Конструкторское бюро мотоциклов Иж.

Конструкторское бюро легендарного завода «ИЖМАШ». Того самого завода, который почти 80 лет выпусках мотоциклы сначала в Советском Союзе, а затем и в современной России.

К сожалению, в 2008 году завод фактически перестал существовать. Оборудование пошло под пресс, а цеха и производственные площади достались новым хозяевам.

Советский мотоцикл ИЖ-49

Часть производства конечно, была законсервирована, а часть оказалась просто невостребованной. Ненужным оказалось и здание конструкторского бюро. Старое историческое здание на заводской территории не приглянулось арендаторам и долгое время стояло нетронутым...

Часть территории с КБ некоторое время относилась к концерну «Калашников». Сохранность месту обеспечивали высокие заводские стены и близость заводской проходной.

Но, ничто не вечно. Из-за реорганизации пространства и создания новой большой парковки — территория конструкторского бюро оказалась «за периметром».

Отсутствие охраны стало началом конца, для легендарного КБ...

Всего лишь за год, состояние от почти идеального пришло к тому, что мы видим сейчас.

Беспорядок творчества, но не творческий. В помещениях КБ творится откровенный бардак!

Это уже не говоря о том, что мародеры раскурочили всю технику, срезали батареи и даже постепенно разбирают металлические стены перегородки.

Это одно из тех самых мест, гуляя по которым, сердце обливается кровью. Настоящая «капсула времени», пропитанная духом эпохи — теперь лежит в руинах.

Огромное сожаление о том, что место погибает, а ты даже не успел застать его в хорошем состоянии...

Повсеместно встречается самая различная документация. От учетной документации до схем узловых агрегатов и чертежей самих мотоциклов.

Некоторые артефакты еще конечно сохранились, но самые интересные и красивые вещи уже растащили.

Остались вещи лишь никому не нужные. Как например этот портрет главного технолога предприятия.

 

Или как эти деревянные пресс формы, сваленные в кучу на первом этаже...

А некоторые вещи, как например этот сейф, спасло только то, что несмотря на огромные размеры и вес, металла в нем нет — сейф полностью деревянный.

Посещение этого места, оставило очень гнетущее впечатление. Место, которое год назад могло похвастаться «музейной» сохранностью, превращается в свалку… Завод производившего мотоциклы давно не стало, а скоро не станет и той крохи истории, что с ним связано...

Супербайки из СССР: эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями

Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер

Итак, друзья, продолжим интересную тему советских мотоциклов с роторно-поршневыми двигателями. 

В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. 

Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.

Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД

В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.

В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.

Средневековый рыцарь в латах.

Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год).

Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».

Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.

В поисках оптимальной формы

Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором

Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).

Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем

Современный и привлекательный дизайн

Вариант с классическим ДВС

Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».

Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi

Задняя передача — карданная

Барабанные тормоза тут не в тему

Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.

Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок

Жаль, что он так и не попал на конвейер 2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.

Перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках, как и на всём Советском Союзе. 

  • avatar
  • 2
  • .
  • +26

3 комментария

avatar
ездил на многих ИЖах. сам имел один ИЖ-Ю-4К в собственности и ИЖ-П5
в аренде на год. мото хороший! проблем не было.
всё чинилось «на коленке».
на Юпитере и зимой ездил. с запуском проблем не было.
а сейчас… у нас таки нет массового мотоцикла?
ИЖ был уже топовым в СССР.и по цене и по параметрам?
и + два завода делали модели начального уровня.
р.с. мото тему не оставил. но езжу на импортном мопедке.
Suzuki vecstar 150. ну как бы тоже мото?
13.5 лошадок-уровень «Минска» и чуть ниже «Восхода»
  • Volk
  • 0
avatar
У нас уже вообще нет мото… Урал вроде ещё живой, но цена космос, 700 тыщ вроде…
avatar
цены не радуют.для местных потребителей-проще «Матиз» какой купить чем мотоцикл.хоть и с коляской в придачу.
а «Волк» ихний таки не оправдал по спросу «оказанного ему высокого доверия».
зато Бред Пит имеет пару «Уралов» в гараже. «милитари» и дву приводный.
Арнольд может не купил, но ездил.
а так да. не знаю что там с «Восходом» точно-вроде ещё дышит.
а «Минск» (теперь «Аист») таки выпускается в нескольких вариантах.
ну и там же, на «батьковщине», делают ещё и грузовые мотороллеры и мопедки.
  • Volk
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.