GAZelle. От "классики" до Next. "Маршруточные" мемуары.

Номер 1

Маршрутка-эпоха, маршрутка-легенда, маршрутка – "страх и ужас". Все это она, — классическая ГАЗель. Их было огромное количество разных — и заводских, и "бодибилдерных". Они перевезли на себе миллионы (если не миллиарды) пассажиров. Эпоха классической ГАЗели еще не ушла окончательно, но уже уходит. И это хорошо. Дорогу молодым! Классическая ГАЗель сыграла свою роль и постепенно уходит со сцены. Но шоу продолжается. Уже есть совершенно новые ГАЗели. Но, отдавая дань уважения, вспоминаем эволюцию пассажирских ощущений от "маршрутки века".


Начнем издалека. Маршруткой моего детства был РАФик-2203. Помню, что ждать его надо было долго, а очередь на конечной была огромной. Но поездка казалась сказкой — сиденья с красной "кожзамовой" обивкой пахли как-то особенно "волшебно".

Номер 2


РАФики на регулярных маршрутах в Минске вымерли еще, по-моему, при СССР. Где-то до середины 1990-х наступила "маршруточная пауза".

Эпизод 1. "Пробуждение силы"

Номер 3


Маршрутку ГАЗ-3321 я впервые увидел в Москве году примерно в 1996-м. Серые микроавтобусики с надписью-эмблемой перевозчика "Автолайн" возродили воспоминания о РАФиках.
Удивило, что многие люди называли эти машины не ГАЗелями, а "Автолайнами". "Автолайн" на какое-то время стал именем нарицательным на манер "ксерокса". Но ощущение той "теплоты", что давали РАФики, не вернулось.
Затем ГАЗели-маршрутки появились повсеместно. Хоть я и не сторонник маршруток как элемента транспортной системы современного города (в нынешнем их виде), но, надо признать, в свои годы они стали частичным решением транспортным проблем. Они "подстраховали" умиравшие в те годы автобус и троллейбус, но заполонили собой дороги, создав новые проблемы.

Номер 4


Впрочем, мы говорим не о транспортной концепции, а о машинах. Помню, что салон был низким. Перемещаться по нему нужно было согнувшись в три погибели, а сиденья стояли совершенно неудобно – "боком" и "назад". Нормально были установлены только три кресла.
Помимо заводской версии, существовало большое количество "барбухаек" от сторонних производителей. Лично доводилось иметь дело с псковским изделием Псковавто-2214-010. В ней было еще страшнее, чем в "родной" ГАЗовской маршруке. В "барбухайке" не было даже аварийного выхода…

Номер 5


Тем не менее, ГАЗовские маршрутки "взорвали" рынок пассажирских перевозок и их вполне можно признать "прорывным" культурным явлением своего времени. Но какой же низкий был салон! А пол при этом, за счет рамной конструкции базовой машины, был, наоборот, высоким. Чтобы зайти, ногу нужно было задирать порядочно. Бабушки мучались...

Номер 6


Когда появились версии с высокой крышей — это был еще один прорыв. Высокую пластиковую крышу делали сторонние производители.

Номер 7


Теперь биться головой приходилось только на входе, а по салону можно было перемещаться, более-менее выпрямившись. "Бодибилдеры" и подножку на входе опускали. Бабушки стали испытывать меньше мучений.
Но планировка салона осталась прежней. Только три сиденья стояли нормально.

Номер 8


Остальные (не считая тех, что рядом с водителем) устанавливались боком и спинкой назад. Так в небольшой салон старались "впихнуть" максимум.

Номер 9


Но перевозчикам хотелось большего. Две "конторы" — "Автосервис-центр" и ЗАМС — освоили выпуск лимо-маршруток. Кузов удлиняли на одну оконную секцию, а в салон ставили 20 сидений.

Номер 10


Встречались такие "пульманы", в основном, в Нижегородской области, было их не много, но они существовали. Может быть, хоть здесь сиденья стояли нормально?

Номер 11


Да хрен там! Тоже боком, как в вагоне метро. В погоне за прибылью никто о комфорте пассажиров особо не думал.

Эпизод 3. "Возвращение джедая"
Почему после Эпизода 1 идет 3? Ну, Джорджу Лукасу же можно нумеровать свои творения не по порядку. Мне тоже можно.

Номер 12


Прошли годы, в "2000-надцатых" годах я уже отвык от ГАЗелей-маршруток, особенно от тех, что были с низкой крышей. В Минске их вытеснили иномарки. В других крупных городах тоже стало много хоть и российской сборки, но иномарок. А там, где ГАЗели еще оставались — доминировали высококрышные СемАРы и ЗАМСы. Но весной 2014 года я очутился в Чите.
Да это настоящее классическо-ГАЗельно-маршруточное царство. Здесь вовсю ездили даже ГАЗели Бизнес в маршруточном варианте, причем с низкой крышей!
А еще настоящей читинской маршрутке, как оказалось, полагается "крутой тюнинг". Вот этот экземпляр прям Aston-Martin DB9. Главное, острые ощущения от поездки дает схожие :)

Номер 13


Признаться, был удивлен патриотизму и "олдскульности" читинских перевозчиков. Когда-нибудь расскажу о читинских маршрутках отдельно.

Номер 14


О классических ГАЗелях нынче вспоминаю только, когда оказываюсь у родни в Бресте. Там до сих пор много классических ГАЗелей с уникальной местной особенностью — огромными, часто объемным, цифрами маршрутов. О маршрутках Бреста тоже, дойдут когда руки, расскажу.

Эпизод 2. "Атака клонов"
В домайданные времена я довольно часто посещал Украину, как по делам государственной важности, так и туристом. Тамошние каркасно-панельные ГАЗели-маршрутки меня радовали.
Во-первых, их забавный внешний вид сам по себе вызывал улыбку.
Во-вторых, на них было интересно "охотиться" во время уличного споттинга.
В-третьих, они перевернули мое "маршруточное самосознание".

Номер 15


В "Рутах", имеющих внешний дизайн гробика на колесиках, пассажиру было ездить многократно удобнее, чем в "родных" ГАЗелях.
Именно "Руты" сделали меня убежденным сторонником микроавтобусов-каркасников. Если не читали один из наших самых первых материалов, где раскрывается суть микроавтобусов-каркасников, то обязательно прочтите.

Номер 16


В украинских "Рутах", особенно в тех, у которых было огромное ветровое стекло, пассажиру ездить было, правда, на порядок удобнее. Все сиденья стояли нормально, а обзор был просто фантастическим.

Эпизод 4. "Новая надежда"

Номер 17


Когда на MIMS‘2012 завод ГАЗ представил собственную каркасно-панельную маршрутку, я искренне радовался. Наконец-то! Этот автобусик уже не выглядел кустарщиной, как "Руты", но…
Когда я увидел салон серийных машин — расстроился. Сидений напихали как шпрот в банку… Довелось и проехать несколько раз. Ощущения — очень тесно. С моим не самым гигантским ростом в 185 см — откровенно тесно. Тесно до дискомфорта… В погоне за потенциальной прибылью перевозчиков опять "забили" на пассажиров.

Номер 18


А тем временем свой каркасник на базе GAZelle Next представил Часово-Ярский завод. Эти автобусики получили наименование "Рута Нова".

Номер 19


Их "тираж", конечно, не сопоставим с ГАЗовскими каркасниками. Их сделано в сотни раз меньше, но они выпускаются серийно. Причем по сей день. Несмотря на то, что городок Часов Яр это территория ДНР. Но вроде-как контролируемая Киевом. Впрочем, не о политике хочу сказать.

Номер 20


Украинцы нормально расставили сиденья! И шаг сидений удобный, и планировка — трехрядная. Не думал, что буду "гробики на колесах" приводить в пример ГАЗу, но тем не менее факт — украинский салон пассажиру удобнее.
Я по-прежнему убежденный сторонник каркасников. Мне нравится внешний вид ГАЗовской каркасно-панельной маршрутки. Но не нравится салон. И, видимо, не только мне. По крайней мере в Минске ГАЗовские каркасники массово на маршрутах так и не появились.

Номер 21


К чему это вообще Гладкий в принципе вдарился в "маршруточные мемуары"?
ГАЗ создал альтернативу собственному каркаснику. Официально поступила в продажу заводская маршрутка на базе ЦМФки-Next. Она-то и всколыхнула во мне воспоминания.

Номер 22


Мы познакомились с ней и сейчас готовим материал о конструктивных нюансах этой машины.
И именно изучение маршрутки-ЦМФки-Next дало мне понять, что еще меня смущало в салоне каркасно-панельного ГАЗовского микрика, помимо планировки.

Номер 23
 
источник
  • avatar
  • .
  • +46

3 комментария

avatar
по поводу «понапихали сидений».
В России почти что принудили маршрутчиков не возить людей стоя. Поэтому и сидячие места. А на Украине закон-тайга :)
avatar
некст — гавно
avatar
некст очень неплоха
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.