США разучились делать самолеты

 

16 июля 2024 года на таиландской авиабазе Чиангмай состоялась церемония официального ввода в состав военно-воздушных сил Таиланда первых двух лёгких турбовинтовых боевых (штурмовых) самолётов Beechcraft AT-6TH Wolverine производства американской корпорации Textron, из восьми заказанных по контракту 2021 года.

Но что же это за самолеты, и что в них американского?

Самолет AT-6 Wolverine (с обозначениями вариантов АТ-6В и АТ-6Е) является штурмовым вариантом состоящего на вооружении ВВС США турбовинтового учебно-тренировочного самолета Beechcraft T-6 Texan II (который на самом деле является лицензионным вариантом швейцарского самолета Pilatus PC-9), и был изначально предложен Textron Aviation для программы ВВС США перспективного легкого боевого самолета ОА-Х.

Программа ОА-Х (сначала проходившая как Light Attack/Armed Reconnaissance – LAAR), начатая еще в 2009 году, предполагала использование легких турбовинтовых ударных самолетов в качестве возможной “недорогой” альтернативы использованию “настоящих” боевых самолетов, включая штурмовики А-10, в конфликтах “низкой” и “средней” интенсивности.

При этом первоначально рассматривались планы приобретения от 100 до 300 таких легких боевых самолетов.

В начале 2018 года ВВС США выбрали претендентами в финальном этапе тендера ОА-Х самолеты АТ-6В и выступавший очевидным фаворитом бразильский турбовинтовой учебно-боевой самолет Embraer A-29В (он же ЕМВ-314) Super Tucano, продвигавшийся американской корпорацией Sierra Nevada Corporation (SNC), организовавшей его “отверточную” сборку из бразильских машинокомплектов в США на совместном предприятии с Embraer в Джэксонвилле (штат Флорида) для поставок в счет американской военной помощи “партнерам” США.

Однако ВВС США всё более утрачивали интерес к программе ОА-Х, которая окончательно “сдулась” к концу 2019 года, и в 2021 году ОКР по ней были прекращены финансированием. Но в октябре 2019 года ВВС США успели принять решение все же заказать по два экземпляра самолетов АТ-6В (АТ-6Е) и А-29В для сравнительных испытаний в рамках так называемого “эксперимента” Light Attack Experiment (LAE), выдав соответствующие заказы в марте 2020 года, и в том числе Textron Aviation получила контракт в 70,2 млн долл на два самолета АТ-6Е Wolverine, которые были поставлены в 2021 году.

То есть каждый самолет обошелся бюджету США в 35 миллионов баксов. Что-то мне подсказывает, что России полноразмерный Су-34 обходится дешевле. Двухмоторный реактивный Як-130 обходится ВВС РФ около 8 миллионов баксов (и около 15 миллионов баксов он стоит при экспортных поставках). Но это же США – “самолеты свободы” не могут стоить дешево, иначе в них будет мало свободы!

Из-за прекращения ОКР по программе сравнительные испытания закупленных АТ-6Е и А-29В так и не были произведены. После этого сообщалось, что оба полученных ВВС США самолета AT-6Е Wolverine планировались использовать Боевым авиационным командованием ВВС США в качестве опытных на авиабазе Неллис для отработки экспортной системы передового авианаведения и передачи данных AERONet (Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network), предназначенной для поставок союзникам и “партнерам” США. Однако фактически данные об эксплуатации АТ-6Е в ВВС США отсутствуют. То есть и этого, очевидно, не сделано.

Вот эти-то два несчастных самолета и отгрузили в Таиланд. Причем даже это потребовало ТРИ ГОДА.

Оцените юмор ситуации: самолеты были получены ВВС США в 2021 году, в этом же году заключен договор с Таиландом на поставку, но отгрузили самолеты только сейчас, через три года. Самолеты были доставлены в Таиланд “россыпью” в мае 2024 года, где прошли сборку на авиаремонтном государственном предприятии Thai Aviation Industries (TAI) в Тахли в провинции Накхонсаван.

Сейчас тайцам морочат голову обещаниями отгрузить остальные шесть машинокомплектов до конца года. Что-то мне подсказывает, что обманут – ибо швейцарцы наверняка буксуют с поставками компонентов. Да-да – “производство” этих леталок на Beechcraft примерно такая же “отвёртка”, как у Сьерры-Невады с бразильцами.

Сообщается, что в исполнении для ВВС Таиланда самолет будет способен нести управляемые авиационные бомбы GBU-12 Paveway II, управляемые ракеты Hellfire и 70-мм корректируемые ракеты APKWS, а также различное неуправляемое вооружение.

Интересно, что еще в феврале 2020 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) направляло Конгрессу США уведомление о возможной продаже по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) четырех самолетов AT-6C Wolverine – Тунису, однако реализована эта поставка так и не была.

Так что Таиланд стал первым обладателем самолетов Wolverine в строю.

Церемония передачи напоминает приезд туристов на тайский курорт. Алоха! Ловите лоха!

 
Материал: bmpd.livejournal.com/4842975.html
  • avatar
  • .
  • +7

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.