Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Почему не восхититься? Да, в свое время самолет получил от летчиков не очень лестное прозвище «стринбэг», то есть «авоська», если перевести по смыслу. Молодые поколения могут и не знать, что это такое, «Гугл» поможет.

Биплан, тихоходный, с неубирающимся шасси, устаревший уже на момент своего выхода в серию, он мало того что провоевал всю войну, оставаясь по сути единственным палубным торпедоносцем Великобритании, так он еще пережил того, кто должен был по идее прийти ему на смену!

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Fairey Albacore тоже биплан, но разработанный в 1940 году вроде как на смену «Суордфишу». Вроде как – это потому что получил от язвительных британцев еще более уничижительное прозвище «Огрызок». Игра слов, Albacore и Applecore.

Альбакор – вроде как тунец такой, но вот «Огрызок» провоевал параллельно с «Меч-рыбой», но британцы предпочитали старое доброе Зло, то есть «Суордфиша». «Альбакор» оказался еще более унылой штукой, хотя куда дальше-то?

В общем, в дно торпедоносной авиации Британии стучали всю войну, но толку с этого был ноль. «Барракуда» появилась уже тогда, когда все стало ясно что с немцами, что с японцами.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

 

А теперь вдумайтесь: на счету этого летучего архаизма и несуразности больше уничтоженных вражеских кораблей, чем у любых других типов самолетов союзников.

Это факт, который можно трактовать по-всякому. Но он имеет место быть, этот факт. «Меч-рыбы» загрызли столько кораблей и судов, сколько не снилось никакому другому самолету. Безумный парадокс, который говорит о том, что британские летчики все-таки были очень крутыми парнями.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Вообще, концепция этакого биплана-многоцелевого штурмовика витала в конструкторских умах во многих странах. Вершиной развития, как мне кажется, стал наш И-153 «Чайка», но в большинстве стран все остановилось на уровне деревянно-перкалевого самолета с неубирающимся шасси.

Собственно, то же самое представлял собой и «Суордфиш». Тем не менее, в техническом задании этого керогаза, предназначенного для нужд флота, стояла способность несть торпеду или эквивалент в бомбах. И да, умение взлетать и садиться на палубу авианосца – это само собой разумеющееся.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Плюс самолет оказался весьма устойчивым, послушным в управлении и с очень хорошей маневренностью. Спокойно взлетал и садился на палубу выделенного для испытаний авианосца «Корейджес» и спокойно прошел второй этап испытаний в качестве гидросамолета, для чего шасси заменили поплавками.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Вообще, на момент принятия на вооружение «Суордфиш» уже был вполне законченным анахронизмом. Деревянный, обтянутый перкалем биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной – ну не очень далеко «Меч-рыба» ушел от аэропланов 20-х годов. Потому и получил не самое приятное прозвище.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Так что «Суордфиш» заменил совсем уже печального предшественника от фирмы «Фэйри», «Морского котика» Seal, а «Альбакор» не заменил «Суордфиша» и был тихонько снят с производства по ходу войны.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Первую торпедную атаку в начавшейся войне совершил… правильно, экипаж «Суордфиша» с авианосца «Фьюриес». Произошло это 5 апреля 1940 года, в ходе сражения кораблей в Тронхеймской бухте.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

13 апреля 1940 года «Суордфиш» с линкора «Уорспайт» атаковал бомбами и потопил немецкую подводную лодку U-64, ставшую первой подводной лодкой, погибшей от работы авиации. Соответственно, «Суордфиш» стал первым самолетом, утопившим подлодку бомбами.

Авиагруппы с британских авианосцев работали и по суше, и работали вполне неплохо. Финал, правда, был подмочен в прямом смысле, когда «сладкая парочка» Кригсмарине, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» утопили авианосец «Глориес» с эсминцами сопровождения, заодно отправив на дно два дивизиона «Суордфишей».

В Средиземном море «Меч-рыбы» тоже имели очень много работы. Разведка, атаки итальянских и немецких конвоев в Африку – этим занимался специальный дивизион сухопутного базирования, переброшенный из Франции и авиагруппы авианосцев «Игл» и «Арк Ройял».

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

22 августа 1940 года в гавани Сиди-Барани (Египет) звено из трех самолетов под командованием капитана Пэтча было обнаружено огромное скопление кораблей. Британцам не надо было даже целиться, достаточно просто сбросить торпеды по кораблям, которые стояли очень плотно.

Тремя торпедами были подорваны две подводные лодки и транспорт, груженный, как оказалось, боеприпасами. Взрыв на его борту разнес вдребезги не только сам корабль, но и пришвартованный к нему эсминец, экипаж которого как раз принимал на борт эти боеприпасы. Реально, три торпеды – четыре корабля.

Но звездный час «Суордфишей», несомненно, был в Таранто. Вообще Таранто в истории недооцененный эпизод. Оценили, пожалуй, только японцы, которые буквально через год устроили примерно то же самое американцам в Перл-Харборе.

Проведенная авиаразведка показала, что во внутренней гавани Таранто находятся фактически главные силы итальянского флота: 5 линкоров, 5 тяжелых крейсеров и 4 эскадренных миноносца.

Британские инженеры модернизировали торпеды, чтобы те, погрузившись на 10,5 метра, могли проскочить под сетевыми заграждениями, на которые так уповали итальянцы.

В 22 часа 25 минут 11 ноября с палубы авианосца «Илластриес» взлетели два дивизиона по 12 машин. Каждый пилот заранее знал свою цель.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Ну и в 1941 году «Суордфиш» продолжил карьеру в том же духе.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

26 мая 1941 года, в совершенно штормовую погоду, 15 торпедоносцев «Арк Ройяла» вылетели на свой страх и риск и… нашли «Бисмарка»! Две торпеды нашли цель. Ну вообще, что такое торпеда весом 700 кг «Бисмарку»? Слону дробина. Первая, которая попала точно в середину, ее, наверное, кроме аварийной партии никто и не заметил.

А вот вторая, которая заклинила рули…

Все остальное, торпеды с британских миноносцев, которые лишили «Бисмарка» хода, снаряды с «Роднея» и прочее – все было вторично.

Первым гвоздем в крышке гроба «Бисмарка» стала именно торпеда с «Суордфиша», и ничего тут больше не добавить.

Правда, в том же 1941 году звезда «Суордфиша» начала закатываться. И немцы, и итальянцы поняли, что этот анахронизм – весьма опасная штука, если дать ее в руки опытному летчику. А в Британии таких было достаточно.

Кстати, есть интересная версия того, почему в Таранто у британцев были такие скромные потери. Все дело в скорости. Говорят, что итальянские стрелки ПВО не могли взять нормальное упреждение, потому что «Меч-рыбы» тащились со скоростью меньше 200 км/ч. И итальянские наводчики, неправильно определив скорость, не смогли рассчитать реальное упреждение.

Но со временем против «Суордфишей» начали работать не расчеты ПВО, а экипажи «Мессершмиттов» и «Макки Саетта». И на этом фактически карьера «Суордфиша», как торпедоносца закончилась.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

А заодно «Суордфиш» начал осваивать смежные профессии.

Вообще, из него получился весьма неплохой самолет ПЛО (см. начало). В разгар «Битвы за Атлантику», которую я бы назвал как «Битва за еду для Британии», когда ребята Деница рвали конвои, идущие из США и Канады в Великобританию, британцы выяснили, что как охотник за подводными лодками, «Суордфиш» не имеет себе равных.

Тихий ход как раз оказался весьма полезен при отыскивании подлодки противника. Бросать бомбы с пикирования в такую небольшую цель, как субмарина, тоже было делом не сложным. Да и сильное оборонительное вооружение (которым «Суордфиш» не блистал отродясь) тоже не особенно нужно.

Так в составе британских конвоев начали появляться так называемые «эскортные авианосцы» — небольшие авианесущие корабли, как правило, переоборудованные из транспортных судов или танкеров, с несколькими противолодочными самолетами на палубе.

Первые противолодочные «Суордфиши» вооружались фугасными и глубинными бомбами на подкрыльевых подвесках. Позднее, летом 1942 года, на них стали монтировать пусковые установки для ракетных снарядов калибра 127 мм, по 4-5 штук под каждой консолью. При этом часть полотняной обшивки на нижнем крыле заменялась металлическими панелями. Это новшество возвели в ранг модификации и назвали Mk.II.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Пластмассовый радиопрозрачный обтекатель антенны радара размещался на Mk.III между основными стойками шасси, а сама РЛС — в кабине, вместо третьего члена экипажа.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Так, в составе конвоя PQ-18 находился авианосец «Эвенджер» с 12-ю «Си Харрикейнами» и 3-мя «Суордфишами» на борту. Один из «Суордфишей» 14 августа 1942 года обнаружил и серьезно повредил бомбами немецкую подводную лодку U-589. Не имея возможности добить субмарину, экипаж самолета навел на лодку миноносец «Онслоу», экипаж которого довершил уничтожение.

«Суордфиши» с кораблей конвоя RA-57, шедшего в Мурманск, достоверно стали причиной гибели подводных лодок U-366, U-973 и U-472.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

Суммарный выпуск составил 2392 машины. Из них 992 — Mk.I, 1080 — Mk.II и 320 — Mk.III. В 1943 году 110 самолетов Mk.II по заказу руководства канадских ВВС оборудовали закрытой кабиной с обогревом для эксплуатации в условиях полярной зимы. Эта модификация получила неофициальное название «Mk.IV».

Еще несколько слов буквально хотелось бы сказать о вооружении «Суордфиша».

Самолет мог нести на узлах подвески боевую нагрузку общей массой до 730 кг. На главном подфюзеляжном узле крепилась авиаторпеда калибра 457-мм или морская мина массой 680 кг, или дополнительный подвесной бензобак емкостью 318 литров.

Подкрыльевые узлы (4 либо 5 под нижними консолями) допускали применение различных видов вооружения: фугасных бомб в 250 и 500 фунтов, глубинных, осветительных и зажигательных бомб, а на модификациях Mk.II и Mk.III — реактивных снарядов.

Стрелковое вооружение состояло из курсового синхронного пулемета «Виккерс К» с ленточным питанием, установленного по правому борту фюзеляжа, и такого же пулемета, но с дисковым магазином, на турели у стрелка-радиста.

Боевые самолёты. Fairey «Swordfish». И дело даже не в «Бисмарке»…

ЛТХ: Swordfish Mk.II

  • Размах крыла, м: 13,87
  • Длина, м: 10,87
  • Высота, м: 3,76
  • Площадь крыла, м2: 5 639
  • Масса, кг
    • — пустого самолета: 2 132
    • — нормальная взлетная: 3 406
  • Двигатель: 1 х Bristol Pegasus XXX х 750 л.с.
  • Максимальная скорость, км/ч: 222
  • Крейсерская скорость, км/ч: 193
  • Практическая дальность, км: 1 700
  • Практический потолок, м: 3260
  • Экипаж, чел: 3
  • Вооружение:
    • — один синхронный 7,7-мм пулемет в фюзеляже и один 7,7-мм пулемет в задней кабине;
    • — торпеда массой 730 кг или глубинные бомбы, мины, или бомбы массой до 680 кг, или до восьми НУРС.

 

Что можно сказать, посмотрев на ЛТХ и вооружение? Только то, что столько удачи не бывает. Самолет совершенно был не боец, так что все победы, одержанные «Суордфишами», смело можно относить на счет высочайшей подготовки британских морских летчиков, а также их боевого духа.

ЛТХ: Swordfish Mk.II

Источник: Роман Скоморохов

  • avatar
  • .

1 комментарий

avatar
Кстати, есть интересная версия того, почему в Таранто у британцев были такие скромные потери. Все дело в скорости. Говорят, что итальянские стрелки ПВО не могли взять нормальное упреждение, потому что «Меч-рыбы» тащились со скоростью меньше 200 км/ч. И итальянские наводчики, неправильно определив скорость, не смогли рассчитать реальное упреждение.
Скорее всего, оно так и было… Дело в том, что немцам позже тоже пришлось столкнуться с подобной проблемой в лице нашего По-2, который, попросту говоря, не успевал долететь до снарядов, ему предназначенных. И немцам пришлось в срочном порядке разрабатывать, и рассылать в подразделения ПВО новые таблицы и руководства.
Что же касается мессершмитов — По-2 и им не всегда оказался по зубам, в силу того, что действия боевые проходили над землёй, там было больше шансов укрыться.
Хотя, помню, у кого-то в мемуарах описан случай на Чёрном море: связной По-2 днём шёл над морем, на небольшом удалении от берега. При появлении мессера, шансов у него почти не было, но умудрившись первые пару заходов увернуться, он каждый раз прижимался ближе к берегу, и при очередной атаке, пилот кукурузника, заложив вираж, нырнул между обрывистым берегом и рядом стоявшей в море отдельной скалой. Мессер, видимо в азарте, сиганул за ним, но… то-ли размах крыльев оказался больше, то ли инерция сильнее из-за более тяжёлого веса… В общем, попытка повторения трюка имела фатальные последствия…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.