Рождение легенды: как Ford Mustang покорил Америку
История практически любого автомобиля — это долгий путь проб и ошибок, результатом которого станет успех либо провал. В этом плане Ford Mustang не просто сумел добиться хороших результатов, а стал настоящим прорывом, давший старт целому сегменту автомобилей, получившие название «пони-кары». Что уж говорить, за первый год было продано более 400 тыс. «мустангов», а спустя ещё год руководство Ford объявило о миллионом проданном автомобиле. Этот успех не был случайностью, а стал результатом упорной работы инженеров, маркетологов и множества других специалистов. Сегодня я расскажу историю создания Ford Mustang, где новые идеи и творческий подход подарили миру один из самых узнаваемых легковых автомобилей.
За созданием легенды стоял один человек — Ли Якокка
В начале 1950-х самым спортивным автомобилем Ford считался двухместный Thunderbird первого поколения. Машина не только выглядела эффектно для своего времени, но и продавалась с неплохим успехом. В 1957 году было продано 21380 «T-Bird», однако руководство Ford считало, что автомобиль может добиться больших успехов. Уже к 1958 году Thunderbird пережил обновление. Он стал крупнее и роскошнее: двухместная компоновка сменилась четырехместной, колёсная база стала длиннее, а под капотом теперь располагался новый двигатель Ford FE V8 объемом 5.8 литра и мощностью 300 л. с. Продажи ожидаемое выросли, но спортивный дух почти исчез. Интересно, что подержанные «T-Bird» первого поколения стоили дороже, чем многие новые модели того же класса. Вот настолько был велик спрос на «тот самый» спортивный стиль.
К 1960 году в руководстве Ford произошли кадровые изменения. Одним из директоров компании стал молодой и энергичный Лидо Энтони «Ли» Якокка. Примечательно, что прозвище «Ли» Энтони получил, когда занял одну из руководящих должностей в компании. По его собственным словам, во многом так получилось из-за того, что полное имя Лидо у американцев тех лет звучало двусмысленно, напоминая жаргонное название публичного дома.
На момент вхождения в состав директоров Ли Якокке было всего 36 лет. Он был одним из самых молодых топ-менеджеров Ford и мыслил иначе, чем седовласые руководители компании. Якокка твёрдо верил, что у спортивных автомобилей есть огромный потенциал, но целевая аудитория должна быть не обеспеченные бизнесмены, а молодые рабочие и представители среднего класса. Однако убедить руководство Ford в необходимости новой модели было непросто. Недавний провал проекта Edsel стоил компании порядка 250 млн долларов, что по нынешнем меркам равноценно сумме более 2.7 млрд долларов.
Необходимо было искать инновационный подход, чтобы показать перспективность будущего проекта Якокки. В итоге он принял решение провести масштабное маркетинговое исследование, которое стало крупнейшим в истории автопрома. В чем же была инновационность этой затеи? В то время такие мероприятия проводили уже после запуска новой модели: изучался спрос и отзывы покупателей, а на фоне полученной информации принимались те или иные решения. Якокка поступил по-другому и провел исследование до начала разработки автомобиля, чтобы понять, чего хочет покупатель. Его результаты оказались судьбоносными. Выяснилось, что доход рабочего класса потихоньку растет, а число семей с двумя или даже тремя машинами возросло в несколько раз. Вдобавок с 1946 года наблюдался всплеск рождаемости, а это означало, что дети послевоенной эпохи как раз достигали возраста получения водительских прав. В начале 1960-х в США насчитывалось около 11 млн таких молодых людей и большинство из них мечтало о своей машине, которая была бы быстрой, доступной и стильной. В итоге Якокке удалось убедить руководство Ford и проект был одобрен. Так началась работа над будущим Mustang.
От T5 и Cougar до легендарного имени
Работа над автомобилем началась в 1962 году. «Фордовские» дизайнеры представили десятки эскизов новой модели. В итоге получился проект под кодовым обозначением T5, созданный командой Дэвида Эша и Джо Ороса. Уже в августе прототип был представили Генри Форду II и в сентябре проект получил одобрение. Бюджет составил 40 млн долларов, но к моменту запуска Mustang возрос до 65 млн.
Параллельно шла работа над проектом T7, из которого впоследствии вырос Mercury Cougar. Любопытно, что именно «Cougar» изначально рассматривалось как основное название будущей модели. На первых макетах даже стояли эмблемы с изображением пумы. Но Якокка решил иначе, поскольку имя Mustang звучало более дерзко, что идеально передавало характер будущей машины.
История названия заслуживает отдельного внимания. Существует версия, что «Mustang» появился в честь истребителя Второй мировой войны P-51 Mustang, которым восхищался дизайнер Джон Наджар. Другая версия состоит в том, что идея связана вовсе не с авиацией, а с образом дикого американского мустанга — символа свободы и независимости. Саму же эмблему скачущей лошади нарисовал дизайнер Фил Кларк, которая впоследствии стала известна на весь мир.
В октябре 1963 года компания представила концепт Mustang II, основанный на платформе второго поколения Ford Falcon. Конечный концепт автомобиля произвёл неоднозначное впечатление, ведь многие эксперты ожидали, что автомобиль будет иметь идентичный дизайн с первым прототипом Mustang I, а в итоге получился более приземлённый образ. Но Якокка остался уверен в правильности курса. И оказался прав.
Премьера, которая потрясла Америку
14 апреля 1964 года на Международной выставке в Нью-Йорке состоялась предварительная премьера серийного Mustang для прессы. Официальный старт продаж начинался через три дня. Автомобиль стал звездой павильона Ford, известный как «Чудо-Ротонда». Посетители могли прокатиться на новом кабриолете по аттракциону «Волшебный Скайвей», созданный Уолтом Диснеем и его командой. Таким образом, за время проведения выставки, около 15 миллионов посетителей смогли не только увидеть салон Mustang, но и оценить разнообразие его опций и аксессуаров.
Стоит отметить, что в течение этих трёх дней Ford провёл одну из самых масштабных рекламных кампаний в истории американского автопрома. Газеты, радио, телевидение — вся страна говорила о Mustang. Его показывали на трёх национальных телеканалах, а лицо Ли Якокки появилось сразу на обложках популярных журналов Time и Newsweek. Многие критики ожидали увидеть конкурента Corvette и разочаровались, назвав дизайн устаревшим. Но публика восприняла Mustang с явным восторгом. За первый год было продано 418000 автомобилей, из них 121 тысяча — ещё в 1964. Поэтому машины того периода называют «1964 1/2 модельного года». Почему так получилось? Дело в том, что Ford Mustang начали производить за пять месяцев до официального начала модельного 1965-го года. Поэтому эти ранние машины принято называть как «модели 1964 1/2», хотя официально Ford относил их к 1965 году. Обновления дизайна, внесённые в августе 1964-го, отделяли ранние экземпляры от основной серии.
Что же в итоге получал покупатель? Как я уже говорил, в основе автомобиля лежала платформа Falcon, но выглядел Mustang совершенно иначе: длинный капот и короткая задняя часть делала его похожим на европейские спорткары. На тот момент он выглядел дороже, чем стоил. Цена базовой версии составляла всего 2368 долларов, что было где-то на 200 долларов больше, чем у обычного седана Falcon первого поколения. Однако за эти деньги покупатели Mustang получали совершенно «другой» автомобиль с раздельными сиденьями, ковролином, стильными колпаками и рычагом КПП между креслами. Все эти особенности были недоступны в бюджетных моделях. А тем, кому базовой версии «мустанга» было недостаточно, Ford предлагал широчайший список опций: более мощные моторы, усиленные подвески, улучшенные интерьеры. Покупатели с удовольствием тратили деньги. Иногда цена автомобиля могла доходить до 3300 долларов за полностью укомплектованную машину. Особенно популярными были версии с двигателем V8, которым в 1965 году оснащалось две трети «мустангов». К слову, самым мощным был 4.7-литровый 289 V8 K-Code на 271 л. с., обеспечивающий разгон до «сотни» за 8 секунд.
Что было дальше?
Поначалу Mustang не имел серьёзных конкурентов. За 1966 год продали более 607 тысяч машин. Этот результат вывел модель на шестое место по продажам в США, обогнав целые бренды вроде Chrysler и Cadillac. Появившийся в том же 1964 году Plymouth Barracuda не смог составить достойную конкуренцию. Но уже через пару лет успех Mustang побудил других производителей представить свои модели в сегменте «пони-каров». Со временем появились такие легендарные автомобили как Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и другие.
Ford решил развивать успех, однако дальнейшие решения не увенчались таким же ошеломляющим успехом. В 1967 году модель слегка увеличилась в размерах и получила больше опций. Однако с каждым рестайлингом Mustang становился всё тяжелее и дороже. Уже к 1973 году он вырос на 30 сантиметров в длину и 15 см в ширину, а также прибавил около 300 килограммов веса и стоил на 600 долларов больше. Продажи пошли вниз и Якокка понял, что курс неверный. В 1974 году появился Mustang II — компактный, лёгкий, экономичный. Его продажи подскочили втрое, хотя поклонники классики восприняли новинку противоречиво. Но это уже была совершенно другая история.
Заключение
Оригинальный Mustang был создан всего за полтора года и стал не просто успешным, а сумел создать целое новое направление «пони-каров». Он был первым массовым автомобилем, созданным на основе маркетинговых исследований, и показал, что грамотный анализ потребительского спроса с яркой рекламой способен превратить любой продукт в культурный феномен. Что у ж говорить, оригинальный Mustang стал символом целого поколения, сумев навсегда вписать своё имя в историю мирового автопрома.
Источник: commons.wikimedia.org
1 комментарий