89 лет назад в Магадане открылась выставка, положившая начало областному краеведческому музею

День в истории – 9 февраля

  • 9 февраля 1934 года в Верхнем клубе Магадана открылась шестидневная Первая Краеведческая выставка.

Она была посвящена первому съезду колхозников Колымы. Когда же 15 февраля выставка закончила свою работу, ее 649 экспонатов положили начало Охотско-Колымскому краеведческому музею. Основанием для его организации послужило постановление бюро Охотско-Колымского кружка от 19 февраля 1934 года.

Энтузиастами-краеведами были найдены и переданы в дар музею образцы полезных ископаемых, останки древних животных, разнообразные предметы труда и быта, характеризующие материальную и духовную культуру малых народностей Крайнего Севера.

Впервые Охотско-Колымский краеведческий музей, именно так он назывался до 1953 года, открыл свои двери для посетителей 30 марта того же 1934 года. Фонд музея на момент создания составлял 600 предметов этнографии эвенов и якутов, естественно-исторических материалов, собранных энтузиастами-дальстроевцами из Охотско-Колымского краеведческого кружка, организованного еще в 1933 году. Первым заведующим музея стал Ц. М. Крон — активный участник кружка и организатор Первой Краеведческой выставки.

С момента создания и вплоть до 1983 года музей располагался в здании бывшей комендатуры Дальстроя (ул. Пролетарская 20-а), пока весной 1983 года не переехал в специально построенное здание, расположенное по адресу: проспект Карла Маркса, дом 55.

Также в этот день

  • 9 февраля 1937 года из Москвы в первый зимний арктический перелет на самолете «СССР-Н120» вылетел известный полярный летчик Фабио Брунович Фарих.

Маршрут перелета — Москва – Казань – Свердловск – Красноярск – Иркутск – Якутск – Анадырь – Уэлен. Обратный путь по побережью Ледовитого океана. Общая протяженность маршрута — свыше 19 тысяч километров. Цель перелета — проложить кратчайшую зимнюю трассу до мыса Дежнева и далее по всему Северному морскому пути.

  • 9 февраля 1939 года газета «Советская Колыма» опубликовала приветственную телеграмму начальника Дальстроя Карпа Павлова участникам Сталинского каравана — капитанам и командам пароходов «Николай Ежов», «Беломорканал», «Белоруссия», «Комсомольск» и ледокола «Красин», совершающим ледовый рейс из Владивостока в Нагаево.

В то время совершить переход в Магадан глубокой зимой было сравни подвигу. Морская навигация для порта в бухте Нагаева, как правило, начиналась в мае, а заканчивалась не позднее декабря. Но перед зимой 1938–1939 годов на складах в Находке и Владивостоке скопилось много продовольствия и грузов для предприятий Дальстроя, что не успели вывезти в летнюю навигацию. Правительство СССР приняло меры для доставки в Нагаево недозавезенных грузов, решение вопроса лично взял на контроль Иосиф Сталин, так что в народе будущий караван судов назвали Сталинским.

Было решено, что караван выйдет в Магадан 26 января 1939 года. В Управлении морского транспорта Дальстроя был разработан подробный план приема каравана, который ожидался в бухте Нагаева спустя 8–10 дней после выхода из Владивостока. Надо ли говорить, что план пришлось пересмотреть. Вместо расчетных 10 суток на дорогу ушло 38, а у некоторых пароходов и 64 дня.

Ледокол «Красин», а также пароходы «Беломорканал» и «Николай Ежов» добрались до Нагаево только 5 марта. А вторая часть каравана — «Белоруссия» и «Комсомольск» — только в начале мая.

  • 9 февраля 1950 года принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по снижению затрат на добычу золота».

В документе отмечалось, что за истекшие 10 лет себестоимость добычи золота резко возросла. Так, по Дальстрою, если в 1939 году себестоимость одного грамма золота составляла 6,71 рублей, то в 1949 году она увеличилась до 42,11 рублей. Старательская добыча с 16,52 рублей за десять лет также возросла до 51,64 рублей.

Основными причинами назывались систематическое снижение среднего содержания золота в песках и рудах, что вело к резкому увеличению объемов горных работ, изменение их структуры, повышение цен на материалы, продовольственные и промышленные товары, а также повышение заработной платы в золотодобывающей промышленности.

Выход виделся в том, чтобы геологоразведочными работами обеспечить пополнение разведанных запасов новыми месторождениями золота. Для стимулирования постановлением предлагалось первооткрывателей новых крупных месторождений золота с запасами свыше 25 тонн металла для коренного и 15 тонн для россыпного золота представлять к званию Героя Социалистического Труда и награждению орденом Ленина. За открытие новых месторождений с меньшими запасами геологов следовало награждать орденом Ленина. Также для первооткрывателей устанавливались премии в размере до 20 000 рублей.

  • 9 февраля 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа магаданских авиаторов награждена орденами и медалями, удостоена почетных званий. Командиру корабля Ан-12 Магаданского управления гражданской авиации Турбину Анатолию Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Награды были вручены 22 февраля на очередном пленуме территориального комитета профсоюза авиаработников.
  • 9 февраля 1974 года в поселке Ягодное открылся кинотеатр на 503 посадочных места.
  • 9 февраля 1982 года на Снежной Долине состоялись соревнования ДСО «Труд» Дальневосточной зоны по лыжным гонкам. Магаданские спортсмены стали чемпионами во всех дистанциях.
  • 9 февраля 1986 года газета «Магаданская правда» сообщила о вступлении в строй нового хирургического корпуса Магаданской областной больницы.
  • 9 февраля 2000 года в городе Оснабрюк, Германия, прошла презентация сборника стихотворений Эриха Марии Ремарка, впервые переведенных на русский язык профессором СМУ Романом Романовичем Чайковским. Сотрудники Центра Ремарка при Оснабрюкском университете высоко оценили работу магаданского ученого.

 

Фото: magadanmuseum.ru

источник

  • avatar
  • .
  • +23

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.