Гремящая «Колесница»: троянский конь в посудной лавке

Нагло протаранить ворота, устроить дебош в порту, понести тяжелейшие потери, мало чего добиться и отступить… Эпичный провал! Однако произошедшее в порту Сен-Назер 28 марта 1942 года — самый неоднозначный и яркий рейд британских специальных сил. Что именно произошло тогда и какие повлекло за собой последствия — в нашем материале.

Ахиллесова пята «Тирпица»

Британцы боялись, что в Атлантику прорвутся надводные рейдеры противника. Весной 1942 года самым крупным таким кораблём был немецкий линкор«Тирпиц». Он мог создать серьёзные проблемы, но имел слабое место: гигантские размеры. Прорвись«Тирпиц» через Ла-Манш, для него нашёлся бы лишь один сухой док достаточных размеров — в захваченном немцами французском порту Сен‑Назер.

Док был совсем«свежий», его построили только в 1932 году для обслуживания пассажирского лайнера«Нормандия», и на тот момент он считался крупнейшим в мире.

Уничтожить док прямым попаданием с воздуха было затруднительно — в городе жило много мирных французов, бомбить которых ради решения частных задач британцы пока не решались. Пригнать крупные артиллерийские корабли? Слишком рискованно — один удачный налёт немецкой авиации мог дорого обойтись. Задействовать французское сопротивление? Понадобится нереальное для скрытой доставки количество взрывчатки.

Оставался лишь рейд сил специального назначения. План после доработок получил общее название«Колесница».

Троянский конь

План был столь же красивым, сколь и безумным. Предполагалось взять какой-нибудь корабль вроде эсминца, начинить его взрывчаткой, протаранить ворота дока, поставить таймер и отступить — взрыв такой силы надолго вывел бы сооружение из строя. Параллельно следовало использовать ещё один эсминец для эвакуации коммандос и экипажа«Троянского коня».

Маунтбеттен был в восторге. Правда, поначалу заартачилось Адмиралтейство. Оно, конечно, всячески приветствовало уничтожение дока, но выделять на гарантированное заклание эсминец отказывалось, хотя было готово предложить флотилию малых судов. Но требовался именно эсминец — чтобы в нём сочетались защищённость, скорость, грузоподъёмность и способность проходить над песчаными банками в устье Луары, на которой и стоял порт.

Воздушная разведка доков в Сен-Назере перед операцией

Тогда Адмиралтейство попыталось отделаться тем, чего все равно не жалко, — стареньким французским эсминцем«Ураган», захваченным в Алжире летом 1940 года. Но для сносного управления им требовались французские моряки — а двуязычие было последним, чего хотели бы коммандос в их тщательно спланированном рейде. Да и шанс просачивания информации повысился бы.

Пришлось хорошенько потрясти адмиралов. И, о чудо! — из них выпал старенький американский эсминец«Кэмпбелтаун»(в девичестве«Бьюкенен»), построенный в далёком 1919 году. Корабль был одним из 50 эсминцев, переданных Британии в обмен на морские базы еще осенью 1940-го года.

«Кэмпбелтаун» переделали — сняв всё необходимое для дальних походов и обшив дополнительной броней. Предстоял ближний бой с немецкой артиллерией в устье Луары — требовались скорострельность и уменьшение осадки. Поэтому 4-дюймовые орудия(102-мм) заменили на 12-фунтовки(76 мм), а торпеды убрали вовсе. Дополнительно эсминец оснастили восемью 20-мм автопушками«Эрликон». Ещё«Кэмпбелтауну» удалили половину труб, чтобы он походил на германский миноносец, и припасли немецкий флаг.

Подготовка эсминца«Кэмпбелтаун» к рейду

«На сладкое» в трюм эсминца загрузили 24 глубинных бомбы MkVII — четыре тонны металла и аммотола. Всю эту радость залили бетоном, чтобы озадачить неприятельскую сапёрную команду.

Курс — Сен-Назер!

Флотилия покинула Фалмут в 14:00 26 марта 1942 года. Помимо«Кэмпбелтауна» в походе участвовало по одному катеру MGB и MTB и 16 малых катеров ML — они несли часть коммандос и должны были обеспечить отход. Кроме того, участников рейда сопровождали эсминцы«Атерстон» и«Тиндейл», но лишь до устья Луары — им предстояло патрулировать в открытом море.

Дорога не была спокойной — флотилия наткнулась на подлодку U-593. Потопить её не удалось, подлодка отправила радиограмму о встрече с англичанами — к счастью, та не возымела особых последствий. Затем британцы наткнулись на стаю французских траулеров и принялись топить их и забирать экипажи, но рыбаки резво разбежались. Отправив на дно два судёнышка и получив от команд честное слово, что на траулерах нет немцев, англичане плюнули на это дело.

Катер MTB

Атака

Поздно вечером 27 марта флотилия приблизилась к устью Луары. Вскоре прибыла поддержка — 62 бомбардировщика«Уайтли» и«Веллингтон». Они должны были подавить 54 неприятельских орудия(75-240 мм), прикрывавших подходы к порту, а также множество скорострельных зениток.

Налёт вышел неудачным и без внятных результатов — зато противник начал что-то подозревать.

Флотилию, идущую в ночи по радару и эхолоту катера MTB, заметили в 1:15. Пять минут спустя корабли коммандос поймали в прожектора, но немцы всё ещё не были уверены в происходящем — британцы искусно тянули время, размахивая германскими флагами. Им это успешно удавалось до 1:28, когда противник наконец определился и открыл шквальный огонь.

Британцы рванули вперед. Началась взаимная пальба. Катера подходили к берегу, высаживая десант. Везло не всем — кто-то получал повреждения и отступал, некоторые взрывались и тонули.«Кэмпбелтауну» доставалось больше всего, но броня держала удар. Разогнавшись до 20 узлов, он протаранил ворота сухого дока в 01:34.

«Кэмпбелтаун», протаранивший ворота сухого дока

Немцы отбивали атаки, и лишь отдельным группам коммандос удавалось просачиваться и подрывать немногие из намеченных целей. Результаты отхода остались удручающими. Из 622 участников рейда домой вернулось чуть более трети. Примерно столько же попали в плен. Остальные погибли. Немцы праздновали победу.

Но они не знали о тикающих таймерах в чреве«Кэмпбелтауна».

Хаос

Смертельный груз эсминца сработал в 10:35. Бабахнуло так, что во всём 50-тысячном городе повыбивало стекла. Серьёзно пострадала группа немецких чиновников и саперов, приехавших осмотреть последствия рейда.

Находившихся в доке и вовсе разорвало на куски — отдельные части тел несчастных ещё долго находили в разных частях города. В целом британская эскапада стоила немцам 203 человек убитыми и ранеными.

Главную цель — сухой док — удалось вывести из строя настолько надёжно, что полностью восстановили его лишь в 1947 году.

 

Воздушная разведка после взрыва, остатки эсминца «Кэмпбелтаун» лежат в сухом доке

После взрыва «Кэмпбелтауна» в Сен-Назере обострились приступы паранойи. Два дня спустя среди развалин порта бахнула торпеда с одного из британских катеров. Охране порта начали чудиться коммандос. Стрельбу открывали по любому поводу, что стоило жизни нескольким французам и даже некоторым немецким ремонтникам.

И, хотя в самой Германии британский рейд торжественно объявили провальным, немцы усилили охрану Атлантического побережья и развили лихорадочную активность по строительству укреплений.

«Троянский конь» попросту разнёс всю«посудную лавку» к чертям.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

1 комментарий

avatar
Нагло протаранить ворота, устроить дебош в порту, понести тяжелейшие потери, мало чего добиться и отступить… Эпичный провал!
Что-то не пойму: у операции была цель — разрушить сухой док. Док — успешно разрушен (аж до 1947 года). Почему провал?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.