Чего добился Вашингтон, пытаясь обанкротить ГАЗ

В одном из цехов Горьковского автомобильного завода Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде

Александр Лесных. Крупнейший отечественный производитель легкого коммерческого транспорта (LCV) «Группа ГАЗ» контролирует 45% российского рынка, свидетельствуют данные «Автостата». Это во многом результат восьмимиллиардной господдержки Минпромторга. В прошлом году Вашингтон ввел против автоконцерна санкции, чтобы расчистить рынок для Ford, но эти расчеты полностью провалились.

Видимая рука рынка

Проблемы у «Группы ГАЗ», принадлежащей Олегу Дерипаске, возникли в апреле 2018-го: Белый дом наложил ограничения на активы бизнесмена, якобы причастного к вмешательству в американские выборы. Основной удар пришелся на крупнейшего производителя алюминия — компанию «Русал», входящую в холдинг En+. В январе этого года Минфин США и Дерипаска достигли соглашения. Предприниматель снизил долю в En+ до 44,95% и отказался от оперативного управления компанией, после чего санкции сняли.

Рабочие металлургической компании Alcoa проводят акцию протеста в Риме

С «Группой ГАЗ» Дерипаска предлагал поступить так же. Но американцы на это не пошли. Дело в том, что Горьковский завод — стратегический конкурент для Ford. Эта компания хоть и приостановила производство легковых автомобилей в России летом этого года, но продолжает выпускать LCV для нашего рынка.

Аналитики уверены: Ford был и остается главным лоббистом санкций, из-за которых зарубежные партнеры прекратили поставлять комплектующие для «Газелей». Казалось бы, Ford вытеснил с российского рынка основного конкурента и теперь может наращивать продажи. Но американские планы рухнули.

Кредитная нагрузка

Российское правительство не могло допустить банкротства ключевого производителя коммерческих автомобилей, одного из главных работодателей Нижнего Новгорода. Для смягчения санкционного удара ГАЗу предоставили серьезную финансовую помощь.

«Мы всегда поддерживаем автопром за счет целевых закупок, госпрограмм поддержки спроса, <...> НИОКР в части импортозамещения. За прошлый год общий объем такой поддержки превысил 20 миллиардов рублей. Из них на ГАЗ приходится около восьми», — заявил Денис Мантуров.

В середине октября Минпромторг дополнительно подготовил проект постановления правительства о субсидировании кредитов ГАЗа на 2019-2021 годы общим объемом 8,6 миллиарда рублей: 3,3 — в этом году и по 2,64 миллиарда — в последующие.

Эти деньги помогут компании рассчитаться по кредитам, которые пришлось взять, чтобы сохранить производство после введения американских санкций. В пояснительной записке к постановлению сказано, что ГАЗ за счет собственных средств, высвобожденных благодаря господдержке, нарастит инвестиции в перспективные проекты и обеспечит стабильную работу своих предприятий.

Открытие завода по производству легковых автомобилей Mercedes

Вскоре на Московской бирже откроется новая площадка, которая позволит тем, кто попал под санкции, реализовывать ценные бумаги. «В декабре мы разместим облигации одной из санкционных компаний», — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

 

Все еще впереди

Можно сказать, что частично Ford все же добился своего: за первые три квартала этого года продажи LCV концерна, по данным «Автостата», выросли на 14%, в то время как у «Группы ГАЗ» сократились на два процента.

Но в абсолютных показателях картина другая: с января по сентябрь Ford продал 8,7 тысячи машин в России, а «Газелей» раскупили в четыре раза больше — 35,2 тысячи штук. Если же учесть общее снижение объема продаж в этом году на три процента, то доля ГАЗа выросла с 44,5 до 45%, а Ford — с 9,5 до 11%.

В ближайшее время российская компания будет загружена под завязку. До конца текущего года предстоит поставить 789 автомобилей под кареты скорой помощи и более двух тысяч школьных автобусов общей стоимостью десять миллиардов рублей — в рамках госзаказа Минпромторга для регионов. Это позволило предприятию отложить введение четырехдневной рабочей недели, ранее намеченное на конец октября.

Газель NN

 

И есть планы на 2020-й. По словам главы Skoda Russia Яна Прохазка, в первом квартале в России стартуют продажи нового паркетника Karoq — собирать его будут вместе с моделями Kodiaq и Octavia на заводе в Нижнем Новгороде. «Нам важно запустить его локальное производство, чтобы предложить конкурентную цену», — подчеркнул топ-менеджер.

Будут и собственные новинки. В конце следующего года стартует серийное производство «Газели NN», представленной широкой публике в начале сентября. В нее установят более 30 систем помощи водителю, в том числе камеры, радары и ультразвуковые датчики.

«Машина уже превращается в партнера, полноценного участника дорожного движения, который видит дорожную ситуацию, анализирует ее и взаимодействует с человеком за рулем», — уверяет президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.

Ожидается еще одна премьера — в середине октября компания подала заявку на регистрацию широко известного российским автолюбителям товарного знака «Победа». Возможно, ГАЗ планирует перезапустить под ним легендарную марку.

ria.ru/20191023/1560075372.html

  • avatar
  • .
  • +27

28 комментариев

avatar
что ваз, что газ, постоянно кормят дотациями. без них наш автопром — не жилец…
avatar
и где ты такие данные черпаешь? не в ФБК случайно? ))
avatar
avatar
)) «постоянно» в 2017 сократили втрое )))))))
есть свежие методички?
avatar
свежих не искал, тогда сократили и это хорошо. если совсем отказались от субсидий, я буду только рад.
avatar
«не искал» но утверждаешь «постоянно», зачем так делать?
avatar
Потому что ваз кормили много лет, из статьи это явно следует. Да и в газ закинули 8 млрд.
avatar
Эти деньги помогут компании рассчитаться по кредитам, которые пришлось взять, чтобы сохранить производство после введения американских санкций.
avatar
да это всё понятно, как и то, что потом можно будет не возвращать.
но вот huawei, к примеру, тоже крупная компания и тоже пострадал от санкций.
пожалуй, даже более, чем газ (у наших «там» только счета, а у этих ещё и партнёры (были)).
так вот поди ж ты, им государство субсидий не дало. и ничего, держатся!
avatar
ну так автопром — стратегическое производство. случись чего, кто будет танки выпускать?
потому и подкармливают.
avatar
или тебе не нравится вероятность производства танков?
avatar
это не повод расслабляться и делать убыточным производство.
avatar
так вот поди ж ты, им государство субсидий не дало. и ничего, держатся!
тут вот рассказывают как они держатся.
в этом плане китайцы не мы, к сожалению. они уважают и трепетно относятся к своей стране.
avatar
им государство субсидий не дало
Драссте.
Китайское правительство планирует снизить налоги и сборы, сократить процентные ставки по кредитам, а также простимулировать продажи бытовой техники и автомобилей. Меры поддержки преимущественно будут направлены на представителей малого и среднего бизнеса, которые наиболее подвержены воздействию санкций.

«Мы планировали подобные меры еще в прошлом году, когда рассматривали торговое противостояние между Китаем и США без сделки. Теперь этот план действий может пригодиться, если США посмеют 10 мая в очередной раз увеличить пошлины на китайские товары», — сообщил аналитик банка Standard Chartered Дин Шуан.
Были и статьи с конкретными выкладками. Да уже хер найдёшь год спустя.
avatar
Продолжил искать циферки. Вот они. Но было ещё подробней. Поищу.
Война будет долгой: South China Morning Post сообщает о том, что Китай предоставит «пять лет налоговых льгот своим отечественным производителям полупроводников и разработчикам программного обеспечения… производители интегральных микросхем и разработчики программного обеспечения будут освобождены от уплаты корпоративных налогов в течение двух лет, начиная с 2019 года, и в следующие три года их налоговые платежи будет уменьшен вдвое по сравнению с 25-процентной универсальной ставкой, взимаемой с китайских компаний».
avatar
1. «налоговые льготы» отнюдь не субсидии.
2. huawei ни разу не «малый и средний бизнес».
3. насчёт того, «как они держатся» — патриотизм! молодцы. надо всем работникам автоваза запретить ездить на иномарках, ибо нефиг.
avatar
1 это помощь и есть
2 конечно
3 тыт так говоришь как будто знаешь на чем они ездят
как начал с первого комментария нести чушь так и не остановишься.
avatar
не вижу, где конкретно у меня чушь. вроде даже пруфы нашёл.
avatar
не удивительно.
avatar
Не берусь утверждать, но вроде бы это деньги возвратные. У нас вечно трубят когда кому-то «дают», но только в телетайпе проскакивает строка «Ваз рассчитался с государством» и все молчок.
avatar
а можно подробнее, рассчитался-таки или нет?
а то я в поисковике нашёл такую фразу только за 2010 год,
после которого он ещё немерено денег брал.
Allarm вот тоже интересуется, есть ли свежая методичка.
avatar
Неа. Сказал же что утверждать не стану. Встречу статистику, сделаю постом.
avatar
Честно говоря вообще не понял как это работает. Вот тут разбор по годам субсидий автопрому. Но все субсидии идут на стимулирование спроса у граждан и закупки для гос нужд… Они вообще бабосы получают?
avatar
напрямую нет, наверное. но в результате больше покупают их продукцию.
avatar
оказывается это мировая практика
avatar
ну так автопром — стратегическое производство. случись чего, кто будет танки выпускать?
потому и подкармливают.
avatar
ну вот ты сам с хуавеем и разобрался
avatar
Правительство России выделяет свыше 8 млрд рублей на поддержку «Группы ГАЗ». Автоконцерн из-за введённых против него американских санкций оказался на грани разорения, а 40 000 его сотрудников рисковали остаться без работы. Кто на самом деле стоит за попытками уничтожить российского гиганта, и какие выводы нам следует сделать на будущее – расскажем далее.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.