставки еды из ресторанов, а также подгузников, лекарств, цветов и других товаров на велосипедах или мотоциклах в 288 городах по всему миру.

Потому что в отличие от своих конкурентов — Deliveroo и UberEats, — Glovo не просто доставляет еду. «Закажите всё, что вы хотите», — говорит приложение своим клиентам.

Glovo движется к цели 250 миллионов евро от продаж в этом году, — утверждает Пьер, что на 200% больше, чем в 2018 году, когда продажи зафиксировали 350-процентный рост по сравнению с предыдущим годом.

С момента своего основания в 2015 году компания привлекла от инвесторов 460 миллионов евро, а недавно получила статус «Единорога» — стартапа стоимостью более 1 миллиарда долларов.

«Это вызывает головокружение, это большое давление, но в то же время мы это делаем потому, что мы знаем, что это уникально — жить так», — сказал Пьер в штаб-квартире Glovo.

Glovo уже зарабатывает деньги в Испании, Италии и Португалии, и Пьер ожидает, что компания в целом будет прибыльной «в течение 18 месяцев».

Стратегия компании предполагает экспансию там, где она сталкивается с меньшей конкуренцией, чем в Западной Европе, — в Латинской Америке, Украине, Марокко и Кот-д’Ивуаре.

Для ускорения доставки используются алгоритмы, разработанные сотнями инженеров, и Glovo планирует нанять еще 300 новых сотрудников для своей ИТ-команды в 2020 году.

«Мы должны выбрать модель машинного обучения, которая способна оценить, сколько времени займет подготовка заказа, и только потом сказать курьеру, чтобы он прибыл на место как можно быстрее, но точно в то время, когда заказ будет готов к получению», — объясняет Мустафа Сезгин, руководитель IT-подразделения компании.

Доставки еды формируют три четверти доходов Glovo, но «нам нравится думать, что еда — это начало чего-то гораздо большего», так же как Amazon начал с продажи книги, — мечтает Пьер.

У Glovo уже есть семь так называемых «темных супермаркетов» — распределительных центров, заполненных продуктами, которые закрыты для публики и где курьеры могут забирать товар. Планируется открыть 100 таких объектов к 2021 году.

Цель состоит в том, чтобы обеспечить доставку в течение 15 минут.

Приложение Glovo вскоре можно будет использовать для бронирования столиков в ресторанах, покупки билетов в кино или получения услуг по ремонту.

Но этот амбициозный проект в Испании столкнулся с жалобами на условия труда курьеров Glovo, которые устроили несколько забастовок. Они жалуются на сильное давление, которое на них оказывается для ускорения доставки, и невозможность заработать достойную зарплату.

Двадцать один курьер обратился в суд, обвинив Glovo в том, что компания рассматривает их как «фрилансеров» вместо того, чтобы предоставить им официальные контракты, обязывающие фирму платить налоги на их социальное обеспечение.

Суды выносили решения в пользу курьеров 11 раз, в пользу Glovo — 10 раз. Испанская система социального обеспечения потребовала от Glovo выплатить сотни тысяч евро задолженности за сотни курьеров.

Пьер утверждает, что вопрос заключается не в том, являются ли курьеры «работниками, или же фрилансерами». «Это новая парадигма», которая нуждается в «новых правилах», — сказал он.

Пьер говорит, что 60% курьеров Glovo работают неполный рабочий день и пользуются «гибким графиком». Чтобы увеличить доходы водителей, Glovo работает над улучшением приложения, чтобы они могли делать три доставки в час, а не две, как сегодня, — добавил он.

Современные технологии делают это возможным, — порадовал Пьер.

PS. Все отчетливее проступают контуры «нового технологического уклада» — больше работать, и меньше получать. Это старо, как мир — но теперь рабов хлещут финансовой плёткой через компьютерное приложение! Прогресс!

Все признаки успешного стартапа — молодой харизматичный лидер, минимум физической собственности, модные баззворды вроде «Машинное обучение». И вот уже 28-летний ботаник создал структуру, якобы стоящую миллиард долларов. Все эти «эксперды» на оплате либо не могут понять, либо понимают и скрывают, что подобные миллиардные Глобы создаются только в прессе, с криками о прорыве зеленого ростка выходят на IPO, где их скупают финасовые шестерки от ФРС, и вот он профит — можно дальше рисовать рост ВВП и под него печатать труляля.

Не — вы правда думаете, что курьеры с рюкзаками на великах это какое-то новое слово в бизнесе? Что волшебное приложение на смартфоне всё изменило?

По-настоящему великие нации (например, русские) сосредоточатся на физическом производстве этих товаров (без которых курьеры и околокурьеры превратятся в толпы нищих клоунов).

  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.