Один карман: сколько тратит и сколько зарабатывает государство на поддержке автопрома

Один карман: сколько тратит и сколько зарабатывает государство на поддержке автопрома
Автор: Ирина Зверкова
Источник: Drom.ru

Правительство из года в год создает и продлевает программы, призванные поддержать российские производства, выпускающие колесную технику. На то, чтобы десятки тысяч людей сохранили свои рабочие места, а другие сотни тысяч смогли позволить себе купить новые автомобили, тратятся миллиарды рублей из бюджета. Оправдывают ли себя меры по поддержке автопрома, и что они приносят государству, кроме расходов? Попробуем разобраться.

 

Кредит

Сейчас в стране действуют три программы, позволяющие стать обладателем автомобиля, потратив чуть меньше денег, чем это могло быть без поддержки государства: обновление автопарка, льготное автокредитование и льготный лизинг.

 
Из 1 700 000 автомобилей, реализованных в 2015 году, каждый третий был продан с господдержкой.

Самая масштабная — программа обновления автопарка — впервые была запущена в 2010 году и продлена в 2011-м. Она стала широко известна как программа утилизации, поскольку под нее попадали только автомобили старше 10 лет, за сдачу которых в утиль можно было купить новый со скидкой. На нее правительство потратило из бюджета более 25 млрд рублей, а население получило 408 393 свидетельства об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства. В 2012-м борьба с автохламом распространялась только на грузовики старше 15 лет, а в 2013-м машины начали хорошо продаваться и без помощи государства. Очередной кризис возобновил действие программы, которая начала работать с 1 сентября 2014 года. Утилизация потребовала из бюджета 12,9 млрд рублей и позволила обновить 170 000 автомобилей. Патовая ситуация на рынке вынудила правительство продлить действие программы и на 2015-й, и на первую половину этого года, и выделить из бюджета очередные 10 и 22,5 миллиарда рублей. Но условия на нынешнем этапе стали гораздо мягче — возраст и происхождение утилизируемого автомобиля могут быть любыми, а срок владения сократился до полугода. Осталось лишь прежнее требование к новым автомобилям — они должны быть произведены в России. Будущий автовладелец сдает свою старую технику в утиль или не очень старую через механизм trade-in — и получает скидку на покупку новой. В первом случае она составляла от 50 000 руб. за легковушку до 350 000 руб. за грузовик, и во втором  — от 40 000 до 300 000 руб. соответственно.

Вторая по популярности, но первая по времени появления — программа льготного автокредита. С весны 2009 года при покупке машины в долг государство гасит часть процентов займа в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (например, если кредит выдан под 15% годовых, а ставка составляет 11%, то покупатель будет платить банку за пользование деньгами только 7,67 %). Условия получения все эти годы практически не менялись: эта льгота распространяется на новые автомобили российского производства массой до 3,5 тонны, при возрасте заемщика 21-65 лет и максимальном сроке кредита три года. Максимальная же цена машины увеличилась с 350 000 до 750 000 рублей. На погашение автокредитов государство потратило в 2009–2011 годах 3,253 млрд рублей, в 2012 году — 1,002 млрд, в 2013-м — 0,41 млрд, в 2014 и 2015 годах по 2 млрд рублей, а на 2016 заложены рекордные 11,3 млрд рублей.

Самая молодая программа — льготный лизинг — была запущена 1 апреля 2015 года. По ней государство выплачивает 10% от цены транспортного средства (но не более 500 тыс. рублей на один предмет и 5 млн рублей на одного лизингополучателя) авансового платежа по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий с юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В 2015 году эту программу было выделено 2,5 млрд, в 2016 из бюджета уйдут 5 млрд рублей.

 
По результатам 2015 года программа льготного автокредитования (1 апреля – 31 декабря) позволила дополнительно продать более 243 тыс. автомобилей, а льготный лизинг (15 мая – 31 декабря) — более 33 тыс. С 1 января по 17 апреля 2016 года продано более 63 тыс. автомобилей в кредит по льготной ставке, заключено более 9 тысяч договоров льготного лизинга.

Это только те программы, которые напрямую касаются потребителей. Но помимо этого государство тратит миллиарды на непосредственную поддержку предприятий. Так, выделены 23 млрд рублей на то, чтобы заводы и производители комплектующих смогли погасить ранее взятые кредиты по сниженным ставкам. 10,7 млрд рублей в прошлом году ушли на закупку автотехники федеральными органами власти. С 2014 года выделяется по 3 млрд ежегодно на покупку субъектами автобусов и другой техники, работающей на газомоторном топливе, для жилищно-коммунальных хозяйств. Ежемесячно предприятия получают субсидии на выпуск и поддержку гарантийных обязательств для автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5» от 24 000 до 400 000 рублей на транспортное средство, в зависимости от его класса. Также заводы получают субсидии на содержание рабочих мест, которые зависят от количества и категории выпускаемой техники и составляют от 50 млн руб. ежемесячно при выпуске менее 4100 единиц в год, до 1 млрд 333,4 млн руб. — при свыше 33 000. В этом году экспортеры автомобильной техники полностью смогут компенсировать свои затраты на ее доставку до границы РФ, на что направят 5 млрд рублей.

Денис Мантуров: «Если сравнивать эффективность мер государственной поддержки 2015-го и 2009 года (поскольку они сравнимы с точки зрения объемов рынка), на вложенные 75 млрд рублей в 2009 году было реализовано всего 460 тыс. автомобилей, при том что в 2015-м году было потрачено из бюджета 43,3 млрд, а автомобилей продано почти 600 тыс.»

На фоне общего кризиса и повышенных бюджетных расходов такие вливания кажутся слишком большими. Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли, в своем докладе 8 сентября сообщил несколько иные цифры расходов федерального бюджета — «в 2015–2018 гг. по реализуемым в настоящий момент мерам господдержки  они составят 31,6 млрд рублей — 15 млрд на обновление парка, 3,5 млрд на льготный лизинг и 14,1 млрд на льготное автокредитование». Но главное, он объявил о доходах государства в 2015 году: «поступления от программ стимулирования спроса составят 56,7 млрд рублей (уже поступило 50 млрд)». Откуда появилась такая цифра, замминистра не объяснил. Понятно, что когда предприятие работает, а его сотрудники получают зарплату, то платятся налоги, а в автопроме задействовано несколько сотен тысяч человек. Увеличение количества сданных в утиль автомобилей позволяет развиваться переработке, а значит, создаются новые рабочие места и улучшается сырьевая безопасность. Но сама возможность того, что потребители покупают и используют больше машин, уже обеспечивает неплохие поступления в бюджет.

Дебет

Получать доходы от автопрома государство может из двух источников — от производителей автомобилей и их пользователей. Но если меняются условия для первых, то в любом случае за них расплачиваются вторые — за любое повышение налогов, пошлин и сборов в итоге платит потребитель, покупая машины по цене, компенсирующей все затраты продавца. И именно так происходит последние годы.

Один из немногих сборов, которые не меняются несколько лет — таможенная пошлина. Более того, после вступления России в ВТО ее величина будет снижаться: за ввоз легковых автомобилей юридическими лицами с 2016 года вместо 25% взимается 23%, в 2017 году ставка снизится до 20%, в 2018-м — до 17%, а в 2019 году установится на уровне 15%. Но поскольку это импорт, и цены указываются в валюте, то упавший курс рубля автоматом увеличивает поступления в бюджет от ввоза каждого автомобиля. Другое дело, что этот же фактор заметно снизил поток поставок из-за рубежа: по данным «Автостата», импорт легковых автомобилей по итогам первого квартала 2016 года упал на 45,7% до 52,7 тыс. машин. Впрочем, таможенные расчеты нас сейчас не сильно интересуют, ведь государство поддерживает внутренних производителей, которые импортируют лишь запчасти и машинокомплекты, но делают это по льготным ставкам, благодаря соглашениям о промышленной сборке.

А вот от налога на добавленную стоимость производителей никто не освобождал. И именно НДС является одной из главных статей пополнения бюджета. Платится он только тогда, когда транспортное средство переходит к собственнику, значит, чем больше новых машин продается, тем больше поступлений от НДС. Так, при утверждении программы по льготным кредитам в 2013 году сопроводительный текст содержал данные о том, что за 4 года при вложенных 5,41 млрд рублей «поступления от НДС на проданные в рамках программы автомобили составят около 18 млрд рублей». Если предположить, что при участии в госпрограммах в 2015 году было продано около 560 000 автомобилей (1/3 от 1 700 0000) по цене 750 000 рублей (максимальная стоимость машины для получения льготного кредита), то получается, что только от НДС в бюджет поступило 75,6 миллиарда. Это почти в 2 раза больше, чем выделило государство на все три программы.

Следующая статья доходов — акцизы. Автомобили и мотоциклы попадают под эту категорию косвенных налогов, включаемых в цену товара, наряду с алкогольной и табачной продукцией, лекарствами, парфюмерией, косметикой и топливом. Взимаются акцизы, как и НДС, при реализации. С самого начала государство сочло эти сборы достаточно легким способом пополнения бюджета, отчасти поэтому с каждым годом его аппетит рос вместе со ставками. В среднем ежегодное увеличение составляло около 10% от предыдущих показателей. Но одно дело, когда речь идет о ставках меньше 20 руб. за лошадиную силу, и уже совсем другое, когда акцизы возросли. Так, за 8 лет действия программ поддержки автопрома ставки выросли почти в два раза. Значит, за это время в бюджет стало поступать в два раза больше денег. Естественно, при таких условиях правительству выгоднее, чтобы народ покупал больше машин. Даже если считать, что все автомобили, купленные с господдержкой, имеют мощность 100 л.с., то только в 2015 году с них получили более двух миллиардов рублей акцизов. Но ведь часть из них мощнее, то есть денег на самом деле пришло больше.

Размер акциза в рублях за 1 л.с. в 2009-2017 годах

Автомобили легковые2009...2012...201520162017
С мощностью двигателя до 90 л.с.0 0 000
С мощностью двигателя свыше 90 л.с. и до 150 л.с.21,7 28,5 374143
С мощностью двигателя свыше 150 л.с.214 285 365402420
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.214 285 365402420

Говоря об акцизах, нельзя забывать о сборах за топливо. Эти ставки также растут, в 2015 году был довольно ощутимый скачок, а в этом году акциз на топливо повышался уже два раза. Благодаря этому повышению в казну поступит на 80 млрд рублей больше, чем в предыдущем году.

Ставки акцизов на нефтепродукты в 2013–2016 гг. (руб. за тонну)

Наименование2013201420152016
Автомобильный бензин без экологического класса10 10011 11013 33213 332
Автомобильный бензин, класс 3 (150 ррм, вид I)9 75010 72512 87912 879
Автомобильный бензин, класс 4 (50 ррм, вид II)8 9609 91610 85810 858
Автомобильный бензин, класс 5 (10 ррм, вид III)5 7506 4507 7509 500
Прямогонные бензины10 22911 25213 50214 665
ДТ класс 3 (350 ррм, вид I) и ниже5 8606 4467 7357 735
ДТ класс 4 (50 ррм, вид II)5 1005 4275 9705 970
ДТ класс 5 (10 ррм, вид III)4 5004 7675 2445 970
Масло моторное7 5098 2609 0869 577

Но и этих акцизов правительству не хватает — в начале года возникла идея добавить в список подакцизных товаров автомобильные шины. Возмущение общественности и негативные оценки экспертов приостановили реализацию проекта, но, скорее всего, его введение лишь вопрос времени.

C 1 сентября 2012 года в качестве заградительной меры все ввозимые импортные транспортные средства обложены утилизационным сбором. Но ВТО вынудило ввести сбор и на технику внутреннего производства, поэтому с 1 января 2014 за утилизацию платят все, и этот платеж уже заложен в стоимость автомобиля. То есть деньги, которые государство вкладывает в программу утилизации, априори возвращаются. Утилизационный сбор распространяется почти на всю движущуюся технику — от мопеда до комбайна, и рассчитывается путем умножения базовой ставки (сейчас она равна 20 000 руб. для легкового авто и 150 000 руб. для всего остального) на коэффициент, соответствующий тому или иному типу транспортного средства и его возрасту. Если с искусственным удорожанием б/у техники все понятно — нужно, чтобы люди покупали новые машины, то о логике установления коэффициентов, которые для легкового транспорта зависят от объема двигателя, сейчас говорить не будем. Главное, что с 2016 года ставка утилизационного сбора на новые автомобили проиндексирована на 65%, а 6 февраля 2016 г. вышло постановление Правительства «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним». С одной стороны, государство поддерживает и производителей, и покупателей. С другой — поднимает цены так, что у продавцов снижаются продажи, а покупатели откладывают приобретение или присматривают технику классом ниже или подержанную.

Некоторые коэффициенты и суммы утилизационного сбора с 1 января 2016 года

МаркаКоэффициентСбор, руб.
НовыеСтарше 3-х летНовыеСтарше 3-х лет
Легковые автомобили для перевозки не более 8 пассажиров и массой до 3,5 т
С электродвигателями1,425,328 400106 000
С объемом двигателя не более 1000 см31,425,328 400106 000
С объемом двигателя более 1000-2000 см32,218,2644 200165 200
С объемом двигателя более 2000-3000 см34,2216,1284 400322 400
С объемом двигателя более 3000-3500 см35,7328,5114 600570 000
С объемом двигателя более 3500 см39,0835,01181 600700 200
Ввозимые физическими лицами для личного пользования0,170,263 4005 200
Грузовой автомобиль (микроавтобус, фургон, седельный тягач и др.)
До 2,5 т полной массы0,830,88124 500132 000
2,5–3,5 т полной массы1,322,06198 000309 000
8,0–12,0 т полной массы2,216,91331 5001 036 500
12,0–20,0 т полной массы2,4310,06364 5001 509 000
20,0–50,0 т полной массы4,7911,8718 5001 770 000
Автобусы
С объемом двигателя не более 2500 см30,991148 500150 000
С объемом двигателя свыше 2500- 5000 см31,983297 000450 000
С объемом двигателя свыше 5000-10000 см32,644,4396 000660 000
С объемом двигателя свыше 10000 см33,305,2495 000780 000
Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья
Конструктивной массой свыше 50 т, но не более 80 т22,4051,123 360 0007 668 000
Конструктивной массой свыше 350 т61,10669 165 0009 900 000
Прицепы*
Массой более 10 т17150 0001 050 000
Мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы, снегоходы
С объемом двигателя не более 299 см30,40,760 000105 000
С объемом двигателя не менее 300 см3 и не более 1 500 см30,71,3105 000195 000
* Правительство РФ утвердило постановление № 401 от 11 мая, согласно которому прицепы массой до 10 т освобождены от уплаты утилизационного сбора, а на прицепы массой более 10 т ставки снижены с 2,7/11,9. До этого на прицепы массой 0,75–3,5 т распространялся коэффициент 2,2/10, массой 3,5–10 т — 2,6/11,5.

Баланс

Вкладываясь в поддержку автопрома, государство не занимается благотворительностью, а обеспечивает свои же собственные доходы. По оценкам специалистов, бюджетная эффективность трех программ стимулирования спроса составляет 184%, то есть на каждый вложенный рубль правительство получает почти два. Более того, в отличие от производителей и поставщиков государству не нужно измерять покупательскую способность россиян, поскольку компенсации выплачиваются только после заключения сделок и получения отчетов от продавцов. Так что покупая автомобили российского производства (а таких сейчас примерно три четверти), россияне поддерживают не только автопром, но и госбюджет.

Читать полностью:http://info.drom.ru/misc/42845/

  • avatar
  • .
  • +21

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.