Что рассказывают конфетные фантики 150-летней давность о дореволюционной истории России


Коллекционирование фантиков можно считать несерьезным занятием, однако сакулумистика – хобби, очень популярное и сегодня. Изучая огромные коллекции, можно найти раритетные упаковки от сладостей, которым уже больше 150 лет! Кроме коллекционеров они вызывают интерес и у историков, ведь по ярким картинкам можно проследить историю нашей страны, начиная с середины XIX века.

Первые конфетные обертки появились меньше двухсот лет назад. Долгое время сладости были творением поваров и подавались они только к столу. Когда же началось массовое производство, то об упаковке задумались не сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Однако ради удобства транспортировки, хранения и простой гигиены конфеты в Англии и Франции в XIX веке начали заворачивать в фольгу. Изобретателем же фантика в принципе считают Томаса Эдисона. Кроме коммерческого варианта лампочки, фонографа и множества других полезных патентов в его творческом багаже оказалась и парафинированная бумага, которая идеально отвечала запросам кондитерского производства.

Сразу стало ясно, что фантик с яркой картинкой будет привлекать внимание покупателей, поэтому конфетные обертки быстро начали украшать цветными рисунками. То, что фантик может стать площадкой для политической пропаганды, придумали вовсе не в Советском Союзе, а задолго до него. С точки зрения рекламы упаковка сладостей является идеальным полем – она точно попадает в руки потребителя и вызывает не только интерес, но еще и приятные ассоциации, поэтому промышленники России сразу стали наполнять эту перспективную нишу актуальной информацией.

Цех по производству  карамели фабрики «С.Сиу и К», конец XIX века

Цех по производству карамели фабрики «С.Сиу и К», конец XIX века


Крупные производители сладостей в России XIX века начали соревноваться в оригинальности и красоте упаковки своего товара. Так, например, один из совладельцев фабрики «Энейм» Юлиус Грей сам занимался разработкой дизайна фантиков, он увлекался на досуге художественной фотографией, а его конкурент, знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, пошел дальше – создал целую артель художников, которые занялись созданием эскизов для упаковок шоколада и конфет.

30 профессиональных живописцев работали у него в цехе упаковки, возглавлял их Федор Шемякин (эта семья, кстати, подарила России нескольких прекрасных художников). В молодости многие звезды художественного искусства зарабатывали на жизнь рисованием картинок для фантиков: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.

Обертка от шоколада, XIX век

Обертка от шоколада, XIX век


Что же касается тематики конфетной продукции, то она полностью соответствовала своему времени, отражая наиболее яркие моменты в общественно-политической жизни страны. Кроме идеальных детей и красоток на фантиках еще с середины XIX века стали появляться коронованные особы. Это придавало производителям и продукции солидности, да и выслужиться перед властью никогда не бывает лишним. Так, например, очень популярной до революции была карамель «Царская», выпускаемая концерном «А.И. Абрикосов и сыновья», на ней был изображен памятник императору Александру II. Позднее эту же карамель запустили в производство и другие концерны, фантик помпезно украшался атрибутами царской власти.

Популярная в XIX веке в России карамель «Царская» выпускалась несколькими концернами

Популярная в XIX веке в России карамель «Царская» выпускалась несколькими концернами


Товарищество «Энейм» пошло еще дальше, создав линию элитной сладкой продукции. Вскрыв изысканную дорогую упаковку печенья или кофе, покупатель находил многостраничные красочные проспекты с портретами царских особ или изображением знаковых для страны событий: изгнание польских интервентов из Москвы, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина, победа в Отечественной войне 1812 года или призвание Михаила Федоровича Романова на царство.

На обратной стороне вкладышей можно было прочитать краткую историческую справку. Кстати, кроме информации о царской династии и истории так можно было узнать о народностях России, ее флоре и фауне, познакомиться с разновидностями оружия и выучить алфавит. Эта сладкая энциклопедия была очень любима детьми даже в семье Романовых, и товарищество «Эйнемъ» в 1913 году было удостоено звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Серия патриотических и познавательных открыток-вкладышей Товарищества «Энейм» (начало XX века)

Серия патриотических и познавательных открыток-вкладышей Товарищества «Энейм» (начало XX века)


В России даже существовала традиция отмечать исторические события или их юбилеи выпусками новой кондитерской продукции. Корни она имеет очень старинные – еще в 1861 году после отмены крепостного права фабрика А.А. Савинова выпустила в продажу конфеты «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян» и «Отмена крепостного права». Сегодня фантики из этой исторической серии являются настоящей редкостью.

Фантики от конфет, выпущенных в честь отмены крепостного права

Фантики от конфет, выпущенных в честь отмены крепостного права
 

Старинный фантик, посвященный войне 1812 года

Старинный фантик, посвященный войне 1812 года
 

Серия конфет, выпущенная к 100-летию Н.В.Гоголя

Серия конфет, выпущенная к 100-летию Н.В.Гоголя


В 1896 году производители конфет мгновенно ответили на важное политическое событие — поездку Николая II вместе с супругой во Францию. Президент Французской Республики Феликс Фор, способствующий сближению двух стран, после этого появился на конфетных обертках. А в 1903 году прилавки наполнились сладкими товарами с видами Санкт-Петербурга – так кондитерские концерны отметили 200-летие столицы.

Президент Французской Республики Феликс Фор на фантике от конфеты (конец XIX  века)

Президент Французской Республики Феликс Фор на фантике от конфеты (конец XIX века)


К 1913 году все производители сладостей в России готовились заранее и очень серьезно – празднование 300-летия дома Романовых обещало стать грандиозным событием, поэтому специально для него разрабатывали новые виды сладостей и создавали особенно роскошную упаковку. Кстати, одним из таких сладких подарков для царской семьи стало печенье «Юбилейное», презентованное кондитерским концерном «А.Сиу и К» самому императору.

Фабрикант Адольф Сиу придумал особую рецептуру бисквита, который Николаю II действительно очень понравился. Всего через 4 года эта фирма превратится в кондитерскую фабрику «Большевик», а вот знаменитое печенье каким-то образом сохранит свое название. Мы и сегодня можем лакомиться им, правда, сейчас уже мало кто знает, что этот юбилей не имеет ничего общего с советскими праздниками.

Серия конфет «В память 300-летия Дома Романовых», харьковское товарищество Дмитрия Кромского, 1913 год

Серия конфет «В память 300-летия Дома Романовых», харьковское товарищество Дмитрия Кромского, 1913 год
 

Историческая упаковка печенья «Юбилейное», выпущенного в 1913 году к 300-летию дома Романовых

Историческая упаковка печенья «Юбилейное», выпущенного в 1913 году к 300-летию дома Романовых


источник

  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.