Ученые отследили эволюцию сказок

Если бы сказка Красная шапочка появилась сегодня, она бы носила ценз 18плюс

Британские ученые изучили древнейший сюжет, пожалуй, самой популярной в мире сказки «Красная шапочка», которая всегда считалась народной. В результате исследования выяснилось, что по мере того, как сказка распространялась из одного региона в другой на протяжении нескольких тысячелетий, она очень сильно изменилась.


 

Вообще детские сказки являются одним из сложнейших и неизученных видов творчества. Они развивались по тем же законам, что и весь живой и растительный мир Земли. Так, ученый-антрополог Джамшид Терани из Даремского университета проследил появление различных интерпретаций двух сказок — о Красной шапочке и семерых козлятах – и их взаимосвязь с помощью методов эволюционного анализа. Оказалось, что Шапочка «родилась» одновременно в Европе и Китае примерно в средневековье, а сказка о волке и его семи козлятах появилась в абсолютно другом месте, по другому поводу и на тысячу лет раньше — примерно в первом веке нашей эры, сообщает gazeta.ru. Процесс исследования Терани изложен в статье, опубликованной в последнем выпуске журнала PLOS ONE.

Рассказ о девочке в красной шапочке, отправившейся в путь через лес, чтобы отнести бабушке корзинку пирожков, и съеденной вместе с бабушкой волком, а затем спасенной чудесным образом, вышел в свет благодаря братьям Гримм в 1812-1814 гг. Однако ранее, в 17 веке и в несколько другой версии, эта история была рассказана Шарлем Перро. Хотя на самом деле, как выяснилось, различные варианты этой истории уходят в глубокую древность.

В документах исследователей происхождение сказок является предметом целого научного направления, в котором сказкам подобно звездам присваиваются каталогизированные имена. Так, сказка «Красная шапочка» известна под индексом ATU 333, а «Волк и семеро козлят» — ATU 123.Таким образом, видно, что ученые-филологи занимались изучением этих сказок вполне основательно и пришли к заключению, что обе эти истории находятся в близком родстве и перебрались по Шелковому пути из культуры Древнего Китая.

Поэтому Терани воспользовался филогенетическим анализом, который используют для выяснения связей между живыми организмами, и проанализировал 58 вариаций «Красной шапочки», известных в странах Европы, Африки и Китае, и выявил 72 переменных величины, в том числе пол главного героя, количество героев, вид «злодея» (волк, тигр или другие) и способ обмана, которым жертву безуспешно пытаются съесть.

Ученый же выяснил, что связь Красной шапочки и Волка с семью козлятами сродни связи между современным человеком и неандертальцем, то есть общий предок имеется, но далеко в древности, а в принципе представляют собой абсолютно независимые друг от друга истории и самостоятельные человечества. Кроме того, профессор Терани умудрился составить генеалогическое древо этих сказок, которое не похоже ни на что: «Красная шапочка» пришла по Шелковому пути не из Китая, а наоборот, в Китай, и родилась эта история вообще в самой Африке, причем дважды.

«Африканские сказки произошли сначала из сказки про волка и козлят, но со временем к ним добавилась история про Красную шапочку, после чего та же самая «Красная шапочка» пришла в Африку из Европы», — говорит Терани.

История о Красной шапочке в реальности

Китайская же версия «Красной Шапочки», по мнению ученого, возникла там одновременно со сказкой Шарля Перро — ее написал поэт Хуан Джин.

В настоящее время Терани ставит целью проверить происхождение других детских сказок. Интересно было бы, пожалуй, что у него выйдет относительно таких сказок, например, как «По щучьему велению» или, скажем, «Курочка ряба», споры о морали которой до сих пор не могут привести филологов к однозначному ответу.

  • avatar
  • .
  • +36

2 комментария

avatar
по мере того, как сказка распространялась из одного региона в другой на протяжении нескольких тысячелетий, она очень сильно изменилась.

:)

Еврейская семья собирает корзинку с пирожками еврейской Красной Шапочке и даёт ей напутствия:
— Таки слушай сюда. Когда ты придёшь до бабушки, она сразу тебе таки будет плакаться, что, ой вэй, зима совсем скоро, из щелей дует, кран подтекает, топить нечем, крыша прохудилась, денег нет совершенно и вообще, шо ты, внучка, знаешь за эту жизнь. Но ты таки ничего не слушай, а твёрдо стой на своём: с капустой — по 5, с мясом — по 8!
  • xmod
  • +7
avatar
Зачетно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.