Ту-144: почему сверхзвуковой пассажирский самолет сняли с эксплуатации

На авиалайнер возлагались огромные надежды. Для советского руководства он был одним из способов догнать и перегнать Америку. А вместе с ней Францию и Британию. Однако не случилось. Почему Ту-144 сняли с эксплуатации и постарались забыть? Давайте разберемся в причинах…

Ту-144: почему сверхзвуковой пассажирский самолет сняли с эксплуатации

 

Интересный, но «сырой»

Интересный, но «сырой»

 

Почему Ту-144 сняли с эксплуатации так быстро?

Почему Ту-144 сняли с эксплуатации так быстро?

Однажды конструктора Андрея Николаевича Туполева вызвали в ЦК КПСС на ковер. Он доложил Хрущеву:
– Машина получается довольно прожорливой.
Генсек на это махнул рукой:
– Ваше дело – утереть нос капиталистам, а керосина у нас хоть залейся!
Нос, конечно, утерли, а вот с керосином вышла промашка. Совсем не ко времени в мире грянул энергетический кризис. Подорожавшее топливо для «тушки» стало влетать в копеечку. «Сто сорок четверку» даже прозвали «удавом на шее «Аэрофлота». Пожалуй, нерентабельность и стала главной причиной свертывания проекта.

Билет на рейс стоил 80 рублей. На обычном дозвуковом самолете можно было долететь по такому же маршруту за 62 рубля. В несколько раз поднимать цену, сделав ее «золотой», не имело никакого смысла. Это же не «Конкорд», перевозивший миллионеров. А на международный рынок у авиалайнера выхода не было.

Вторая по значимости причина снятия Ту-144 с эксплуатации – маленькая дальность полетов по сравнению с проектной. Самолет летал из Москвы в Алма-Ату и обратно. Это всего 3260 км. Ни о какой практической дальности 4000 – 4500 км с полной загрузкой, указанной в правительственном задании, речь уже не шла. О рейсе без промежуточных посадок «Москва – Хабаровск» протяженностью 6250 км пришлось забыть.

И дело не в больших объемах потребляемого топлива. Для очередного «догнать и перегнать» керосина бы не пожалели. Но двигатель НК-144А не вытягивал. По параметру дальности Ту-144 уступал «Конкорду», летавшему по маршрутам:

  • «Лондон – Барбадос»;
  • «Париж – Нью-Йорк»;
  • «Лондон – Нью-Йорк».

Предельный максимум практической дальности полета «Сто сорок четверки» на сверхзвуковой скорости при нагрузке 7 т составлял 3600 км.

Ту-144: почему сверхзвуковой пассажирский самолет сняли с эксплуатации

  • avatar
  • .
  • +23

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.