Роскошная крепость на колёсах: почему личный автомобиль Сталина считался неповторимым шедевром
В истории отечественного автомобилестроения есть машины, которые по праву можно назвать настоящими произведениями инженерного искусства. Среди них особое место занимает ЗИС-115 – самый дорогой советский автомобиль, созданный специально для Иосифа Сталина.
ЗИС-115 поражает не только своими габаритами, но и беспрецедентным уровнем защиты. К примеру каждое стекло этого автомобиля весит 40 кг, а их общий вес достигает 300 кг.
Толщина стекол составляет 7,5 см (у обычного авто 4−6 мм) – она настолько внушительная, что водители страдали из-за большой нагрузки на зрение, через эти толстенные диоптрии.
Для подъема таких массивных стекол в дверях были установлены специальные гидравлические домкраты.
Приборная панель автомобиля также имела свои особенности. Все значения на спидометре были округлены до 2, 4, 6, 8, 10, поскольку полные числа просто не помещались.
Длина ЗИС-115 составляет 6 метров, что превышает размеры современного Rolls-Royce Phantom. Шины диаметром 820 миллиметров, также были специально разработаны для этого автомобиля.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в автомобиле была предусмотрена возможность установки кондиционера – невиданная роскошь для 1940-х годов. Объем багажника, по данным инженеров, составлял 260 литров.
Основой конструкции ЗИС-115 является бронекапсула толщиной 6 миллиметров, на которую навешивались внешние панели кузова. По заявлениям конструкторов машина без особых проблем могла выдержать взрыв гранаты.
Автомобиль относился к категории «скрытого бронирования» – внешне ничто не выдавало его защитные свойства.
Интерьер автомобиля отражает статус его высокопоставленного пассажира. Передняя часть салона была обита практичной кожей для долговечности, а задняя – изысканным сукном.
В салоне присутствовало множество уникальных деталей: гибкая ручка для пассажиров, специальная цепочка-замок для дополнительной защиты дверей (напоминающая цепочку для слива в ванне), высококачественная имитация дерева, выполненная настолько искусно, что только при тактильном контакте можно понять, что это не натуральная древесина.
Задний диван, набитый гагачьим пухом, имел пружины в отдельных мешочках для предотвращения скрипа. Для удобства пассажиров предусмотрены раскладная подставка для ног, широкий подлокотник и пепельница – необходимый атрибут для заядлого курильщика.
Также было предусмотрено качественное освещение по периметру салона – Сталин любил читать газеты и книги в дороге.
Интересной особенностью является то, что Иосиф Виссарионович предпочитал сидеть не на просторном заднем диване, а на откидном сиденье позади водителя.
Это место было менее комфортным – тесным, жестким и низким, но, возможно, такой выбор был продиктован соображениями безопасности. Спросить у самого диктатора естественно никто не осмеливался.
В салоне также были предусмотрены дополнительные раскладные сиденья для переводчика, секретаря или референта
Управление ЗИС-115 требовало недюжинной физической силы. Огромный руль без усилителя буквально лежал на коленях водителя, а неудобная посадка с руками «по швам» напоминала ожидание в приемной у Сталина. Масса в 5 тонн делала вождение настоящим испытанием.
Тормозная система с барабанными механизмами едва справлялась со своей задачей. При этом автомобиль часто передвигался на высокой скорости по пустым дорогам.
У водителя были свои небольшие удобства: радиоприемник с большим динамиком, пепельница, внушительных размеров часы, ну и небольшая форточка толщиной 75мм.
Под капотом ЗИС-115 располагался рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 6 литров.
Мотор развивал мощность 162 лошадиные силы – впечатляющий показатель для того времени, учитывая, что двигатель был специально форсирован для работы с тяжелой бронированной машиной.
Агрегат работал настолько тихо и плавно, что на приборной панели установили специальный индикатор его работы.
Расход топлива составлял 30 л на 100 км, что весьма умеренный показатель для автомобиля такой массы.
Также надежность обеспечивалась дублированными системами электрооборудования и зажигания – выход из строя автомобиля, когда в нём находился Сталин был совершенно недопустим.
ЗИС-115 не ограничился службой в правительственном гараже СССР. Аналогичные автомобили использовались лидерами Северной Кореи, Вьетнама, Китая и Венгрии.
Создание ЗИС-115 во многом было вдохновлено автомобилем Packard 180, к которым питал особую слабость сам Иосиф Виссарионович.
ЗИС-115 оставался на службе в гараже особого назначения до 1982 года. Этот автомобиль – это воплощение целой эпохи, отражение технических возможностей и амбиций своего времени.
0 комментариев