Семь предсказаний научных фантастов, которые могут стать реальностью к 2050 году

Лет 100 назад люди даже не догадывались, в каком технологически развитом обществе будут жить их потомки.

Писатели, работающие в жанре научной фантастики, пытались представить города будущего, опираясь на научные достижения своего времени, и показать это в художественных произведениях публике, которая, возможно, даже верить не хотела в вероятность такого прогресса.

Конечно, когда в воздухе витает предчувствие большой войны, а голод и постоянная физическая усталость от непосильного труда являются частью реальности огромного слоя общества, рассказы о технологическом рае будущего сложно воспринимать всерьез.

Тем не менее, авторам-фантастам конца XIX — начала XX века удалось “поймать техническую волну” своего времени и сделать ряд предсказаний, которые сбылись.

Так было предсказано появление вертолета (в романе Жюля Верна “Робур-завоеватель”, 1886 год), банковских карт (утопия “Взгляд назад” Эдварда Беллами, 1888 год), сети Интернет (в рассказе “Из “Лондонской Таймс” за 1904”, 1898 год), атомной бомбы (в романе Герберта Уэллса “Мир освобожденный”, 1914 год), и, наконец, космических кораблей (в романе “Аэлита”, 1923 год).

Давайте посмотрим, какие еще прогнозы, сделанные фантастами в своих произведениях о середине XXI века, скоро могут воплотиться в реальность.

1. “Марсианские хроники”, Рэй Брэдбери (1950)

 
Обложка книги Марсианские хроники (1980)
Обложка книги Марсианские хроники (1980)

Красная планета уже долгое время привлекает ученых своими “потенциально доброжелательными условиями”, подходящими для колонизации. В 1950 году Рэй Брэдбери в своих “Марсианских хрониках”, где действие происходит в середине XXI века (в 1997 году “Хроники” переиздали и изменили датировку событий с 1999-2026 на 2030-2057 годы), рассказал о попытке “приручить” космического соседа Земли.

Конечно, в рассказах Брэдбери переселение выглядело несколько поэтично, в отличие от того, как бы этот процесс проходил с научной точки зрения. Но писателя можно понять. В то время о Марсе знали совсем немного. Однако прошли годы, и теперь у ученых достаточно информации о Красной планете, чтобы предпринять попытки ее колонизации.

Этой мыслью серьезно обеспокоен основатель компании SpaceX Илон Маск. По его мнению, к 2050 году Марс уже может быть освоен людьми. Два года назад миллиардер представил подробный план колонизации, который предполагает строительство на поверхности Красной планеты автономного поселения. Также Маск планирует создать транспортную систему Big Falcon Rocket (BFR), включающую в себя ракету и космический корабль, призванные доставить груз и человека к Красной планете.

Работает в этом направлении и NASA. Агентство разрабатывает специальные теплицы, в которых будущие колонисты смогут выращивать овощи для питания и растения, необходимые для поддержания жизнеобеспечения в замкнутом пространстве.

2. “И грянул гром”, Рэй Брэдбери (1952)

 
Кадр из кинофильма И грянул гром (2004)
Кадр из кинофильма И грянул гром (2004)

В рассказе Рэя Брэдбери “И грянул гром” читатель переносится в 2055 год. По сюжету, корпорация Time Safari Inc. организует для богатых людей путешествие во времени в мезозойскую эру, где они могут пробудить свои охотничьи инстинкты и поучаствовать в доисторическом сафари: в охоте на динозавра.

Главное условие — не сходить с тропы, иначе можно что-нибудь задеть и в результате повлиять на будущее. Увидев динозавра, главный герой пугается, сходит с тропы, нечаянно наступает на бабочку и по возвращении домой, обнаруживает, что мир изменился.

В литературе идея путешествия во времени появляется с конца XIX века. Впервые она встречается у Герберта Уэллса в “Машине времени”. Затем ее подхватывают другие писатели и проносят через года, меняя лишь декорации и героев. В сознании людей укореняется аксиома, что межвременное путешествие — это только лишь фантастика, которая никогда не станет реальностью.

Хотя физики и разделились на два лагеря в вопросе путешествий во времени: одни утверждают, что это возможно, другие, что нет, не прекращаются попытки найти ту заветную формулу, с помощью которой мы могли бы совершать скачки вперед или назад на тысячи, а то и миллионы лет.

В конце августа этого года группа физиков из Канады и США заявила, что им удалось разработать математическую модель машины времени TARDIS на основе Общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Правда, воплотить саму машину в жизнь пока не получается. Ученые говорят, что им необходим еще неоткрытый материал, который они назвали экзотической материей, чтобы можно было изгибать пространство-время.

За моделью физиков стоит концепция четырехмерного пространства. Ученые предлагают воспринимать Вселенную одновременно сразу в четырех измерениях (ширина, высота, длина и время). По их мнению, это бы позволило использовать пространственно-временной континуум “во всех направлениях времени и пространства в кривизне Вселенной”.

3. “Космическая одиссея”, Артур Кларк (1968-1997)

 
Обложка книги 2001: Космическая одиссея
Обложка книги 2001: Космическая одиссея

В основе научно-фантастической саги лежит сюжет, показывающий, до какой степени в будущем может развиться человек, чьи интеллектуальные способности и знания были ранее приобретены при помощи инопланетного разума.

Серия состоит из четырех книг:

1. «2001: Космическая Одиссея»

2. «2010: Одиссея Два»

3. «2061: Одиссея Три»

4. «3001: Последняя Одиссея».

Первая книга была написана в далеком 1967 году. Любопытно, что в этом романе Кларк предсказал вещи, которые в 2001 году сбылись на самом деле: появились переносные карманные компьютеры, впервые произошло исследование атмосферы Юпитера, начали повторно использовать первые ступени ракет.

В романе «2061: Одиссея Три» Кларк предположил, что в середине XXI века человечество освоит большую часть планет Солнечной системы и будет использовать космические аппараты, работающие на принципе ядерного синтеза, “активированного” при помощи мюонов (мюонном катализе). Современные ученые, правда, пока не рассматривают работу космических аппаратов на таком синтезе, отчасти потому, что не видят в нем энергетического потенциала.

4. “Контакт”, Карл Саган (1997)

 
Кадр из фильма Контакт (1997)
Кадр из фильма Контакт (1997)

Научно-фантастический роман американского астронома Карла Сагана посвящен теме встречи людей с разумными инопланетянами.

Энтузиаст и участник проектов по поиску внеземных цивилизаций (SETI) Саган показал в своем романе, что первый контакт с представителями разумной внеземной жизни будет установлен через радиосигналы, а затем при помощи специальной пространственно-временной машины произойдет и первая встреча. Также в книге показано то, как человечество воспринимает саму идею общения с “другой жизнью”.

Многие ученые, в том числе и известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон, считают, что уже в середине XXI века специалистам удастся подтвердить существование инопланетных цивилизаций или благодаря радиоастрономии, или по признаку наличия в атмосфере далеких планет биомаркеров — своеобразных следов живых организмов.

5. “Прибытие”, Дени Вильнев (2016)

 
Кадр из фильма Прибытие (2016)
Кадр из фильма Прибытие (2016)

Если встреча людей с разумными инопланетянами состоится, то как они смогут общаться между собой? И смогут ли вообще?

Эту тему в 1977 году поднял Стивен Спилберг в своем фильме “Близкие контакты третьей степени”, в котором такой “разговор” проходил посредством музыкальных нот. Современные ученые считают, что музыка вряд ли подойдет для общения.

Чуть позже, в 2016 году, на экраны вышел еще один похожий научно-фантастический фильм “Прибытие”, снятый по мотивам рассказа Теда Чана “История твоей жизни” (вышел в свет в 1998 году).

Создатели фильма консультировались с профессорами лингвистики, среди которых была и Джессика Кун из Университета Макгилла в Канаде, чтобы понять, как именно поведет себя лингвист, если он вступит в контакт с носителем внеземного языка.

Вся сюжетная линия в “Прибытии” строится на научной гипотезе, получившей название Сепира-Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка определяет (влияет) то, как мы ощущаем и воспринимаем мир. Другим словами, мышление формируется на основании того языка, который мы используем в повседневной жизни.

В конечном итоге, в фильме земляне и инопланетные гости нашли общий язык. По мнению некоторых специалистов, такое вполне возможно и в реальности, правда, если другая цивилизация действительно где-то существует и однажды захочет выйти с нами на связь.

Один из таких специалистов — “отец современной лингвистики” Наом Хомский. Уже давно ученый продвигает свою гипотезу так называемой “универсальной грамматики”. Вот что он говорил о своей гипотезе в 2018 году в Лос-Анджелесе на семинаре METI (Messaging Extraterrestrial Intelligence) “Общение в космосе”:

Уже более десяти лет я рассказываю всем об этой “универсальной грамматике”, которая служит основой для всех человеческих языков. Я не перестаю утверждать, что существует единый генетический компонент языка, а способность приобретать и понимать любой язык — врожденная. Это может относиться не только к землянам, но и ко всем представителям космоса

Если всерьез воспринимать гипотезы Сепира-Уорфа и “универсальной грамматики”, то проблем при общении с инопланетянами у нас не будет. Что же, доживем до середины XXI века и посмотрим!

6. Сериал “Мир Дикого Запада”, HBO (2016)

 
Кадр из сериала Мир Дикго Запада (2016)
Кадр из сериала Мир Дикго Запада (2016)

Безусловно, огромное влияние на все современные произведения, посвященные робототехнике и искусственному интеллекту, оказал сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова “Я, робот”, вышедший в свет в 1950 году. По сути, Азимов изобрел поджанр в научной фантастике, произведения которого показывают конфликт между людьми и их искусственными творениями.

В 1973 году писатель Майкл Крайнет по собственному сценарию снял фильм “Западный мир”. В нем режиссер хорошо поднял “айзимовский конфликт”. Вследствие вируса, в парке андроидов “Делос” роботы вышли из под контроля и начали нападать на людей.

В 2016 году на экраны вышла адаптация фильма Майкла Крайнета, сериал “Мир Дикого Запада”. В сюжете сериала огромное место занимает концепция “бикамерального разума” — гипотеза в психологии, обозначающая когнитивное состояние человека, которое характеризуется неучастием самосознания в повседневной жизни. Вместо самосознания появляются галлюцинации. Они порождаются правым полушарием мозга, а левое повинуется им и воспринимает, как “голос Всевышнего”.

Действие “Мира Дикого Запада” происходит в 2052 году. Случайно или нет, но именно на эту дату приходятся прогнозы известного футуролога Рэя Курцвейла. По его мнению, к 2052 году искусственный интеллект разовьется настолько, что в миллионы раз будет превосходить биологические возможности мозга человека и после этого история нашего мира будет твориться сверхразумом.

Да что там 2052 год! Уже сейчас появляются такие роботы-андроиды, отличить которых от людей не очень просто. Искусственные творения могут говорить, ходить, проявлять эмоции, как человек, вызывать у нас сочувствие и сопереживание. Такие машины уже трудятся на телевидении, в туристических фирмах и в других вполне “человеческих” трудовых сферах.

Кроме того, сегодня искусственный интеллект способен даже писать музыку и создавать короткие видеофильмы.

7. “Бегущий по лезвию 2049”, Дени Вильнев (2017)

 
Кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049 (2017)
Кадр из фильма Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Работа канадского режиссера Дени Вильнева — продолжение фильма “Бегущий по лезвию” (экранизация романа Филипа К. Дика “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, снятая в 1982 году), — “Бегущий по лезвию 2049”, рассказывает о “репликантах” в футуристическом Лос-Анджелесе. Правда, в романе “репликанты” — это роботы, а в двух частях фильма — искусственно созданные люди.

Если в первой части внимание зрителя концентрируется на отношении человека к биологически созданным существам, а также показывается, как привязанность к воспоминаниям может определять человечность и у людей, и у репликантов, то во второй части исследуется тонкая граница человек-репликант” и говорится о том, что любая поправка в нашей генетике создает не вид новых людей, а лишь существ, незначительно отличающихся от человека, но принадлежащих к одному с ним виду.

Те генетические манипуляции, которые показываются в научно-фантастическом фильме “Бегущий по лезвию 2049”, могут действительно воплотиться в жизнь. Например, в настоящее время ученые пытаются использовать геномные редакторы для исправления мутаций в человеческом ДНК, что позволит с самого детства избавлять людей от различных болезней, а также улучшать их физическую форму.

  • avatar
  • .
  • +19

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.