ДЭТ- 250. Первый сверхтяжелый трактор с электромеханической трансмиссией



Впервые этот бульдозер был представлен публике 1 мая 1957 года и сразу же привлек к себе заслуженный интерес. Это был первый в мире трактор такого рода, с электромеханической трансмиссией. Сверхтяжелые бульдозеры, конечно были в других странах, но в их трансмиссии применялась гидромеханическая передача, советские же конструкторы решили пойти своим путём при проектировании мега-трактора- создали бесступенчатую электромеханическую трансмиссию.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



Такое решение обуславливалось не в последнюю очередь суровым холодным климатом в местах, где основной массе ДЭТ — 250 (расшифровывается как Дизель-электрический Трактор) предстояло работать. В основном это освоение северных районов страны, работа в горнорудных карьерах, землеройные и рыхлительные работы при прокладке автотрасс, железных дорог, нефте и газопроводов, работы по укладке кабелей, земляные работы при строительстве крупных промышленных и энергетических объектов.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



Простой обыватель редко мог увидеть подобную машину, городские стройки – не те масштабы для ДЭТ-250, разве что в составе ремонтно-восстановительных поездов они встречались на железной дороге, лично я впервые и увидел подобные бульдозеры из окна поезда.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



В движение махина весом более 41 тонны (полный вес с отвалом и рыхлителем) приводилась 12-цилиндровым дизельным двигателем В-31М2 объемом почти 39 литров, мощностью 335 л.с. Дизель имел эжекционную систему охлаждения, из-за чего в жарком климате был склонен к перегреву, зато в холодном северном климате он чувствовал себя отлично.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



Мотор через мультипликатор, повышавший обороты, вращал силовой генератор постоянного тока ГПА-222. Вырабатываемая им электроэнергия питала электромотор ЭДН-196, который через систему планетарных редукторов и главную передачу со сложными зубьями спиралевидной формы передавал тяговое усилие (до 377 кН) на ведущие звёздочки гусениц.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



Особенность бесступенчатой электромеханической трансмиссии исключала коробку передач как таковую, трактор мог двигаться со скоростью от 1.2 км/час до 15.2 км/час. С такой же скоростью мог работать и в реверсном режиме. Кстати, гидромеханические бульдозеры-тяжеловесы зарубежного производства не могли похвастаться столь высокой скоростью. Впрочем, для этой техники максимальная скорость – фактор скорее второстепенный.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



Кабина водителя цельнометаллическая, трёхместная, утеплённая и оборудованная отопителем, находится посередине трактора.



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



© Фото и иллюстрации взяты из открытых источников



С момента начала производства бульдозер выпускался практически без изменений вплоть до 2003года, когда в его конструкцию были внесены изменения в раму, систему охлаждения трансмиссии, и улучшен комфорт водителя – появился кондиционер. Выпуск этого легендарного трактора завершился лишь в 2013 году


  • avatar
  • 1
  • .
  • +37

12 комментариев

avatar
Если не ошибаюсь, возле артели Полевая стоит такой в качестве памятника
avatar
ДЭТ-250- не сверхтяжелый, а просто тяжелый бульдозер, Маркировка наших бульдозеров

Класс бульдозеров в зависимости от силы тяги и мощности
▬ малогабаритные до 25 кН 18,5-37кВт до (45 кВт) до 0,9;
▬ легкие 25-135 кН 37-96 кВт 1,4-4;
▬ средние 135-200 кН 103-154 кВт 6-15;
▬ тяжелые 200-300 кН 220-405 кВт 25-35;
▬ сверхтяжелые более 300 кН 510-880 кВт 50-100.
avatar
а вес при этом не учитывается?
avatar
да и по весу он средний 35 т
Сверхтяжелые это 50+ (наши старые Т-500, Т-800, старый американец D10 (сеqчас он называется D11), D9H японцы D355. D455, встречал еще экзотику Fiat-Allis B31)
avatar
Это на какой год?
avatar
Она и сейчас такая же, только наши стало проще определять по классу по цифрам
на пример линейка Четра
Т-11, Т-15, Т-20, Т-25, Т-35, Т-40
ЧТЗ сейчас выпускает небольшие Б-10, Б-11 и большой ДЭТ-400
avatar
может на 1957 это был все таки сверх тяжелый, потому как тогда еще не было ни Т800 ни Т500 ни Д10 тем более?
avatar
D9 ведет свою историю с 1954 года а он от 50 тонн весом и около 500 л.с. D 10 немного позднее в 70-ых, кстати то, что сейчас десятка это по старой линейке катов 9, а 10 семидесятых это D11- а у него масса за 100 тонн и мощей за 800 кобыл
avatar
ну так про то и речь, что на тот период, на 1957, это был первый дизель-электрический среди на тот момент сверхтяжелых.
Потом планка сверхтяжелых поднялась, но это было потом.
кстати упомянутый Caterpillar D9H сделали в уже в 1974 году.
В 1956 году D9 имел мощность двигателя 320 л. с. (240 кВт). Новая модель d9e мощностью 250 кВт была заменена в 1959 году. Два года спустя, в 1961 году, был представлен легендарный 385 л. с. (287 кВт) D9G.
Вполне сопоставимые цифры.
avatar
Выхлопные газы в кабину летят.
Годик поработаешь, можно инвалидом стать.
avatar
На Бурхале в восьмидесятых помню несколько штук красного цвета.Без рыхла ездили.Потом их стали использовать для перегонки экскаваторов.Каты и Камацу победили надёжностью и лучшей производительностью
  • Zmey
  • +1
avatar
я в 90х на Чукотке видел.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.