Система и мурло.


Э.Рязанов, снимавший в советское время гармоничные и остроумные фильмы, с тонкими ассоциациями и многослойной мыслью, вдруг, перейдя открыто в антисоветский лагерь, стал раз за разом выдавать тупую, натужную и бестактную муру. Как может произойти такой моментальный распад? В Новый год (2001) по разным каналам телевидения одновременно передавали разные фильмы Рязанова — он же придворный режиссер. Можно было сравнить «Иронию судьбы» и «Загнанные клячи». Какой контраст! О Н.Михалкове и А.Кончаловском и говорить нечего, такое мурло из них вылезло, какого никто не ожидал.

На мой взгляд, дело в следующем. В ходе культурного строительства в СССР была создана целая индустрия, производящая «продукты культуры», и такая же индустриальная система подбора и подготовки кадров. Обширная категория людей обладает хорошими способностями для художественного творчества по жесткому заказу, «в рамках системы ». Эта система должна задать им главные, «высокие» идеи и общий пафос (идеологическую базу), а также установить эффективный контроль (цензуру ). В этих условиях Э.Рязанов снимет фильм «Берегись автомобиля», а А.Кончаловский фильм «Первый учитель» — шедевры мирового кино.

Как только эта система рушится и эти люди остаются без заданных идей и без цензуры, а вынуждены вынимать высокие идеи (сверхзадачу) из своей собственной души, сами устанавливать для себя этические и эстетические рамки и нормы, то оказывается, что на выполнение таких задач их душа не способна. И при всем их мастерстве на уровне малых задач, они не могут создать этически приемлемое и художественно целостное произведение — не могут они быть художниками без художественного совета и без цензуры.

Почему же эти люди возненавидели советский строй, при котором они как раз и могли состояться как художники? Потому, что их сожрал комплекс неполноценности. После первых своих успехов и премий они, по недостатку ума, приписали всю заслугу себе лично. может быть, даже в душе посмеялись над цензурой, которую они обвели вокруг пальца — не заметили, что шли на помочах этой цензуры. Но с возрастом все умнеют, и они стали в душе понимать, что сами по большому счету бесплодны, а творчески продуктивны только в составе большой бригады.

Для доброго и веселого человека в таком открытии, которое почти каждый из нас в какой-то момент делает, нет никакой трагедии. А люди типа М.Ульянова или Э.Рязанова, наоборот, возненавидели ту почву, которая их питала. Эта ненависть лишь усугубилась оттого, что они остались в дураках (в творческом плане) — новый строй, одной ногой стоящий на воровстве, в принципе не может служить для художника источником большой идеи. Что-то позитивное, какой-то ницшеанский пафос «сверхчеловека» еще можно найти на Западе, у идеологов «золотого миллиарда», но туда наших экс-советских мэтров не берут уже по возрасту. Загнанные клячи!

Вот они в злобе и грызут уже мертвую руку, которая их кормила — грызут и мажут своей слюной образ советской страны, «где они жили, как пила на суку».

Кстати сказать, они и как глашатаи антисоветизма быстро теряют ценность. Один из собеседников в Интернете отметил эту парадоксальную вещь — антисоветский пафос Ахмадулиной и Плисецкой оказывает действие только на советских людей. Новое поколение, не прошедшее советскую школу и не воспринявшее советскую культуру, к ним будет глухо, потому что оно не будет читать стихов Ахмадулиной и любить «Умирающего лебедя» Плисецкой. Кто это такие, что за чувихи? Пила на суку!


Из книги: Кара-Мурза Сергей Георгиевич АНТИСОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ
www.x-libri.ru/elib/krmrz004/index.htm

5 комментариев

avatar
отлично написано.
avatar
Просто похоже Рязанов был всего лишь талантливым организатором, а душой фильмов Рязанова, человеком написавшим сценарии к фильмам, человеком большого чувства прекрасного был скромный Эмиль Брагинский, сотрудничавший над фильмами вместе с Рязановым…
avatar
Всего лишь прекрасный организатор не напишет удивительно красивых стихов, его не будут за организацию обожать и мечтать сняться в его фильмах лучшие актеры страны. Почитайте о нем отзывы современников, почитайте книгу Рязанова. Это талантище в разных сферах. Просто мне кажется, всегда надо вовремя уйти. Ощущение жизни именно вот в эту данную секунду доступно, на мой взгляд людям достаточно молодым. То же и Михалков. Ранние фильмы — классика. «Свой среди чужих», «Урга», «Родня». Как только начинается политика — качество резко падает. Может, слишком сумбурно, но уж совсем зря так о Рязанове.
avatar
Ну хорошо, согласен, что стихи красивые, но ведь быть талантливым организатором, разве это недостойно? Иначе невозможно объяснить почему после ухода Брагинского все фильмы просто детский лепет. Не соглашусь насчет Михалкова.
avatar
Я не считаю «О бедном гусаре» детским лепетом, а также «Гусарскую балладу», «Берегись автомобиля». Эмиль Брагинский великолепный драматург. Но для меня Григорий Горин недосягаем, например. А талант режиссера в том и заключается, чтобы воплотить великолепный замысел в зрелище, от которого люди смеются и плачут. Название этого поста просто возмущает. Термином «мурло» я могу назвать почти все российские фильмы, выпускаемые сегодня на экране, но никак не Рязанова.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.