Уровень автомобилизации в России и СССР

Фанаты социализма в комментариях написали, что даже при сохранении советской экономической системы число автомобилей в России продолжало бы расти, и сегодня уровень автомобилизации был бы точно такой же.

Однако график темпов автомобилизации до 1991 и после 1991 года убедительно показывает, что это не так:

Советский график с 1970 по 1990 год представляет из себя практически прямую линию — поэтому экстраполировать его в будущее несложно, просто приложив линейку. После чего вам станет понятно, где была бы автомобилизация, если бы СССР сохранился. В современной России более 300 машин на 1000 человек. Если же продолжить советский тренд прямой линией, то сейчас было бы менее 150 машин на 1000 человек. Разница налицо – даже если предположить, что советская экономика продержалась бы ещё целых 30 лет.

Но главное, что не понимают любители советских графиков — это то, что этот график в части советской статистики — туфта. Поскольку в брежневском СССР не было налога на автомобили и мотоциклы (или он был копеечным), их никто не списывал. Машины и мотоциклы, давно сгнившие и ушедшие в металлолом — продолжали числиться за людьми, радуя членов ЦК КПСС цифрами автомобилизации. Лишь в 2001-2002 году налоги стали ощутимыми, и пошел вал снятия с учета древнего автохлама, давно физически не существующего или представляющего из себя ржавый остов на огороде.

Сейчас в России никто не будет держать на учёте машину, которую не используют. Поэтому нынешние цифры числа автомобилей — это то, что реально ездит по дорогам хотя бы изредка, а не накопленный итог работы автозаводов за 30-50 лет.

И, разумеется, автопарк России очень сильно помолодел, по сравнению с советским.

Что же касается доступности автомобилей — ее легко рассчитать:

СССР, 1980: средняя зарплата – 195,6 руб/мес, средняя стоимость нового автомобиля (Шитгули шестерка и семерка) – 7262 рубля ~= 37 зарплат.

РФ, 2021: средняя зарплата – 54 687 рублей/мес, стоимость нового автомобиля условно аналогичного класса (шитгулей давно нет, Лада Гранта) – 500.000 рублей ~= 9 зарплат.

Упс, а как же это вышло, а кто же это сделал?

Цены, впрочем, ещё не всё. Сейчас достаточно выбрать машину и заплатить деньги в автосалоне. В СССР на автомобиль были очереди, причем многолетние. К примеру, на БАМ заманивали купонами, позволяющими без очереди купить машину. Американские наблюдатели с удивлением докладывали: советская молодёжь готова работать в тяжёлых условиях в обмен на разрешение купить малолитражный автомобиль.

Не, ну в теории можно было купить автомобиль без очереди — в комиссионке. Но шитгули-шестера с минимальным пробегом обошлась бы вам там уже не в 7262 рубля, а в 8300-8500 рублей.

 
Материал: olegmakarenko.ru/2330620.html
  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.