Тбилисский кошмар: трагедия на канатке

Эта история похожа на сюжет из фильма ужасов, но произошла она в реальной жизни – в Тбилиси 1 июня 1990 года

На Мтацминдской канатной дороге случилась трагедия, унесшая 19 жизней, 42 человека получили тяжелые увечья. Большинство из них были дети, в том числе учащиеся ахалцихской школы №5, в Международный день защиты детей приехавшие на экскурсию в Мтацминдский парк.

До того, как познакомиться с рассказами очевидцев этой трагедии, давайте восстановим хронологию рокового дня.

1 июня, в 15:15, на тбилисской Мтацминдской канатной дороге неожиданно порвался трос, и две параллельно подвешенные гондолы остались без крепления. Одна из кабин, которая была ближе к нижней станции, ударилась об стену, в результате чего пострадали сразу несколько человек.

Верхняя кабина начала стремительно набирать скорость и врезалась в перекрученный подъемный трос. Удар оказался настолько сильным, что гондола раскололась надвое. Примерно с 20-метровой высоты люди упали на крышу и во двор шестиэтажного здания. Некоторые пассажиры в панике прыгали из кабины еще до столкновения.

За два года до трагедии, в 1988 году, канатная дорога была реконструирована по проекту инженера Вахтанга Лежава. По проекту, вместо трех опорных вышек, оставили две, после чего 20-метровая нижняя вышка была заменена на 25-метровую. Произведенные итальянской фирмой новые гондолы прямоугольной формы были рассчитаны на 40 человек.

Смена старых кабинок произошла из тех соображений, что на канатке постоянно были длинные очереди, и новые, более вместительные кабины могли облегчить эту проблему… В момент трагедии в нижней гондоле было 46 пассажиров, в верхней – 47…

 

Тбилисский Фуникулер
Тбилисский Фуникулер

Специально созданная комиссия причиной аварии назвала обрыв подъемного каната и проблемы крепежного устройства, хотя в итоговом отчете отсутствует документ о причине того, почему подъемный трос выпал из муфты кабины.

В очередную годовщину этого трагического дня Sputnik Грузия нашел очевидцев, которые рассказали об увиденном и пережитом.

Батумская актриса Ия Гогиберидзе 1 июня гостила у своей тети в Тбилиси. После этого случая у нее появилась боязнь закрытого пространства и высоты.

«Первого июня мы вместе с подругой пошли на фуникулер…. Никогда не забуду тот день! Знаете, как это было? Мы были наверху и собирались спускаться. Проводник сказал, что снизу уже подымается вторая кабина, и нужно ее подождать — она, мол, будет посвободнее. Вдруг за нашей спиной обрушилась стена. Мы не понимали, что происходит… У нас на глазах развернулась ужасная трагедия. Слышались крики, вопли, плач… Люди будто сошли с ума», — рассказала Ия.

Вид на Тбилиси с верхней станции канатной дороги

 

Самое страшное ее воспоминание о трагедии связано с детьми-близняшками.

«Особенно я запомнила близняшек – двух маленьких красавиц, которые гуляли в Мтацминдском парке вместе с бабушкой. Девочки были в центре внимания, все с ними заговаривали, ласкали… Ужасно то, что в той злосчастной кабине было мало места, и мы его уступили близняшкам…

Совершенно обезумевшие от произошедшего, мы, наконец, пешком добрались до города и поспешили к телефонным автоматам, чтобы позвонить домой и сообщить, что мы живы. А до этого все зашли в церковь…», — поделилась Ия.

Тбилисец, фитнес-инструктор Давид Ратиани в тот день был на канатке вместе с ребенком родственников. После того дня у него появились серьезные проблемы со здоровьем.

«Тот кошмар вспоминается, как замедленные кадры. В момент аварии я был в кабине, подымался наверх. Помню, когда это произошло, проводник начал кричать, чтобы мы легли на пол, но смысла это делать я не понимал. Он начал опускать тормоз кабины, но какой толк от этого?!

Он был неисправен. Вагончик был переполнен… Ребенок, который был со мной, к сожалению, погиб. У меня возникли проблемы с позвоночником», — поделился своими воспоминаниями Давид.

Произошедшее он назвал диверсией.

«Создавалось впечатление, будто новая система специально была так неправильно установлена. К тому же, новые вагоны были больше старых, а трос оставили тот же. Так что, естественно, старый трос не мог выдержать повышенную нагрузку. Эта история по сей день непонятна… Высказывалось много предположений, но я все же считаю, что это была диверсия, и эта версия мне кажется наиболее убедительной и правдоподобной», — отметил Давид.

При этом он подчеркнул, что после аварии пострадавших будто специально отдалили друг от друга, чтобы они не могли общаться.

Жительница Тбилиси Тамрико Мамиконян в момент трагедии вместе с соседским ребенком была на проспекте Руставели, стояла в очереди за билетами на канатку.

Новая канатка - до Черепашьего озера за пять минут

 

«На канатной дороге всегда стояли очереди. Однако в этот день — в Международный день детей — было особенно многолюдно, и в парке Мтацминда проводились различные мероприятия. Мне тогда было 19 лет. Я взяла соседского ребенка в Мтацминдский парк. Было примерно 2-3 часа дня. Лето, жара. Мы стояли в огромной очереди за билетами на нижней части канатной дороги на Руставели.

Помню, я посчитала людей и сказала ребенку, что „этот поедет, вернется и на третьем поедем мы“… Через какое-то время мы услышали шум. Начались крики, паника. Сказали, что канатка свалилась, оборвался трос. Сразу прибыла милиция. Приехали бригады скорой помощи. Я увидела оборванные тросы. Нас всех оттуда вывели, а двери закрыли, внутрь уже не пускали. От испуга меня трясло», — рассказала Тамрико.

Говорили, что тросы были старыми. Еще высказывалась версия, что кабинки были перегружены, однако она считает это маловероятным.

«После этого случая я даже в метро не спускалась…», — поделилась Тамрико.

Алесе Сверчковой тогда было 9 лет, и трагедию она наблюдала с балкона своего дома.

«Мне было 9 лет… Ужасное воспоминание детства. Вот и сейчас – вспоминаю, и все внутри дрожит…», — поделилась она.

 

Тбилисский фуникулер
Тбилисский фуникулер

Все произошло, как она рассказала, в «чудесный, погожий день».

«Я, мой брат и папа сидели на балконе. Вдруг послышался страшный грохот, перед нашими глазами пролетела кабина канатки и врезалась в станцию. Это был тот вагончик, который спускался вниз. Он был переполнен пассажирами! Второй, который поднимался, на полной скорости задел тот, что направлялся вниз, и его разорвало надвое. Люди посыпались на крыши вместе с этой огромной половиной кабины. Крики, ужас!…

Папа посылает за фотоаппаратом, но я застыла в шоке… Вижу: раскачивается оставшаяся часть кабины, в ней два, то ли три ребенка, они кричат о помощи, плачут… Папа уже на месте трагедии. Мы одни с братом в оцепенении, в ужасе от того, что происходит…», — рассказала Алеся.

После перенесенного в детстве стресса, она избегает не только канатной дороги, но и лифтов.

«Всю жизнь вспоминаю этот день, детей в той повисшей расколотой кабине. До сих пор страшно… После этого случая я и канатная дорога (лифты, самолеты…) несовместимы. Пешком спокойнее», — сказала Алеся.

Новая станция канатной дороги в Чиатура
Реконструкцию канатных дорог начали в Чиатура

 

Проживающая в США уроженка Тбилиси Инга Адамс-Поганик в тот день находилась в больнице.

«Моему ребенку, который тогда был совсем маленьким, как раз сделали операцию, и мы находились в дигомской больнице. Стояла жара, в больнице тогда не было кондиционеров. Помню, в нашей палате лежал еще мальчик, и при нем тоже находилась мама.

В тот роковой день в больнице вдруг поднялся страшный крик, двор наполнился людьми, по коридору везли пострадавших, медсестры бегали, срочно готовили операционные. Мы поначалу не знали, что происходит, но было очень страшно. Потом кто-то принес известие о том, что сорвалась канатка…», — поделилась воспоминаниями Инга.

Палатный врач, который запомнился ей как замечательный молодой доктор, дежурил как раз в тот день и всю ночь провел в операционной.

«Выходил ненадолго, уставший и бледный, присаживался в коридоре минут на 10 и снова направлялся в операционную. Я и моя соседка по палате (нам было лет по 25-26) старались ему хоть как-то помочь. Но что мы могли сделать?

Единственное, что было в наших силах, это всю ночь варить кофе ему и всему медперсоналу, чтобы как-то их взбодрить. Никогда не забуду глаза того врача – красные от переутомления и бессонной ночи… Врачи вместе до последнего боролись за жизнь каждого пациента…», — рассказала Инга.

Спустя годы канатную дорогу все же решили восстановить. О том, на каком этапе сейчас находятся восстановительные работы Sputnik Грузия рассказал заместитель мэра Тбилиси Ираклий Леквинадзе.

«Решение о том, что канатная дорога Мтацминда-проспект Руставели начнет функционировать, естественно, уже принято. Тбилисская мэрия вместе с одной из партнерских компаний и парком Мтацминда уже начала работу над проектом. Изначально была изменена локация, и она с территории перед „Рэдиссоном“ переместилась на заднюю территорию здания Академии наук, где исторически и находилась. Сама технология, по которой должна управляться канатка, очень современная», — сказал Леквинадзе.

Оборудование для новой канатки приобрела компания «Доппель Майер», оно хранится на ее же складе. На сегодняшний день на верхней и нижней станциях ведутся подготовительные работы.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +10

1 комментарий

avatar
мда, еще одна фобия в копилочку
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.