Убогое советское детство.



В последнее время часто замечаю, как любители СССР на всевозможных форумах а также на сайте «Одноклассники» признаются друг другу — да, жизнь в СССР была не слишком лёгкой, жили дружно зато бедно, в квартирах двери не закрывались лишь потому, что там было нечего красть — но вот детство-то советское каким было! Ах, какое было детство! А какими длинными и солнечными были летние дни в лагерях, а сейчас это разве лето? Встал с утра, с женой поругался, Путина по телевизору послушал, тёщу и другую старую мебель на дачу отвёз — вот и день кончился!

На самом деле причина такой ностальгии связана не с тем, что раньше было «более лучшее» время, а с шутками, которые вытворяет с человеком его память. Она устроена таким образом, что мы в принципе запоминаем в основном хорошие и приятные моменты в жизни, не акцентируясь на плохом — это банальные механизмы самозащиты сознания, которые функционируют у всех homo sapiens одинаково, вне зависимости от страны их проживания. Плюс с годами у многих также теряется острота восприятия мира в целом — именно поэтому людям и кажется, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и солнце светлее, и даже краски были более яркими.

Говоря про детство, нужно добавить, что тут накладывается ещё один пласт для ностальгии — детство это то время, когда человек не принимает самостоятельных решений и не думает о жизненных проблемах. У меня тоже часть детства прошла в СССР, но я никак не связываю общую детскую беззаботность с политическим строем, это просто часть детского восприятия мира — как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.

Если же говорить про советское детство в целом — то оно было весьма и весьма убогим, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую. Для удобства чтения я разделил описание советского детства на несколько разделов и подробно разберу каждый из них. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение.

Тоталитарная школа.



Начнём, пожалуй, с советской школы — ей ребёнок посвящал десять лет своей жизни (фактически, всё детство), и она во многом формировала его мироощущение. Советская школа напоминала закрытое учреждение казарменного типа, ребёнок в ней не имел никаких прав — одни обязанности. С первого класса советская школа приучала ребенка к мысли, что ему предстоит жить в советской системе — он станет сперва октябрёнком, потом пионером, а затем и комсомольцем. Никаких альтернатив не было — те, кто хотел быть «вне системы», считался чем-то нехорошим, вредным и вообще каким-то «не нашим».

С первых же дней на советского первоклассника наседали с советской пропагандой — рассказывали про мёртвого деда, который на самом деле жив, водили в разные там ленинские комнаты, показывали подвиги пионеров-героев, рассказывали о борьбе дедов, о страданиях маленьких коммунистов в Гватемале а также и под гнётом пиночетовской хунты, о том как именно немцы вешали партизан, о том как Чёрные полковники мучили греческое сопротивление, светя им по ночам в окна прожекторами — и прочее подобное. Потом одуревшему от всего этому пионеру подсовывали под нос подвиг Гагарина, рассказывали о том, что мы живём в самой свободной в мире стране, и в честь этого он должен собрать полторы тонны металлолома и подмести восемь километров дорожек у школы — метлу в руки — кругом — марш! Отставить разговорчики. Именно пропаганда и принудительный труд были отличительными чертами советской школы.

Отдельной строкой стоит сказать и про советский учителей — в большинстве своём это был тип человека-приспособленца, который не имел собственного мнения (как по академическим, так и по общечеловеческим вопросам), боялся начальства и вымещал свои комплексы и жажду власти на детях. Советский учитель чаще всего был носителем двойной советской морали — рассказывал пионерам, что советский человек должен быть честным и правдивым, восхвалял советский строй — но при этом тащил мелкие взятки в поликлинику и покупал шмотки у фарцовщиков.

В общем — ничего хорошего советская школа не несла. Попробуйте сами сесть и вспомнить свои школьные годы — не какие-то отдельные светлые моменты, вроде подкладывания кнопки под задницу Ленке и конструирования бумажных бомбочек с водой — а общее ощущение от советской школы в целом. Вы легко вспомните то оущение несвободы, и удивитесь тому, что возвращаться туда вам совсем не хочется.



Тесные квартиры.



Придя из школы, советский ребёнок попадал домой — чаще всего это была убогая и тесная «бесплатная» советская квартира. У меня в моём детстве (часть которого пришлась на годы СССР) была своя отдельная комната — в которой у меня был отдельный письменный стол, раскладной диван, зеркало, гардероб и большой книжный шкаф.  Я сам выбирал цвет обоев в своей комнаты и то, какие именно плакаты будут висеть у меня на этих обоях. Только позже я понял, как сильно мне повезло — у большинства советских детей не было своей комнаты в силу убожества и тесноты совковых квартир.

Вспоминаю семью моего друга Вовы, которая жила в тесной советской трёхкомнатной квартирке общей площадью не более 55-60 метров — там была крошечная прихожая два на два метра, небольшая спаленка и ещё две смежные комнаты площадью метров по 17 каждая. В этой квартирке жили 7 (семь!) человек — мой друг Вова, его отец и мать, его сестра Вика, его тётя Аня, а также бабушка с дедушкой. Все комнаты квартиры были заставлены кроватями, а письменный стол Вова делил со своей тетей — которая в то время училась в институте. В гости к Вове я ходил только днём — когда дома кроме него бывала только мама, иначе в квартире было не развернуться. За общим столом на кухне семья Вовы не собиралась никогда — было очень тесно.

Другой мой товарищ по имени Женя жил в двухкомнатной хрущёвке с папой, мамой, бабушкой и дедушкой. Хрущёвка была крошечной, не более 40 метров, с комнатами метров по 10 и 14 (четырнадцатиметровая комната в техпаспорте гордо именовалась «залом»). В квартире была тесная прихожая, и из-за стоящих там длинных шкафов с книгами (Женя были из хорошей читающей семьи) входить в квартиру приходилось боком. Родители Жени жили в меньшей комнате, ровно половину площади которой занимала полутораспальная кровать, а в другой комнате жили бабушка с дедушкой. Часть этой второй комнаты была отгорожена сервантом, и в том тёмном углу за шкафом (куда не проникал солнечный свет от низенького окошка) и жил Женя. Это была тесная каморка полтора на два метра, где стояла кровать и крошечный складной походный столик с привинченной на струбцине вечно включенной настольной лампой — на нём Женя делал уроки.

Я до сих пор помню наши школьные сочинения по английскому, которые мы писали по теме «my flat» и потом с гордостью читали вслух — большинство моих одноклассников (детей из интеллигентных семей хорошего района Минска) жили в убогих маленьких панельках на 2-3 комнаты, а некоторые и вовсе ютились в однокомнатных квартирках… При всём желании — я не могу назвать эту жизнь «счастливым детством».



Опасные игры.



«Ах, какие игры были у нас в детстве!» — внезапно вскрикивают фанаты СССР на сайте «Одноклассники». «Ставь лайк, если знаешь, что означают эти два болта, веревка, пакет пороха и гайка!». В конце ещё обычно добавляют, что сейчас дети все поголовно сидят в смартфонах и ничего не взрывают и не поджигают на улице — ну куда это годится!

Лично я могу сказать так — и слава богу, что ничего не взрывают и не поджигают. Действительно, советское детство проходило на улице в подвижных играх — отчасти это происходило именно из-за тесноты и убожества советских квартир, и зачастую уличные игры были очень опасными. Мой старший брат Миша играл в это всё в восьмидесятые годы, я доигрывал в девяностые — и мне до сих пор непонятно, как никого из нас не убило и не покалечило.

Каждый ребёнок в СССР знал, что можно сделать из селитры и фольги и для чего используются пустые гильзы от мелкашки и спичечная сера. Выйти во двор без спичек считалось позорным — без ножика или спичечного корбобка делать во дворе было нечего. Из железных болтов и гайки делались так называемые «пугачи», второй вид пугачей делался из ключа с дырочкой и гвоздя. Офицерские линейки и теннисные шарики шли на приготовление «дымовух», полиэтилен шел на изготовление «капалок». Из скрученных ниткой деревянных линеек делались бумеранги, из оцинкованной жести ножницами по металлу вырезались звездочки «как у ниндзя» для метания, из иголок с бумажным оперением изготавливались дротики. Из найденного во дворе карбида делались настоящие бомбы.

Помимо подрывного и метательного дела, было также весьма неплохо налажено и стрелковое — из велосипедных насосов делались «воздушки», из спиленных веток и жгутов — рогатки, из прищепок и лампочных патронов — самострелы, спичкострелы и рябинострелы. Отдельной строкой надо сказать и про ножички — их носили во двор как для игр вроде «войнушка» или «земля», так и просто для самообороны от возможных хулиганов. Ещё советские дети постоянно лазили по гаражам, крышам и стройкам.

Давайте посмотрим правде в глаза — всё это было распространено лишь из-за того, что во-первых, фабричные советские игрушки были жутко убогими, а во вторых — советские квартиры были жутко тесными. Проще говоря, детям было играть не с чем и негде — именно поэтому и были популярными все эти опасные уличные игры. У всех фанатов СССР хочется спросить — вы бы пожелали своим детям такого детства, где они бы каждый день швыряли пугачи об землю и жевали черный строительный гудрон вместо жвачки? Нет? Вот и сами не стоните о том, как хорошо жилось в СССР.



Скучный телевизор.



Так, что у нас ещё остаётся? Остаётся ещё советское телевидение — окно, так сказать, в мир. Многие сейчас с умилением вспоминают советские мультики — хотя как я подробно разобрал вот в этом посте — большинство советских мультиков было кукольной конъюнктурной шляпой. Те немногие действительно классные мультфильмы, вроде «Тайна Третьей планеты» или «Остров сокровищ» имеют тот же эффект, что и «лучшее в мире советское мороженое» — смотрятся бриллиантами на фоне остального убожества.

С советскими детскими фильмами примерно та же история — на фоне нескольких однозначных винов, вроде «Гостья из будущего», было снято множество конъюнктурного шлака из серии «про детей и школу», вроде какого-нибудь унылого и серого кино «Тихие троечники», где детей дублировали писклявыми голосами пожилые советские актрисы. Что самое смешное — эти фильмы больше любили смотреть мамы и бабушки, чем сами дети — для детей это было скучное и малоинтересное кино с нудным сюжетом, дети любили фильмы про ковбоев и индейцев — коих тоже было очень мало.

Что у нас остаётся ещё? В СССР было ещё несколько детских телепередач, но были построены по тому же принципу, что и остальное советское телевидение — по сути, это были всё те же «Международная панорама» и Служу Советскому Союзу", только адаптированные для детей. В СССР пытались снимать и какие-то обучающие программы, но всё это выглядело убого и особенно это убожество стало заметно в девяностые годы — когда появились яркие и интересные передачи Сергея Супонева, вроде «Звёздный час» или «Зов Джунглей» — про убогое советское детское телевидение тут же забыли.

В общем, и здесь мне непонятно, по чему именно ностальгируют фанаты СССР — по тому, что раз в неделю вам может быть покажут хороший фильм или мультик? И это при том, что сейчас абсолютно свободно, бесплатно и в удобное для вас время можно посмотреть любую передачу или фильм? Такая «ностальгия» мне непонятна...



Принудиловка и серость. Вместо эпилога.

70.jpg

В конце поста хочется добавить ещё вот что — советское детство в целом было полно принудиловки и серости, и у советских детей было очень много ограничений и слов «НЕЛЬЗЯ». Помню свой шок, когда я впервые попал в Стокгольм и увидел двор обычной шведской школы — дети там орали и носились как хотели, над ними не стояли унылые завучихи с линейками и не нудили «Петя, не бегай, Митя, не прыгай, Вася не дыши, Серёжа, стой смирно в углу!»,  в Швеции нет вот этой всей совковой казарменности — и может быть поэтому скандинавская система школьного образования считается лучшей и наиболее эффективной в мире. Да и в целом в Швеции я не заметил вот этих бесконечных совковых «надо» и «нельзя» по отношению к детям — там их стараются воспитывать не принуждением и страхом, а эмпатией и любовью.

Вместо эпилога хочется сказать — советское детство в целом было весьма убогим и серым, и это надо признать. Его можно вспоминать как часть своей биографии, но не надо желать повторения всего этого для современных детей — им хорошо и без всего этого.

А вы помните своё советское детство? Как можете его оценить? Согласны с тезисами из поста?

https://maxim-nm.livejournal.c...

  • avatar
  • .

14 комментариев

avatar
Убогое мировоззрение автора…
avatar
Пиздёжь в каждом предложении. Рассчитано на малолеток, которые слышали это лишь в разговорах старших. Мне современных детей жалко.
avatar
Карбид валялся в каждом дворе, и гостям (автору) хозяева показывали техпаспорт на квартиру (а тогда были они у жильцов)? Советские кв-ры были жутко тесными, это сталинки то? Бред какой то автор выс… ал
avatar
Не, ну тут у кого как. С жильём в совке было не шибко раздольно, но лично у меня в детстве проблем с этим не было.
avatar
А вы помните своё советское детство? Как можете его оценить? Согласны с тезисами из поста?

Тезисы дерьмо собачье. А убогий автор поста.
Есть такое выражение: счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Так вот «убогих» и тесных квартир, «тоталитарных» школ и опасных игр в моем детстве мне вполне хватало и мы были каждый по своему счастливы — познавали мир, впервые влюблялись и наслаждались жизнью.
p.s.
Поинтересовался биографией автора и все стало на свои места. Судя по фото в профиле и информации о том, что в Белорусскую академию искусств он поступил в 2001 году, можно сделать вывод, что родился он где-то в середине 80-х, а соображать, следовательно, стал как раз при развале союза. То есть — автор понятия не имеет о том, каким было детство в СССР, но ничуть ни смущаясь несет хуету, словно сам вынес на своих щуплых плечах всю тяжесть и убогость советского детства. В топку это высер.
  • Lyka
  • +8
avatar
у этого писаря вКонтактике что ни пост — то высер в строну ССССР, как там было херово. И в твиттере у него фото в маджахедовской шапочке.
avatar
больше «С», еще больше «С»!
avatar
Союз Счастливых Советских Социалистических Республик :)
avatar
Детство у нас было самое лучшее, жаль что сейчас у детей не так как у нас!
Автор несет чушь…
avatar
Я тоже родился в середине 80-х и те годы были аху**ными. А вот середина 90-х пи**ец какой ху**ой. В 2000х стало более менее норм =)
PS И это я про жизнь и достаток в целом. Детство то оно и в африке детство. Но это не значит, что я не помню ситуацию в целом.
avatar
Пост говно. Единственное что привлекло внимание, так это ссылка в начале на советскую пропаганду про «мёртвого деда». Действительно, как вспомню, многовато было. Эти плакаты, лозунги… октябрята, пионеры, комсомол, партия. Как выбирали «самых-самых», чтобы первыми принять в пионеры, потом кто по серединке, и в конце самых «двоечников». Хотя сейчас не лучше. Не стало «мёртвого деда» — куда ни ткни Иисусом пытаются заткнуть. Прям чувствуется эта навязчивая показушность. Ничего не имею против православия. Не накидывайтесь. Я сам крещёный. Просто вечно в стране крайности.
  • cafe
  • 0
avatar
В пионеры рвались выскочки, отличники и кого мамы натаскивали. Мне было лично вообще пох, и таким раздалбаям, как я. В комсомоле даже близко не была, учителя грозились-будешь так себя вести ты и иже с тобой, комсомола не увидите. На что мы откровенно ржали. Так что кому то все эти плакаты и идеологии были фиолетово.
avatar
В пионеры рвались выскочки, отличники и кого мамы натаскивали.
Таких единицы были, их использовали для «торжественности», остальных просто по конвейеру автоматом записывали… Чтобы не попасть в октябрята и пионеры — надо было постараться…
Вот с комсомолом — было якобы «посерьёзнее», но только в школах и вузах. На производстве к комсомолу относились гораздо проще (мне в УПНРиА заявили: не подашь заявление — мы тебя на пьянки-пикники брать не будем… ))) ). Попадались комсорги-фанатики-каръеристы, но их основной костяк рабоче-комсомольского коллектива быстро в чувство приводил — либо «спаивал» с коллективом и они становились нормальными людьми, либо изолировал… )
avatar

успел:)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.