Тиньков против блогеров. Попал под раздачу или сам заказал?


Объясняем, почему драка миллиардера и ютуберов важнее, чем кажется на первый взгляд.

Среди залпа логотипов, промелькнувших перед батлом Оксимирона и Гнойного — главного интернет-события этого лета, — был узнаваемый шрифт "Тинькофф банка". Ресторатор вальяжно ткнул в экран две карточки и предложил "оформить, пожалуйста". По иронии судьбы именно побоище двух звёздных МС затмило набирающий обороты скандал между Тиньковым и блогерами: сводки с батла тут же вытеснили из медиаповестки разборки миллиардера с несколькими ютуберами. Конфликт практически затих, но мы вытаскиваем его наружу, потому что за этим скандалом стоит нечто большее, чем может показаться. Уж точно большее, чем бесконечные споры, кто на самом деле победил: Оксимирон или Гнойный.

Фото: © Wikipedia.org
 

Фото: © Wikipedia.or


Расклад сил

Напоминаем, чем (пока что) всё закончилось: на Тинькова наехала "Немагия", его организации огрызнулись в ответ, автомобильный блогер Академик разорвал контракт, а сам Тиньков в итоге написал, что всё произошедшее — козни "Альфа-банка". В цепочку этих странных событий затесалось ещё несколько совершенно неприятных вещей. Некая "компания по безопасности" заставляла издание "Канобу" убрать материал о конфликте Тинькова и "Немагии", а блогер Михаил Совергон рассказал, что представители бизнесмена предлагали ему в "нативной форме" поведать о скандале — обелить миллиардера, выдавая ролик за своё мнение.

На первый взгляд, совершенно рядовая история: Тиньков давно известен импульсивными поступками, а блогеры хватаются за любой повод устроить дебош. Но за вереницей взаимных оскорблений стоит нечто большее: это настоящая медиавойна между разными поколениями.

С чего началось

Многие издания, высказавшиеся о конфликте, начинают хронологию с момента публикации ролика "Немагии" — на самом деле это не совсем так. Кемеровские обзорщики любят немотивированно нападать на публичных людей, но сейчас не тот случай. Ещё в интервью Юрию Дудю бизнесмен Тиньков прошёлся по ярчайшей звезде YouTube — Амирану Сардарову ("Дневник хача"). Миллиардер рассказал, как предлагал работу блогеру:

"Карту "Альфа-банка" я ему, смеясь, разрезать предлагал, цену за это никакую не называл. И вообще никакую цену не называл. Мы работаем только за результат. Он говорит: "Я там беру за что-то полмиллиона". Я говорю: "Хочешь заработать пять?" Он сразу такой — раз (показывает заинтересованное лицо. — Прим. ред.). Ну хач", — Олег Тиньков об Амиране Сардарове.

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Склад Чайки

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Склад Чайки

Несмотря на скептическое отношение к "хачу" и, кажется, блогерам вообще, детища Тинькова регулярно фигурируют в рекламных вставках ютуберов. Самой, пожалуй, громкой кампанией стало сотрудничество с автомобильным блогером Академиком (Константин Заруцкий), который известен безудержным пристрастием к продукции Land Rover. "Тинькофф банк" совместно с ютубером запустил систему кредитных карт — на лицевой стороне логотип Академика. Кроме того, обещан повышенный кешбэк "на автотраты".

Перед тем как ввязаться в авантюру, Константин честно рассказал, что ему просто нужно 11 миллионов — конечно же, на новый "рендж-ровер". Просто так "Тинькофф банк" деньги давать не хотел, и заключил с блогером контракт: оплата за каждую выпущенную карту. В свою очередь Академик постарался, чтобы карт было выпущено как можно больше: один из роликов он полностью посвятил рекламе кредиток. В комментариях разверзлась настоящая бездна: зрители (по большей части несовершеннолетние) негодовали, обвиняя бывшего кумира в предательстве и продажности. Помощники Константина сначала исправно чистили негативные отзывы, а теперь ролик и вовсе исчез с канала — после шумихи с "Немагией". Примерное содержание видеозаписи пересказал малоизвестный блогер Антон Кашин — ознакомиться можно здесь, но остерегайтесь ненормативной лексики.

Рекламу "Тинькофф банка" можно встретить и у ряда других популярных ютуберов: Друже Обломова, Руслана Усачева, Данилы Поперечного, Михаила Кшиштовского. Руководство банка, очевидно, целится в молодёжную аудиторию, навязывая конкуренцию "Альфа-банку" и Сбербанку, поэтому неудивительно, что для сотрудничества привлекаются YouTube-знаменитости, заменившие младшему поколению традиционных телевизионных звёзд. Но после ролика "Немагии" всё может измениться — и не в последнюю очередь благодаря поведению самого банка.

Фото: © кадр из видео YouTube/канал versusbattleru

Фото: © кадр из видео YouTube/канал versusbattleru

"Разоблачение"

8 августа в российской части YouTube заполыхало: дуэт кемеровских ютуберов выложил почти часовую запись про Тинькова. Ролик быстро набрал два миллиона просмотров — цифра несколько меркнет на фоне астрономически популярного батла, но это вполне себе результат. "Немагия" в классической форме высмеяла миллиардера и его подход к делу. Кроме того, дуэт сатирически изобразил отношения Тинькова и Фридмана: якобы владелец "Альфа-банка" "создал" Тинькова, а тот от рук отбивается. Кемеровчане нашли в Интернете несколько роликов и статей, где говорилось, что Тиньков не лучший управленец, и благополучно их пересказали:

"Начнём с того, что хороший бренд — я про банк Тинькова — никогда никто не будет пиарить через раздражающие телефонные звонки и визиты на дом. На примере директора по маркетингу "Тинькофф банка" Олега Бармина можно убедиться, что не платить зарплату и кидать сотрудников — это в порядке вещей для Тинькова. Оскорбить — это меньшее, что делает Олежа. Тиньков может разбить о вашу голову кружку", — "Немагия" о методах работы Олега Тинькова.

Остальное время "Немагия" посвятила стандартным костюмированным шуткам про парики, будёновку и "подгоревший пукан". Юмор разнообразили за счёт очевидных нападок: если не платить кредит, то банк пришлёт неприятные эсэмэски, а снять два миллиона в банкомате, оказывается, не так-то просто. В целом кемеровчане не сказали ничего нового и выступили вполне в своём духе. Как в предыдущем ролике про Амирана, про который, не исключено, вы слышите впервые, потому что Амирану хватило ума никак не реагировать на троллинг. Руководству "Тинькофф банка", видимо, не хватило.

Схватка

Первый звоночек, что всё идёт не так, прозвучал, когда издание "Канобу" выкатило новость: некая "команда быстрого реагирования на компьютерные инциденты" просит удалить разбор ролика "Немагии" о Тинькове. "Канобу" привело часть письма:

"Упоминаемое в статье видео на канале Nemagia причиняет значительный репутационный и финансовый ущерб Олегу Тинькову и "Тинькофф банку". Факты, изложенные в нём, искажены или не имели места быть. Распространяемая информация также нарушает ряд авторских прав, неправомерно используя объекты интеллектуальной собственности", — организация CERT-GIB просит издание удалить разбор ролика о бизнесмене.

Кроме того, как следовало из письма, "под раздачу" попадут и блогеры: якобы повестки уже летят в суд. Конечно, от подобных писем можно откреститься — кто угодно может сделать вид, будто представляет интересы банка, а затем выдвигать идиотские требования. Кто угодно может и отправить письмо блогерам с предложением, кхм, продаться. Ютубер Совергон рассказал, что ему поступила интересная разнарядка: рассказать своё мнение о конфликте — разумеется, заняв сторону "Тинькофф банка". Мнение нужно было сформулировать "максимально нативно":

"Знаете, какие другим блогерам и мне запросы начали приходить? Об аккуратной нативной рекламе Тинькова, где мы, блогеры, должны выступить в его поддержку. Уважаемый Олег Тиньков, ну или кто там продвижением в Интернете занимается, вы за кого нас держите? Мы, конечно, те ещё твари, готовые рвать друг друга за лишний лям просмотров, но мы не пойдём против своих же", — Совергон о блогерской солидарности.

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Совергон
 

Фото: © кадр из видео YouTube/канал Совергон

Против своих же не пошёл и Друже Обломов — правда, на полпути немного "переобулся". Главный кулинар российского "Ютуба" (нет, это не Сталик) на десять минут отложил маску кота Леопольда и записал гневное видео: от рекламы банка, мол, отказываюсь, все выплаченные мне деньги верну. Причиной послужило высказывание Тинькова о блогерах, неосторожно оброненное им в легендарной перископ-трансляции:

"Да они все, блогеры, за бабки маму родную продадут", — Олег Тиньков о принципиальности ютуберов.

Правда, чуть позже Друже разобрался, что речь, видимо, идёт не о всех блогерах, а только об Амиране Сардарове — перед этой неаккуратной фразой Тиньков две минуты полоскал автора "Дневника хача". Обломов поступил относительно честно: сотрудничества всё-таки не будет, но ролик от репостов закрыл.

Кто выиграл и проиграл

Если не влезать в дебри конспирологических теорий и не верить, что весь этот скандал специально раздут, чтобы лишний раз упомянуть "Тинькофф банк" (и, видимо, Versus Battle с "Канобу"), то очевидно, что проиграл бизнесмен (хотя он и подал в итоге в суд на участников "Немагии", перспектив этот иск имеет немного). Молодая аудитория, которую он старательно окучивал совместками с Академиком и Ресторатором, теперь может отвернуться от банка, потому что так постановил блогерский совет старейшин — свод главных авторитетов в жизни юного зрителя. Но в этом конфликте больше всего интересно другое — цеховая солидарность ютуберов.

Не секрет, что российский YouTube — это клубок змей разной степени ядовитости. Практически любой блогер набирал просмотры за счёт бесконечной аккумуляции ненависти. Неслучайно главной движущей силой ютубера стал дисс — оскорбляющий текст, под завязку набитый панчами, унижающими оппонента. Это исключительно российский феномен, и вдвойне удивительно, что, когда речь заходит о "внешних врагах", этот клубок сплетается в одну громадную смертоносную змею, готовую уничтожить нежданного гостя.

Так было, когда уважаемый телевизионный кулинар Сталик Ханкишиев полез на безгрешного Обломова: сначала мэтр отхватил от Хованского, потом от — "Немагии", а потом — от ребят калибром поменьше. И сейчас мы видим прямо-таки защитную стену: Совергон мгновенно слил предложение "нативной рекламы". И не так важно, действительно оно поступило от бизнесмена или это просто чья-то шутка. Остальные ютуберы тоже — и практически без колебаний — встали на сторону "Немагии" и работников видео вообще. Для чертовски скандальной, скользкой и — чего уж там — не самой благородной тусовки блогеры выступили очень достойно.

Старшее поколение, мимолётно кидающее взгляд на кривляния Хованского или Ивангая, часто спрашивает: "И чему они могут научить?" Сегодня мы знаем, что как минимум одной важной вещи: своих не сдавать.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.